Принятие поправок к бюджету-2016 переносится на осень текущего года. Об этом сообщает «Коммерсант». Ранее, напомним, планировалось внести поправки во второй половине апреля. Сдвиг на осень означает, что поправки будут приниматься уже новой Госдумой. Кроме того, новый парламент, скорее всего, не станет разрабатывать и принимать бюджет на три года (2017−2019), и ограничится однолетним бюджетом-2017.
Главная и очевидная причина такого решения — выборы в Госдуму нынешней осенью. Действующему парламенту банально не хочется брать на себя ответственность за непопулярные решения. В первую очередь, речь идет об отказе от летней доиндексации пенсий на уровень фактической инфляции 2015 года (то есть на 8,9%). Причем, в этой ситуации позиция депутатов устраивает и правительство. Тонкость в том, что в действующей редакции бюджета-2016 летняя доиндексация пенсий просто-напросто не предусмотрена. Если оставить бюджет в его нынешнем виде, кабмину не придется ломать голову, где взять деньги на эти выплаты.
Да, текущий вариант бюджета сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть $50 за баррель, а сейчас «черное золото» поднялось только до $40. Тем не менее, этого достаточно, чтобы свести концы с концами в рамках действующей редакции бюджета. К тому же, не менее 35% расходов бюджета традиционно приходится на IV квартал, и это дает Белому дому поле для маневра: дополнительно сократить расходы можно будет и после парламентских выборов — в ноябре или декабре 2016 года.
Правда, если нефть не будет дальше дорожать (а шансы такого сценария весьма велики), чтобы профинансировать расходы, предусмотренные действующей редакцией бюджета, правительству почти наверняка придется приватизировать «Роснефть» и «Башнефть», а также изъять дивидендные накопления «Роснефтегаза». Развилка с точки зрения власти выглядит так: или приватизация «Роснефти», или полностью исчерпанный в начале 2017 года Резервный фонд. Понятно, что второй вариант выглядит куда более рискованным.
Вместе с тем, надо понимать: власти, отказываясь от принятия непопулярных решений накануне избирательного цикла, выбирают вариант, который удобен им, а не российской экономике. Поправки в бюджет-2016 тесно связаны с реализацией «антикризисного плана», который призван простимулировать экономику страны. Еще в марте 2016 года выяснилось, что «антикризисные» заявки ведомств не покрыты резервами правительства, заложенными в действующий бюджет. В итоге «антикризисный план» был принят без определения источников, а в ряде случаев и сумм финансирования по отдельным пунктам.
По сути, перенос на осень правки бюджета-2016 означает, что «антикризисный план» в текущем году так и останется на бумаге, а экономика России, возможно, на лишний год застрянет в рецессии.
Почему правка бюджета-2016 откладывается в долгий ящик, чем это обернется для России?
— Решение отложить правку бюджета на осень делает рецессию в 2016 году безальтернативной, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Вопрос только в том, насколько глубокой она окажется. Поправки в бюджет должны были открыть дорогу структурным реформам, в частности, реформе пенсионной системы. Теперь же непонятно, что с этой системой делать, и когда заниматься ее «перезагрузкой».
Нельзя сказать, что сейчас правительство не выполняет свою повестку, но антикризисные меры, которые оно принимает в отсутствии структурных реформ, выглядят как коробок рассыпанных спичек — между ними нет связей. Правки в бюджет позволили бы выстроить такие связи, и ответить на вопросы: где и какие расходы мы сокращаем, в каких секторах, когда мы это делаем? Это позволило бы, во-первых, максимально снизить расходную нагрузку на бюджет, во-вторых, высвободить ресурсы для государственных инвестиций, направленных на поддержку экономики.
На мой взгляд, затягивание с внесением правок в бюджет говорит о нежелании и незаинтересованности властей заниматься серьезными среднесрочными мерами, которые бы обеспечили устойчивый рост экономики.
Дело в том, что пока экономическая политика остается неопределенной, пока она выглядит как сиюминутный набор решений для подстраивания к текущей ситуации, невозможно заниматься среднесрочным финансовым планированием. Между тем, бизнесу важно четко представлять, например, как будет меняться тарифы на услуги естественных монополий, чтобы планировать инвестиции и подсчитать издержки. В ситуации неопределенности бизнес на инвестиции не пойдет. А нет инвестиций — нет и восстановления экономики.
«СП»: — На что власти надеются, откладывая бюджетные правки в долгий ящик?
— Возможно, на то, что цены на нефть еще поднимутся. На мой же взгляд, значительно «черное золото» уже не подорожает — $50 за баррель больше не будет.
Да, 17 апреля в катарской Дохе должны стартовать переговоры стран-экспортеров нефти о заморозке добычи. Если переговоры будут успешными — это, конечно, даст эффект роста цен на нефть, и он будет восприниматься финансовой системой РФ как глоток свежего воздух. Но выстраивать политику, которая зависит от позиции шейхов, не слишком дальновидно.
Кроме того, правительство РФ твердо держит курс на снижение инфляции, и надеется, что это принесет плоды. Белый дом небезосновательно считает, что в конце 2016 года сможет выйти на годовой показатель инфляции 6−6,5%. А это означает совершенно другую ключевую ставку — к концу года она может упасть до 8−8,5%.
Да, второе полугодие 2016 года для экономики будет довольно сложным из-за того, что заканчивается эффект низкой базы. Это значит, что каждую долю процента в снижении цен придется отвоевывать двойными-тройными усилиями. Тем не менее, инфляция может продолжить падать, и это, безусловно, хорошо. Так, если инфляция будет низкой, дополнительная индексация пенсий вообще не понадобится.
Но и в этом случае ответы на ключевые вопросы остаются открытыми. Например, из каких источников финансировать дефицит бюджета? За счет ускоренной траты Резервного фонда? Это возможно, но тогда фонд быстро исчерпается. Или же придется расширять внешние заимствования? Но такие заимствования — это, по сути, деньги, которые забираются из российской экономики, изымаются с внутреннего рынка. А это ресурс, который может быть потрачен на развитие.
Ясности, какой путь изберет правительство, нет до сих пор. Скорее всего, кабмин попытается сделать микст: часть денег возьмет из Резервного фонда, часть займет на внешних финансовых рынках. В любом случае, гладким этот путь не будет. Мы уже сегодня видим, что размещение российских евробондов на $3 млрд идет с большим скрипом. В конце марта ряд крупных европейских банков — BNP Paribas, Credit Suisse, Deutsche Bank, HSBC и UBS — отказались от российского предложения. Об этом сообщила The Wall Street Journal. Ранее от участия в сделке по совету властей США отказались американские банки Bank of America, Citigroup, JPMorgan Chase, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Wells Fargo.
Западные банки поступают так из соображений политкорректности: на Западе есть подозрение, что деньги, которые займет Россия, будут потрачены на помощь компаниям, которые находятся под санкциями.
На этом фоне многие финансисты и аналитики надеялись, что в апреле поправки в бюджет-2016 будут внесены, и будут обозначены стратегические направления в бюджетной политике РФ. Теперь понятно, что этого не произойдет. Более того, я не исключаю, что информация «Коммерсанта» носит промежуточный характер, и окончательных решений и по осенней правке бюджета-2016 не принято.
«СП»: — Как при таком раскладе выглядят перспективы восстановительного роста нашей экономики?
— Рисунок будущего восстановительного роста оказывается в сильном тумане. Банк России, замечу, пока сохраняет прогноз спада экономики по итогам текущего года на 1,3−1,5% ВВП. Но примечательно, что в начале апреля в сторону ухудшения пересмотрели свои прогнозы по российской экономике Международный валютный фонд (падение 1,8%) и Всемирный банк (падение 1,9%).
Все это говорит об одном: ситуация в нашей экономике весьма неустойчивая. Да, в условиях избирательного цикла правительству РФ трудно обсуждать крупные структурные реформы. Напомню, что к реформе пенсионной системы подверстывается реформа межбюджетных отношений, а дальше выстраивается целый пласт менее масштабных преобразований. Сейчас принятие всех этих решений откладывается по политическим соображениям, и это мешает мотивации бизнеса, и откладывает восстановительный рост…
— Осенью 2016 года грядут парламентские выборы, и, конечно, непопулярные поправки в бюджет-2016 могут снизить рейтинг партии власти, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов.
— Именно поэтому правка бюджета переносится на осень, тем более, правительство лелеет надежду, что цены на «черное золото» повысятся. К тому же значительная доля расходов бюджета приходится на IV квартал, поэтому Белый дом сможет «подрезать» бюджет в конце года уже с новым парламентом.
Думаю, сейчас правительство никаких серьезных экономических решений вообще принимать не будет. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ключевые решения по приватизации госактивов также перенесены на осень. По сути, сегодня все подчинено выборам.
«СП»: — Экономика от этого проигрывает?
— Конечно. Из-за бесконечного откладывания решений инвестиционная часть бюджета-2016 минимальна. А имеющиеся бюджетные деньги тратятся не на поддержку реального сектора, а, в первую очередь, на докапитализацию ВЭБа. Напомню, что ВЭБ получит 150 млрд рублей из средств «президентского резерва» в 342 млрд рублей, образовавшегося в силу заморозки пенсионных накоплений в 2015 году. Где же здесь поддержка экономики?!
Характерно, что на задний план постепенно ушло и обсуждение проблемы импортозамещения. Все чаще высказывается тезис, что «Запад устал от санкций». Из чего выстраивается цепочка: раз устал — значит, санкции отменит, а раз отменит — зачем заниматься импортозамещением?!
Такие настроения, я считаю, загоняют отечественную экономику в угол…