Резервный фонд России только за один лишь месяц — минувший апрель, сократился на 528,6 млрд. рублей, Фонд национального благосостояния — чуть поменьше, но также на сумму весьма внушительную — на 195,64 млрд. Эти занимательные цифры констатировало накануне профильное ведомство — Минфин РФ.
Интенсивность расходования двух основных хранилищ общенародных финансовых запасов «на черный день», само министерство объясняет тем, что для финансирования дефицита федерального бюджета в апреле с.г. из средств Резервного фонда в иностранной валюте было реализовано 2,62 млрд., долларов, 2,30 млрд. евро и 0,41 млрд. фунтов стерлингов на общую сумму 390 млрд. рублей. Это стало первой продажей валюты из фонда в текущем году. Последний раз Минфин продавал валюту для покрытия дефицита бюджета в декабре 2015 года — на 710,7 млрд. рублей.
Также деньги из фондов уходят на крупные проекты, запланированные ранее, до кризиса, но средств на осуществление которых обнаруживается ныне недостаточно, отчего и приходится правительству, скрепя сердце, распечатывать общенародную «копилку».
Премьер Дмитрий Медведев высказал точку зрения, что через Фонд национального благосостояния надо поддерживать важные начинания, которые, по его выражению, «меняют жизнь людей». Об этом он заявил в апреле с.г., отвечая на вопрос депутатов после ежегодного отчета в Госдуме.
— Мы обязаны поддерживать самые крупные проекты… и на Севере, и на Дальнем Востоке, и в Сибири. Именно такие проекты получают поддержку за счет Фонда Национального благосостояния, — заявил глава правительства. При этом Медведев строго заметил, что это вовсе не означает, что можно «транжирить ФНБ».
Из отчета премьера следует, что инвестиции в проект «Ямал СПГ» составляют десятки миллиардов долларов. Проект технически сложный, но в правительстве надеются на некий «мультипликативный эффект», то же самое относится и к новым проектам по БАМу и Транссибу, по строительству ЦКАД.
…Как известно, Минфин в сентябре 2008 года предлагал создать новую госкорпорацию — «Российское финансовое агентство», которое аккумулировало бы средства Фонда национального благосостояния. Предполагалось, что корпорация находила бы специализированные компании и передавала бы им часть накоплений Фонда. Не просохли чернила на проекте Минфина, как в прессу просочились сведения, что некая швейцарская компания UBS предложила России свои услуги относительно управления средствами фонда. Министерство финансов упорно вписывало это агентство во все свои профильные документы. Главным лоббистом его создания был экс-министр финансов Алексей Кудрин. Но в Госдуме эту затею, стараниями фракций КПРФ и «Справедливой России», удалось вовремя пресечь, — когда стало ясно, что под прикрытием умного названия готовится фактическая приватизация активов порядка 5 трлн. рублей народного достояния.
Сейчас в Счетной палате также критически относятся к характеру новой попытки освоения денег из фондов. Ведомство, руководимое Татьяной Голиковой, как стало известно «Ведомостям», предложило проработать механизмы поступлений инвестиций из ФНБ, так как деньги, по материалам проверок аудиторов, вкладываются неэффективно. И это — еще мягкая оценка. Есть, увы, и другие проблемы. И связаны они опять-таки с деятельностью Минфина.
— Минфин, что при Кудрине, что сейчас озабочен исключительно сокращением расходов и совершенно не думает о наращивании доходов, — комментирует ситуацию член совета Конфедерации труда России, заместитель министра труда и занятости населения РФ в 1991—1993 годах Павел Кудюкин. — При этом г-н Силуанов и его коллеги почему-то боятся трогать дефицит бюджета. Хотя из курса экономической истории доподлинно известно, что в условиях кризисов довольно часто, в течение всего ХХ — начала ХХI веков, многие страны прибегали именно к росту дефицита, покрываемого, в том числе долговыми обязательствами. Мы же еще с советских времен щедрой рукой даем в долг странам Третьего мира, а потом этот долг «прощаем». Вот один источник пополнения бюджета.
«СП» - Мы не раз слышим, что страна вынуждена это делать по политическим соображениям. А есть, на ваш взгляд, еще инструменты, использованию которых не мешала бы никакая сиюминутная конъюнктура?
— Такой инструмент есть, это — эмиссия. Но им надо уметь пользоваться. Наконец, никто не отменял еще один источник, от которого Минфин упорно отмахивается много лет — налог на супербогатых. Вот комбинированное использование этих источников способно было бы существенно повысить доходы бюджета, и тогда средства Резервного фонда, и Фонда народного благосостояния удалось бы сохранить в максимальных объемах. Но главы Минфина меняются, а подобные предложения ведомство даже отказывается рассматривать.
— Приходится слышать отовсюду, что в стране структурный кризис, но никто из владеющих рычагами управления не старается каким-то образом повлиять на все более усугубляющиеся структурные диспропорции, — говорит председатель Общероссийского общественного движения «За честный рынок» Илья Хандриков. — Так называемые мега-проекты, которыми государство любит хвалиться, имеют одну особенность: никто в правительстве по-настоящему не просчитывает их реальную стоимость и не считает нужным докладывать об этом народу. Вспомните, сколько было шуму, когда вскрылось воровство при выводе наших войск из Германии в 90-е годы, — армия в то время представляла собой полумафиозную структуру, где продавалось всё. Но ныне те же сведения, которые использовал журналист Холодов, были бы попросту засекречены, гриф «Секретно» обретают все новые и новые статьи бюджетных расходов, в первую очередь связанные с обороной и правоохранительной сферой. Вот сейчас еще Пальмиру начнем реконструировать, — можно только предполагать, скольких денег Татьяна Голикова с коллегами может не досчитаться и на «сирийском фронте».
«СП» — Насколько антикризисные меры правительства предусматривают смягчение диспропорций, которые, в конечном счете, и вынуждают залезать в пресловутую «народную копилку»?
— В том-то и дело, что данные меры на деле обходят стороной серьезные структурные преобразования. Вместо этого нам предлагают снова и снова тратить деньги, которых все меньше и меньше, на проекты, связанные с национальной гордостью. Благая цель, но вот только нет спроса с тех, кто осваивает средства. Между тем, российская экономика задыхается от острейшей нехватки инвестиций, а власть словно не замечает этого, предпочитая более актуальные в ее понимания вещи — создание Национальной гвардии, например. Вот пример параллельной реальности: проходят судебные процессы по фактам многомиллиардных хищений при строительстве космодрома Восточный, и мы синхронно с этим узнаём об оффшорных скандалах. Вот до тех пор, пока не будет искоренено действие правила «Для своих — все, для остальных — закон», никаких финансовых резервов нам никогда не хватит.