Долги надо отдавать. Когда-то, а именно четыре года назад, мой сегодняшний гость очень мне помог. Он прославил впервые проводившийся Московский экономический форум, пресс-секретарем которого была я. «Мужик, который все по-русски объяснил», именно так окрестили в интернете ролик с выступлением Василия Мельниченко, уральского фермера, директора сельхозпредприятия «Галкинское» на МЭФ-2013. Многомиллионная интернет-слава была на руку всем, в том числе и мне. Именно тогда о нашем форуме узнала если не вся, то огромная часть страны. Про выступление Мельниченко не писали только крайне ленивые СМИ: газеты и журналы пестрили яркими заголовками, интернет просто взорвался, телевидение также не отставало и гонялось за ним по всей России.
В чем же секрет успеха Василия Александровича? — спросите вы. Я считаю в том, что он очень смелый и сильный духом человек, настоящий патриот своей страны, ратующий за народ. Поэтому именно с ним обсудили вопрос развития сельского хозяйства в России, поговорили об агрохолдингах и других формах хозяйствования, затронули вопросы коррупции в Минсельхозе, а также настроили молодежь на работу в отрасли. Не обошлось и без совета молодым аграриям, а также философских рассуждений о роли села в науке и жизни страны.
«СП»: — Василий Александрович, во всех моих интервью красной нитью проходит именно позитивный сценарий для России. Я бы просила Вас в нашем разговоре сделать акцент на развитие. Россия достойна великого будущего, я думаю, что Вы со мной согласны?
— Конечно.
«СП»: — Мы часто слышим в новостях о господдержке и субсидиях, которые получают представители несырьевого сектора экономики. Расскажите, есть ли эта поддержка в сельском хозяйстве? Чувствуете ли вы ее? И все ли делается верно?
— На самом деле поддержка правительством действительно оказывается. Во всяком случае, мы эти бумаги читаем, нам рассказывают об этом в новостях. Мы слышим о том, что ежегодно увеличивается поддержка сельского хозяйства, что кто-то получил 10 млн рублей субсидий, кто-то 15 млн рублей субсидий в зависимости от типа хозяйства.
Но такие как я, те, кто обрабатывают землю в растениеводстве, могут рассчитывать только на погектарную поддержку, а она очень маленькая. Ну что такое 380−400 рублей на гектар?! Причем даже богатые области очень мало добавляют фермерам. Так, если федеральная поддержка составляет 300−400 рублей на га, то область может добавить 1000 рублей на га. В нашей Свердловской области федеральная и областная поддержка составляет 500 рублей на гектар. Спасибо, как говорится, и за это…
Но, к сожалению, погектарная поддержка не сделала нам экономической погоды, потому что повышение акцизов на дизельное топливо, повышение платы за электроэнергию, введение утилизационного сбора нивелировало до нуля эту самую поддержку. Государство вроде бы одной рукой дало, а тремя руками забрало. Встает вопрос, а каким образом мы реализуем доктрину государственной безопасности?! А каким образом мы выполним поручение президента Российской Федерации по развитию сельских территорий? По импортозамещению? По производству дешевых и качественных российских продуктов питания?
Второе, что я хотел бы отметить, это то, что большие государственные деньги отдаются банкам. Это не помощью сельскому хозяйству, а помощь нашим конкретным банкам в виде субсидирования процентной ставки по кредиту. Нас это не устраивает. Такие фермеры как я кредит вряд ли получат, да и сама процедура получения кредита и субсидии настолько сложная, что мне проще от нее отказаться. 5000 — 7000 рублей в виде субсидии в месяц (так как у меня маленький кредит) мне погоды не сделают. Вот для агрохолдингов, которые берут 5−7 млрд рублей кредита, это существенно. Поэтому 90% всех субсидий в России ложатся на плечи 40−50 олигархов от сельского хозяйства.
Я сторонник того, что не надо лицемерить, а надо открыто сказать — мы не помогаем сельскому хозяйству, а сделаем доступными ресурсы, перестанем поднимать налоги, перестанем поднимать цену на электроэнергию, на дизельное топливо, перестанем терроризировать транспортников, принимая всякие «Платоны» и тому подобное. И тогда, скорее всего, субсидии нам не нужны будут. На сегодняшний день мы даже планировать ничего не можем, потому что мы не знаем, когда правительство в очередной раз поднимет цены на энергоресурсы.
«СП»: — Василий Александрович, я знаю что вы — фермер. Я хочу, чтобы и наши читатели поняли, насколько вы большой или маленький фермер…
— Я маленький фермер, на свое село, на свое поселение единственный остался. Я небольшой, но на меня, на мою семью, на наш коллектив большая надежда. Сегодня мы обрабатываем около 1000 га земли, хотим освоить брошенные 7000 га земли, хотим дальше расширяться. Сегодня в нашем хозяйстве есть своя племенная кроликоферма, мы выращиваем овощи и зерновые. В планах «поставить» свой комбикормовый заводик. Потому что из-за недостатка хороших кормов люди перестали держать скотину. В планах также сделать бойню. По сегодняшним правилам мы не имеем права ни забивать скотину, ни продавать мясо.
На ферме у нас работает 11 человек, в растениеводстве — 18 человек. Также у нас есть свое кафе. В сфере услуг работают еще 35 человек. Если в этом году мы откроем комбикормовый цех и реализуем свою мечту по переработке овощей, то рабочих мест станет около 90. Какая-никакая занятость! На самом деле в селе Галкинское более 350 человек сидят без работы.
«СП»: — Как вы рассматриваете агрохолдинги: как наше будущее или как этап? Что лучше: большие хозяйства или малые формы агробизнеса? В чем баланс?
— Агрохолдинги — это большая ошибка. У нас в России их строят себе привластные, прибюджетные люди. Такие предприятия не должны «входить» в Министерство сельского хозяйства, не должны поддерживаться деньгами бюджета.
Агрохолдинг — это производство определенного вида продуктов питания. Но кроме этой цели должна ставиться и другая — развитие сельских территорий. На селе должны быть и школы, и больницы, и люди, и дети. Агрохолдинги это не интересует. Создание рабочих мест под определенную территорию их не интересует. Потому это ошибка Российской Федерации. У нас в России должны существовать малые формы хозяйствования, люди на селе должны иметь работу.
Еще одно очень важное глубочайшее заблуждение, что агрохолдинги дают нам дешевые продукты питания, что они могут всех нас массово накормить. Вот вам простая арифметика — посмотрим, сколько денег затрачивается на строительство простого комплекса. Мы приводили этот пример нашему премьеру. Итак, строим в крестьянском хозяйстве ферму на 180 коров — современная, красивая, все как положено. Мы даже фотографировали эту ферму. Коровье место на такой ферме стоило 63 тысячи рублей плюс цена за племенную корову. Далее получили субсидию на корову в 32 тысячи рублей, получили субсидию на коровье место. Люди благодарят государство трижды! Теперь едем на солидный агрокомплекс. Не так давно все газеты писали как какой-то депутат строит агрокомплекс в Воронежской области, на которой выделены около 7 млрд рублей. Сколько коров будет на этом агрокомплексе? А около 1000 коров. То бишь одно коровье место стоит 1 млн рублей. Спросите у любого специалиста, а может ли корова окупить вложения в такую сумму? Нет, не сможет. А теперь посмотрим, какая была субсидия — от 400 до 600 тысяч рублей за одно коровье место. И здесь встает вопрос — не коррумпировано ли Министерство сельского хозяйства?
«СП»: — Непростой вопрос о качестве продуктов питания. Можно ли в России производить рентабельно натуральную продукцию?
— В связи с программой импортозамещения Владимир Путин дал четкое задание заполнить отечественный рынок собственной качественной продукцией, которая будет дешевле импортной, чем снимет социальную напряженность. Качественную, дешевую и разнообразную продукцию могут дать только крестьянские предприятия. Там химия меньше применяется, потому что в таких хозяйствах небольшие площади, которые можно обработать даже механически.
Скажите, разве можно обманывать природу? Например, если здоровый мужчина хочет накачать мышечную массу, он идет в спортзал и много-много месяцев качается. А другой мужчина, которому нужно на конкурс попасть, ему не нужна сила, ему нужны просто красивые мышцы, так вот он купил два ведра анаболиков, наелся, и у него за две недели выросло то, что первый качал целый год. Так вот поросята, которые растут на нынешних свинокомплексах, растут 90 дней до убоя. Свинья не может набрать убойный вес за такой срок. Поэтому такие свиньи едят премиксы, анаболики.
Чтобы продавать свою продукцию, фермеры должны кооперироваться. Весь мировой опыт, вся мировая практика доказывают верность такого шага. На сегодняшний день кооперация снизу не получается, люди не умеют договариваться. Поэтому государство должно взять на себя такую ношу. И здесь особое значение имеет местное самоуправление.
«СП»: — Правительство РФ разработало новую программу научно-технического обеспечения АПК. Новость сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Разработка новых семян, новых племенных технологий для выведения новых пород и сортов, технологий новой переработки — включено в эту программу. Почему до сих пор все это не сделано? Видите ли Вы перспективу в этой новости?
— Отвечу кратко. Нам необходим новый состав правительства. И чтоб там никаких Дворковичей, Шуваловых и Улюкаевых не было. Их место «почетное» — надо поднимать Магаданский край. Не стоит воспринимать серьезно заявления нашего правительства.
«СП»: — К 2020 году аграрии Башкирии решили полностью обеспечить себя местными овощами. За 5 лет сбор овощей закрытого грунта планируется увеличить в 1,5 раза. Местные сельхозпроизводители могут рассчитывать на господдержку, они смогут возместить до 70% расходов. Почему в Башкирии все получается в сельском хозяйстве, а в других регионах туго?
— Обратите внимание, и в Татарстане, и в Башкирии все сельские населенные пункты на 100% газифицированы. И Башкирия, и Татарстан в какой-то мере национальные республики, и их руководитель несет ответственность за своих граждан. Это чувствуется, они искренние ратуют за свою область. Я не удивлюсь, если они добьются 100% компенсации сельхозпроизводителям, потому что они хотят этого. Если бы у нас все губернаторы так бились за крестьян и добивались, то у нас бы был другой госбюджет на сельское хозяйство. Президент Татарстана в какой-то мере зависит от своих избирателей, другие губернаторы просто назначаются на работу. И пока повезло, надо успеть устроить своих родственников и так далее, и так далее. Поэтому порадуемся за жителей Татарстана и Башкортостана, за жителей Белгородской области. А остальным крестьянам России — ничего не светит.
«СП»: — Молодежь и сельское хозяйство: перспективна ли отрасль? Стоит ли учиться в аграрных ВУЗах?
— Я за то, чтобы молодежь оставалась в деревне или шла в деревню. Во-первых, в деревне неоспоримые преимущества перед городом. У нас больше солнца, у нас нет проблем с парковкой, государственная помощь на строительство жилья на селе существеннее, — по федеральной программе можно получить 900 тысяч рублей на домик.
Чтобы молодежь пошла на село, там нужны рабочие места. С ВУЗа необходимо проектное обучение, при котором готовят не 100 агрономов, а готовят кадры под конкретный проект по развитию сельских территорий. Такие проекты надо показывать по телевидению, делать реалити-шоу. Вместо «Дом-2», «На острове» надо показывать и рассказывать, каких результатов добивается молодежь. Человек труда должен стать приоритетом государства.
Отмечу важный момент — без местного самоуправления нельзя отправлять молодежь в сельскохозяйственную отрасль. Если нет власти на местах — это анархия.
Но шанс у нас есть. Хороший пример — в селе Галкинское мы работаем по кремнию. У нас крупнейшее месторождение аморфных кремнеземов. Из них в Советском Союзе производили пенокерамику, теплоизоляционные материалы, различные опудриватели
Село — это не страшно для молодежи, потому что мы сможем многого добиться.
«СП»: — Какой новый экономический курс предложили бы вы?
— Сегодня есть много программ и курсов, но никто не опирается на людей. Все опираются на схемы, графики и так далее. У России есть национальный лидер, а вот «26 маршалов» экономики нет. Я знаю десяток людей, которые достойны стать «маршалами».
Главными показателями переустройства всей нашей экономики должны стать честность и справедливость. Не количество производства нефти и газа, а ликвидация жлобства и коррупции. Президент и 26 честных руководителей должны дать клятву перед народом, что они пять-шесть лет не будут воровать, и в случае, если у них не получится — они готовы застрелиться. Вот тогда у нас все получится!
Мы также не имеем основы развития — у нас нет власти на местах, которая бы все контролировала. Причем по следующему принципу. Например, я глава сельсовета, появился у меня на территории один безработный — никаких премий, появился второй — нет премий депутатам и главе, появился третий безработный — расстрел.
«СП»: — Ну не до такой же степени…
— Ну не до такой… Но левое колено — прострелить.
Человек должен понимать, что он несет ответственность перед населением. Он взял на себя ношу и должен нести ответственность моральную, физическую, экономическую и всю остальную.
«СП»: — Василий Александрович, что посоветуете молодым аграриям?
— По поручению президента начинающих фермеров поддерживают грантами по полтора, два и даже три миллиона рублей. Это конечно небольшая сумма. Надо понимать, что мы жизнь должны сделать для себя. Давайте не будем кидаться на слова «импортозамещение» и все остальные слова, давайте просто будем работать, работать ради себя, ради своих семей, потому что нам надо оставить свой след.
Государство на самом деле всех может поддержать. Президент дал поручение губернаторам найти активных людей на местах и не только в фермерском, но и в других направлениях. Конечно, эти гранты трудно получить — ну что ж мы хотим жить без проблем?! Надо добиваться. Надо мужикам быть мужиками. Ну а женщины у нас давно все — хорошие русские женщины. На них вся надежда. Если девушки возьмутся за фермерство, то я вам скажу — мы не только накормим Россию, мы полмира будем кормить! Наши министры ошибаются, ставя на мужиков, надо ставить на женщин.
А вообще, должны же мы обуздать гравитационные волны!
«СП»: — Что Вы хотите этим сказать?
— Более 100 лет назад Герц открыл электромагнитные волны. Тогда все думали, — да кому они нужны, эти электромагнитные волны?! А на сегодняшний день мы все живем на этих волнах: телефоны, телевизоры, радио… Мы видим друг друга и разговариваем через тысячу километров. Мир шагнул в невиданное, в новую цивилизацию.
Сегодня и мы, как дети, стоим перед таким же невиданным, перед обнаруженными гравитационными волнами. Представьте себе на минутку, что у других стран не получится обуздать эти самые гравитационные волны. И вдруг в селе «Затерянный мир» Курганской области или в любой другой деревне родится мальчик, которому не закроют школу, который вырастет здоровым, потому что сельский врач будет опекать его и ни в коем случае не даст ему заболеть, который увидит вокруг себя всю красоту мира и, окончив школу с отличием, вдруг решит заниматься гравитационными волнами. И в 24 или в 30 лет он станет Нобелевским лауреатом, который не просто обуздает эти волны, а получит такую энергию, что вся вселенная нам будет открыта. Почему бы и нет?! Почему не в деревне это должно произойти?! И там тоже может быть. В селе Галкинское это будет точно.