18+
четверг, 20 июля
Экономика

Госбанки провалили план Путина по кредитованию экономики

Заставить банкиров занимать деньги предприятиям, продукция которых не продается, практически невозможно

  
5

Правительственный кредитный план, который четко сформулировал премьер-министр Владимир Путин, был сорван госбанками, утверждает в своем экспесс-прогнозе «Центр развития» ГУ-ВШЭ. Сбербанк, ВТБ и «Газпромбанк» так и не увеличили кредитование отечественных предприятий до объемов, жестко обозначенных главой кабмина.

Напомним, что в начале лета Владимир Путин заявил, обращаясь непосредственно к государственным Сбербанку, ВТБ, «Газпромбанку», Россельхозбанку и ВЭБу: «В связи с принятыми правительством решениями, кредитный портфель в июле текущего года должен быть увеличен не менее чем на 150 млрд. рублей, а до 1 сентября должен быть плюс еще 150 млрд. рублей, то есть, всего 300 млрд. рублей».

И вот отчетность госбанков за август опубликована. Заметим, всех кроме ВЭБа, отчет которого фактически засекречен. Теперь, обобщив информацию по всем банкам, которым правительство, щедро выдавая государственные средства, приказало увеличивать объём кредитов экономике на 2% в месяц, можно смело сказать, что они этот кредитный план сорвали, причём все разом.

Как констатирует в отчете на сайте OPEC эксперт «Института развития» Дмитрий Мирошниченко: «Летняя кредитная кампания госбанков завершилась снижением совокупного кредитного портфеля на 1,9%. Заметим, что эти данные не учитывают портфель ВЭБа, следовательно, можно предположить, что указание премьера было выполнено именно за счёт кредитной экспансии этой госкорпорации, но проверить эту гипотезу не представляется возможным. Конечно, это не столь масштабное падение кредитования, как у частных банков, которое по нашей оценке оно составило порядка 3,3−3,4%, но оно как нельзя более наглядно показывает текущее состояние российской экономики. Более того, анализируя движение денег по разделам балансов госбанков, можно утверждать, что с очень большой вероятностью август, помимо всего прочего, ознаменовался значительным ростом продления сроков корпоративных кредитов. Что фактически заменило новые кредиты в отчетах, а на деле свидетельствует о дальнейшем ухудшении банковских кредитных портфелей».

Куда же ушли государственные деньги, которые были предназначены предприятиям? По косвенным признакам, можно предположить, что часть их была использована для игры на валютном рынке. Ведь за лето курс рубля дважды неожиданно ослаблялся без особых фундаментальных причин — как раз накануне очередного снижения ставки рефинансирования Центробанка. А потом опять резко уходил вверх. Создавалось полное впечатление, что какие-то достаточно крупные игроки валютного рынка спекулируют на инсайде о снижении ставки. Конечно, отследить игру банков на рынке невозможно, ведь большинство из них играет через подставные инвесткомпании, которым оно, якобы, просто дает краткосрочные кредиты. Но один из бывших руководителей Центробанка в приватной беседе согласился, что судя по всему, подобный сценарий вполне реален. Ну а в том, что у госбанков может оказаться инсайдерская информация о времени снижения ставки ЦБ, думаю, никто сомневаться не будет. Россия-с…

К тому же, эти резкие, но временные ослабления рублевого курса были на руку Центробанку. Они своевременно удерживали национальные деньги от излишнего удорожания из-за растущей цены нефти и притока нефтедолларов. И ЦБ не приходилось «печатать» лишние рубли на рыночные интервенции, что позволяло ему контролировать показатель инфляции, за который он отчитывается перед государством. А банки зарабатывали деньги, чтобы вернуть правительственные кредиты с прибылью. Вот только отечественные предприятия в этой картине всеобщего благоденствия оказались крайними — они так и не получили денег на развитие. В итоге российское производство, только начавшее выходить из пике, в августе снова обвалилось на 14%.

Как пояснил вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев: «Если я вам сейчас скажу, каков удельный вес средств ЦБ в балансах крупнейших банков, вы будете удивлены — до 30% доходит. Примерно столько же, сколько у проблемных банков, находящихся на санировании в ВЭБе и АСВ. Но в нынешних условиях у банков нет иной альтернативы, как проводить консервативную политику на рынке кредитования. Говорить о том, что банки не кредитуют предприятия, абсолютно неправильно. Ну а в том, что это кредитование не растет, в условиях продолжающегося кризиса нет ничего необычного. А кого кредитовать-то? Я рекомендую всем, кто ругает банки за не предоставление займов, поработать хотя бы один день кредитным инспектором. Если у предприятия упала выручка, если нет сбыта продукции, как его можно кредитовать? Ведь банки не дают деньги просто так, они должны получить их обратно с процентами. Банкиры не могут кредитовать убыточный бизнес. Потому что одной рукой они берут эти деньги у клиентов — на определенный срок и с процентами, а другой выдают их заемщикам. И в случае невозврата у них возникает реальная угроза „разрыва“ ликвидности. К тому же, практически у всех российских банков существует проблема долгосрочного фондирования — возможности получения „длинных“ пассивов».

А значит, давать деньги банкам на кредитование реального сектора в условиях кризиса все рано нужно, и государство нашло хитрый выход из ситуации. Основном видом господдержки банков скоро станет их «докапитализация» через облигации федерального займа (ОФЗ), то есть, они будут получать средства не в денежной форме, а виде гарантийных госбумаг. А беззалоговое кредитование банков и объемы их рефинансирования Центробанком, а также размеры свободных бюджетных средств, размещаемых на депозитах частных банков правительством, целенаправленно снижаются. И программа капитализации банков через субординированные кредиты ВЭБа практически прекращена в связи с исчерпанием 410 млрд. рублей, выделенных на эти цели. Как заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, необходимости продлевать эту программу нет.

Постановление правительства, устанавливающее порядок капитализации банков посредством ОФЗ, вступило в силу в июле. На эти цели Минфин запланировал выделить из бюджета 150 млрд. рублей в нынешнем и 250 млрд. рублей в следующем году. Однако воспользоваться этим видом «докапитализации» смогут лишь «приближенные к государству» — крупнейшие банки с активами не менее 30 млрд. рублей. По данным ЦБ, в эту категорию попадают всего 73 банка из 1100 российских кредитных организаций, которые аккумулируют 85% всех активов банковской системы. Но за такую помощь они будут обязаны допустить государство к своему управлению.

По мнению участников рынка, условия оказания господдержки сильно ущемляют права акционеров, ведь представитель государства вправе входить в совет директоров банка и накладывать вето на принятие решений. Поэтому помощью государства воспользуются лишь банки, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, при которой готовы разделить корпоративное управление с государством, считают банкиры.

Возможность государства участвовать в управлении банками остается единственным способом контролировать расходование средств господдержки. Но даже в этом случае, по мнению экспертов, деньги могут быть пущены на «иные цели», как это случилось, например, с беззалоговыми кредитами ЦБ, которые банки «конвертировали» в валюту в период новогодней девальвации рубля. Конечно, сейчас столь прямо банки действовать не будут. Ведь они могут просто рефинансировать и продлить старые кредиты, не выдавая новых займов, а в отчетах показать формальный рост. По оценкам экспертов, примерно половина выданных корпоративных кредитов в портфелях банков сегодня являются пролонгированными с прошлого года.

Вот такая хитрая банковская математика получается. И как после этого заставить банки реально кредитовать предприятия, одному премьеру известно. А если учесть, что его прямое указание было проигнорировано, то даже Владимиру Владимировичу неизвестно.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня