Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Бизнес в России
18 апреля 2016 16:14

«То, что народ будет голодать, феодалов не волнует»

Дмитрий Потапенко: пока отношение к торговле, к сбыту будет наплевательским, торговли и сбыта не будет

14109

Не скрою, что еще не общалась с ритейлерами. Поэтому на интервью с новым гостем «мчалась» с неким волнением. Гость оказался оригинален и пунктуален: интервью состоялось вовремя, но в компании еще двух коллег-журналистов из других изданий. А теперь, внимание! Встреча была назначена в день моего звонка в позднее вечернее время. Импульсивный, четкий, сильный, не сложный — это о нем с первого взгляда. Практицизм во всем, непробиваемая самоуверенность и сила, первопроходец — это о нем после интервью. И еще одна маленькая, но показательная деталь — в его кабинете на планшете «для важного» висит записка от дочери, где написаны самые важные, на мой взгляд, слова, — «Как сильно я тебя люблю!»…

Итак, наш сегодняшний гость Дмитрий Потапенко, предприниматель, управляющий партнер Management Development Group, с которым обсудили будущий курс российского рубля, проблемы предпринимателей, ритейлеров и сельхозпроизводителей, а также поговорили о влиянии правоохранительных органов на деятельность предпринимателей.

«СП»: — Дмитрий, вы часто говорите о важной роли товаропроизводящей цепочки, которая включает в себя семь звеньев: производство, переработку, упаковку, транспортную, складскую и комплектовочную логистику и ритейл. Есть производители, которые утверждают, что кучу посредников можно избежать. Что скажете о таком предложении?

— Видимо можно, но она все равно будет состоять из семи звеньев. Все зависит от понимания, кто такие посредники. Конечно, внутри оператора (неважно какого, это может быть ритейл, общепит или производитель) могут «висеть» эти звенья. Я считаю, что разделение этих звеньев по бизнес единицам в 90% случаев приводит к тому, что фирменная розница убыточна.

Приведу простой пример на огурцах. Допустим, вы выращиваете огурцы на даче. Вырастили — это вы производитель. Потом закатываете их в трехлитровые банки — это упаковка. Потом на очень дорогой машине перевозите соленые огурцы домой — это транспортная логистика. Ставите банки на балкон — это складская логистика. Потом приходят ваши друзья и под водочку достают огурцы из большой банки, но поскольку все они не съедят, банка большая, то вы перекладываете оставшиеся огурчики в литровую банку — это комплектовочная логистика. Когда друзья употребляют это все под водочку — это ритейл.

«СП»: — Ах вот, что значит ритейл?! Получается, самое вкусное у ритейла…

— Ну, ритейл сам не потребляет, потребляют покупатели. Ритейл всего лишь доставляет вам эту историю. Причем именно ритейл несет ответственность за все предыдущие звенья. Поэтому, как только мне кто-то расскажет, как сократить эту цепочку, вы мне об этом расскажите, и я буду вместе с вами учиться.

«СП»: — Дмитрий, вы говорили, что занимаетесь производством продуктов питания. Что производите?

— Мы фасуем замороженные смеси.

«СП»: — Какие трудности возникают у вас в производстве?

— Это Роспотребнадзор, наши любимые санитары и правоохранительные органы. Разрешительная документация. Все хотят себе кусок. Так что ничего нового, абсолютно все как у всех. Тоска.

«СП»: — Сбыт сами организуете? По своим сетям? Со сбытом нет проблем?

— Директор производственной компании изначально должен понимать, какой продукт он производит, тогда со сбытом проблем не будет. Маркетинг, которому лет 40, был изобретен с целью производства товара, который не нуждался бы в сбыте. Если кто-то жалуется на проблему со сбытом, значит он не производственник.

«СП»: — Вот ваш знакомый Павел Николаич Грудинин не всегда может сбыть произведенную продукцию. Например, картофель, другие овощи. Вы же сами знаете, супермаркеты у нас иностранной картошкой напичканы.

— Павел Николаевич находится в жестких тисках. С одной стороны у него — Москва, а с другой стороны — у него проблема не столько с физическим сбытом, сколько с отсутствием инфраструктуры, транспортной, складской, комплектовочной логистики и прочим. Но только это проблема не Павла Николаевича, а это проблема нашего любимого государства. Те экономические законы, в которые он поставлен, напрямую отражаются на себестоимости. Стоимость энергоресурсов, топлива, постоянные проверки — это ежедневные проблемы. Горюче-смазочные материалы стоят, как крыло от Боинга. На каждом поле у него должны стоять охранники, работу которых оплачивает он. Вопрос: а для чего у нас полиция существует? Получается двойная плата. Он платит налоги и еще и охрану должен на полях сам обеспечивать.

«СП»: — А зачем охрана?

— Потому что «ворують»! И вообще Павлу Николаевичу приходится много чем заниматься, чем он не должен заниматься. Помимо сельхозтоваропроизводства ему приходится отстаивать интересы селян, заниматься логистикой, переработкой и многим остальным.

«СП»: — Вы яркий представитель ритейла. С какими трудностями сталкиваетесь?

— Называть что-либо трудностями, когда живешь в обществе каннибалов, язык не поворачивается. Я воспринимаю эти трудности как задачу.

Если сравнить с более-менее цивилизованным обществом, то, конечно, у вас волосы встанут дыбом от запредельного количества разрешительных и запретительных документов. Мы, предприниматели, живем даже не под водой, а в песке под водой и там мы умудряемся дышать. Так что у нас у всех одни и те же проблемы — недоступность кредитования, катастрофическое падение покупательной способности, плюс уничтожительный характер действия властей и всех контролирующих организаций по отношению к бизнесу. По разным оценкам, в России более 30 контролирующих организаций. Одна стандартная трудовая инспекция может потребовать у предпринимателя 26 документов, включая уставные. В какой стране мира еще такая ерунда? В какой стране мира налогами облагаются инвестиции? В какой стране мира еще такое есть? Мы продаем электричество китайцам по 1,56 рубля, а нашим сельхозпроизводителям — за 6 рублей! Поэтому у нас и себестоимость товаров как крыло от Боинга.

«СП»: — Вы всегда говорите, что основная проблема магазинов — аренда. Почему так сложилось?

— Потому что аренда — это чиновничий бизнес. Когда чиновники наворовывают себе денег, они прямо или косвенно конвертируют их в бетон. Как в Москве, так и по всей России большей частью зданий владеют чиновники. Куда ни кинь — всюду клин!

Аренда у нас потолочная. Компания Walmart (США) арендует помещения за 50 долларов за квадратный метр в месяц. Если мы сейчас дойдем до метро Беляево, которое тут неподалеку, ребята в переходе у «Гормоста» арендуют помещения за 86 тысяч рублей за квадратный метр в месяц, соответственно умножайте на 12 месяцев, получите один миллион рублей. Внимание, вопрос! Это чем надо торговать, чтобы отбить такую арендную плату?

У нас торговлю ненавидят, но когда я вижу этих «ненавидящих», то спрашиваю, — куда приходит производитель, чтобы сбыть свой товар? Кроме этого весь мир считает не по произведенным единицам, а по проданным. Поэтому до тех пор, пока отношение к торговле, к сбыту будет наплевательским, торговли и сбыта не будет.

Сегодня торговля является первой отраслью по предоставлению рабочих мест и крупнейшим налогоплательщиком после нефтегазовой отрасли. Возможно, что и нефтегазовую отрасль переплюнет. Это единственная отрасль, которая без всяких дотаций, с полным пренебрежением со стороны властей развилась до триллионных компаний. Яркий пример «Пятерочка», «Х5», «Магнит». За 25 лет отрасль выстояла и является единственной частной отраслью.

«СП»: — Да, вы правы. У нас сейчас все в торговле. О высокотехнологичных рабочих местах ведется только риторика. Такова политика нашего государства. А почему вы говорите, что у вас нет поддержки?

— Я вам даже больше скажу, что в мире таких программ поддержки торговли нет. Это такая отрасль, которую чем больше вы регулируете, тем больше уничтожаете. Но, если вы уничтожите ритейл, то куда денутся производители?

Многие чиновники пытаются вставить в продажи «прикормленных» производителей, но, в конечном счете, все это заканчивается ничем. Так что программ по поддержке ритейла нет, и слава Богу.

«СП»: — Меня удивила мысль, что торговые сети, в частности, гипермаркеты и частные производители, такие как фермеры, по вашему мнению, не конкуренты. Вы утверждаете, что рынок и «гиперы» друг другу не помеха. Почему?

— Экономика вещь объемная. И тут мы опять возвращаемся к товаропроизводящей цепочке. Например, «Азбука вкуса» и «рынок» не пересекаются. Рынок сбывает 10 т картошки, а гипермаркет 100 т картошки. Причем и товаропроизводители на рынке и в гипермаркете разные. 10 т может произвести фермер дядя Вася, и ему это будет выгодно, в том числе с точки зрения логистики. А 100 т дядя Вася никогда в жизни не осилит, это произведет крупный АПК. На рынке цена должна быть как «крыло от Боинга», а в гипермаркете — «девять рублей». Потребители тоже разные в этих торговых точках. Человек, покупающий в гипермаркете, покупает «цену» и «ассортимент». На рынке человек покупает «экологию», иногда мифологическую. Экологический продукт может возникнуть тогда, когда у вас нет рядом загрязненных почвенных вод и нет таких же осадков. А когда 99% посевного голландского картофеля кладут в русскую землю и обрабатывают польскими реактивами, вспахивают американским трактором и собирают урожай таджикскими руками, а рядом еще находится горно-металлургический комбинат, то в ближайших 200 км вообще не может быть ничего экологического.

«СП»: — А вы где покупаете продукты?

— В гипермаркете. Абсолютно всегда. А зачем я буду платить дважды за то, что стоит дешевле? Зная, как производится товар, я сделал свой выбор.

«СП»: — Средний чек на покупку в регионах, по вашим словам, составляет 250 рублей. Неужели это правда?

— У нас по официальной статистике 30 млн человек живет на краю бедности. И это только официальная статистика! Напомню, что в России проживает 146 млн жителей и в реальности за чертой бедности намного больше 30 млн человек. По данным Росстата средний чек составляет 499 рублей, а по моим магазинам я вижу, что средний чек — 250 рублей. У меня правдивый анализ. Я вам больше скажу, что и в Москве такой чек. В маленьких магазинчиках средний чек около 300 рублей.

«СП»: — То, что экономический курс в России пора менять, знает каждый. А вот кто это сделает?

— Пока никто. Для того чтобы что-то менять, необходим инструмент. У меня этого инструмента нет. Он есть всего у двух человек: у первого лица и второго лица страны. Все остальные лица не имеют никакого влияния. Кто из этих двух людей что-то поменяет? У них, по-моему, все прекрасно.

«СП»: — Что будет с рублем?

— Рубль «подвалят», как обычно, к концу мая, потому что как раз будет окончание налогового периода для основных наших компаний. Во-вторых, нашим руководителям надо удержать любыми путями и средствами от выхода на рынок нефти Иран, который уже пошел туда с танкерами.

Я недавно пошутил по поводу введения в оборот купюры на 25 тысяч рублей, а тут вдруг пришла новость, что выпустят купюру в 200 рублей и в 2000 рублей. Все делается правильно. «Бумажку» надо печатать.

Осенью сильного рубля не будет. А то, что народ будет голодать — это для народа катастрофа, а для феодалов — у них все хорошо.

«СП»: — У вас повсюду японская символика, японское оружие, «драконы» на персональном сайте… В интернете есть ваши фото в кимоно с мечом. Это ваше хобби, мировоззрение?

— В 23 года первый дан мне вручал Танака Токинори. Второй дан мне вручал Шихан Дэвид Кук. Это очень давняя история, начавшаяся еще при советской власти. Это искусство называется Иайдо, что означает — искусство выхватывания меча. Нашему спортивному клубу недавно исполнилось 25 лет. Спорт для меня был актуален до 30 лет. Человеку на пятом десятке он нужен для поддержания физкультурной формы.

«СП»: — Не бросили? Занимаетесь?

— Конечно!

«СП»: — А в чем смысл жизни?

— «Сдохнуть» и на два метра под землю. Это наша задача. Смысла жизни не существует. Все ищут смысл жизни, а его нет. Мы развлекаемся между рождением и смертью. Человек считает себя очень разумным существом, только непонятно на каком основании. Мы единственные, кто уничтожает себе подобных из-за всякой ерунды. Человек во что-то поверит и ради этого делает крестовые походы, вспарывает животы, сносит памятники, которые создавали точно такие же люди, как и он. Где разум?

«СП»: — Вы считаете, что каждый человек может переступить грань?

— Я считаю, что каждый человек может убить. Это я знаю железобетонно. В нашей жизни все сильно зависит от внешних условий и любого человека можно довести до скотского состояния. Это безобразие.

«СП»: — Дайте совет молодежи. Как достичь успеха?

— Arbeiten, arbeiten и еще раз «arbeiten»! (с нем. — работать). Молодежь должна начинать работать с 15 лет. Работать вместе с мамой и папой, знать, чем они занимаются.

«СП»: — Это ваша история?

— Это история проклятых буржуинов в Америке. Я с третьего класса менял жвачки на наклейки так, что наша пятиметровая кухня была полностью обклеена Дональдами.

Если человек в 18 лет не понимает, что такое ответственность, то коробка от телевизора его ждет. Слово «гражданин» возникает тогда, когда человек становится ответственным. У молодого человека должна быть ответственность за выбор, за взаимодействие с кружащей средой, ответственность за выбор работы, за обучение, ответственность за ошибки и самое главное — как он эти ошибки исправляет.

Пока у нас огромное количество народа ждет национального лидера, национальной идеи. Ну, что я могу сказать? Если тебе нужен национальный лидер, значит, у тебя были проблемы с отцом. У нас, к сожалению, фигура отца у многих травматичная. Видимо, у многих были слабые папы. У человека должно быть раннее самоопределение, и это базис. Молодежь в 18 лет должна понимать, что «от винта», что мама и папа отпустили.

Вообще, думать и нести ответственность это очень больно, но когда ты начинаешь это делать, возникает слово гражданин, а до этого — ты овощ. И пусть 99% это не нравится, но мир создают люди ответственные и понимающие, что они делают.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня