Юрий Городненко о том, как золото порождает войны и перевороты
Власти Крыма готовы к тому, что Евросоюз продлит истекающие в июне текущего года санкции в отношении полуострова, признал глава республики Сергей Аксенов.
Многие эксперты уже расценили это заявление как трезвую оценку происходящего, подразумевающую не дополнительный поиск врагов, а понимание того, насколько важно сейчас интенсифицировать экономику региона, не рассчитывая при этом из-за продолжающегося кризиса на щедрые субсидии из федерального центра.
«Денег нет. Держимся», — так примерно выглядит позиция главы крымского региона, если переадресовать на самих крымчан смысл шутки премьера, которую он невольно обронил 24 мая с.г. в ходе общения с местными пенсионерами — явно не из предварительно подготовленной для таких случаев массовки.
— Мы готовились… И понимали, что санкции в ближайшие как минимум лет десять отменены не будут. По крайней мере, в отношении Крыма — точно, — констатировал Аксенов, слова которого привело агентство Allcrimea.net.
Вместе с тем руководитель российского региона выразил надежду, что в обозримом будущем стоит ожидать, что «так или иначе будет послабление санкционного режима». Причина тому, как он откровенно выразился, в том, что «европейские страны сами задыхаются от этих процедур, не нужных никому». Но для Крыма, предупреждает Аксенов, с точки зрения допуска сюда иностранных компаний, скорее всего, режим будет действовать еще долго.
…Резонансным событием для всего европейского сообщества стало голосование 8 июня с.г. в сенате Франции резолюции в первом чтении, призывающей правительство страны отменить санкции против России. Инициатива принадлежит, в частности, Иву Поццо ди Борго, который побывал в Крыму в составе делегации французских парламентариев летом прошлого года.
Как известно, в апреле с.г. нижняя палата парламента Франции — Национальная ассамблея — проголосовала за эту резолюцию, хотя она и носила рекомендательный характер, что не помешало, однако, верхней палате французского парламента ее принять. «За» голосовали 302 члена Сената, «против» — лишь 16.
В сенате не стали скрывать, что ухудшение отношений между Россией и Евросоюзом не идет на пользу находящимся по обе стороны санкционных баррикад, — и не в последнюю очередь невыгодно это Франции, по традиции, еще со времен СССР, стремящейся сохранить тесные торгово-экономические отношения с русскими. «Санкции ЕС против Российской Федерации имеют негативные последствия, как в экономическом и политическом плане, для всех сторон, а также для отношений между ЕС и Россией», — отмечается в резолюции.
Юрий Городненко о том, как золото порождает войны и перевороты
Тем временем Верховная Рада Украины, стремясь сыграть на опережение, 31 мая обратилась к сенату Франции с письмом, названном «относительно противодействия агрессии». В нем содержится призыв к верхней палате французского парламента не снижать санкционное давление на Россию. Украинский МИД вслед за Радой выступил с заявлением, где снова указано, за что РФ наказана: «за грубое нарушение Устава ООН и международного права».
«Подчеркиваем: введенные против России международные санкции стали следствием действий против суверенного государства и имеют целью вернуть Российскую Федерацию в международно-правовое пространство. Резолюция Сената Франции с призывом постепенного смягчения санкций свидетельствует о недостаточном осознании сенаторами глубины нарушения Россией международного права», — так считают в украинском «Foreign Office».
Пока вопрос о санкциях будируется на дипломатическом уровне, крупные компании всерьез опасаются за свою стабильность при условии их работы на территории нового субъекта РФ. Так, Сбербанк до сих пор, после уже более двух лет воссоединения Крыма с Россией, не планирует возвращаться на полуостров — из-за банальной угрозы санкций. Это, по информации ТАС, 27 мая на собрании акционеров Сбербанка вновь подтвердил его глава Герман Греф.
— Как только они будут смягчены, банк первым начнет работу в этом регионе, заверил г-н Греф.
Что касается авторынка в Крыму и Севастополе, то формально он представлен на полуострове дилерскими центрами практически всех известных марок. Многие продавцы таких всемирно известных брендов, как Mercedes-Benz, BMW, Renault, Mitsubishi, называют себя официальными представителями российских импортеров. Однако российские компании официально по-прежнему дистанцируются от дилеров в Крыму, остерегаясь возможных последствий из-за нарушения режима санкций. Так что ситуация на местном авторынке пока не внушает оптимизма. Из-за действующих санкций западные бренды не рискуют открывать здесь свои представительства.
Дилеры вынуждены изворачиваться, воплощая в жизнь формулу «Дилеров нет, а машины есть». Один из уже отработанных приемов — открывается новый автосалон, торгующий авто, например, Mercedes-Benz. На различных агрегаторах дилерских центров в Крыму сообщается, что продавец является официальным дилером немецкой марки. Но на российских сайтах компании Mercedes-Benz информация, подтверждающая этот факт, отсутствует. В октябре 2015 года официальный статус дилера в Крыму опровергли специальным заявлением представители импортера Mercedes-Benz в России.
Аналогичным образом российские лизинговые компании опасаются открыто работать в Крыму. Поэтому неудивительно, что вести свою деятельность в регионе они вынуждены неофициально. Либо, уточняет портал «Крым 24», — «через создание дочерних предприятий». Тем не менее, объем лизинговых сделок в Крыму растет, и в 2016 году данная тенденция только укрепится.
— Лизинг — относительно новая для Крыма форма кредитования, позволяющая компаниям оптимизировать налогообложение; и многие уже оценили его преимущества, — заявил порталу Banki.ru генеральный директор ООО «Ген Лизинг» Виталий Косенко.
— Сегодня в Крыму работает несколько региональных компаний и одна крупная лизинговая компания с иностранным капиталом, но неофициально. Уверен, что если задать им прямой вопрос о работе на полуострове, они дадут по Крыму нулевые данные.
— Те, кто провозгласил практику импортозамещения, исходя из установок как санкций, так и контр-санкций, недооценили важнейший момент: наша страна по меньшей мере уже 20 лет является составной частью мировой экономики. А в ней объективно установились сложные взаимосвязи, вытекающие из нормального налаживания товарно-рыночных отношений. И нельзя, находясь в этих отношениях, превращать практику импортозамещения в кампанию, вызванную почти исключительно санкциями, — говорит научный руководитель Высшей школы экономики, министр экономики РФ в 1994 — 97 годы, профессор Евгений Ясин.
— Подобная кампания не учитывает интересы тех производителей, которые и должны, собственно, осуществлять импортозамещение, — причем делать это на качественном уровне. У нас же экономика в который раз привязывается к политике, и поэтому импортозамещением у нас занимаются по сути не бизнесмены, а чиновники. Плоды этого явления пожинают в регионах, и один из самых красноречивых тому примеров — Крым.
«СП»: — Значит ли это, что государство вообще не должно определять приоритеты, в какие страны осуществлять экспорт, а в какие — этого не делать, и по аналогичной схеме выстраивать политику импорта?
— В любом случае, импортозамещение должно быть выверенным и гибким, а эта гибкость предполагает далеко не всегда одни запреты (что сделать, кстати, легче всего), а, к примеру, — определенное повышение таможенных пошлин. Но главное — она должна четко фиксировать, насколько в результате провозглашенных мер увеличивается внутреннее производство, каковы его перспективы, насколько создаются условия для конкуренции товаропроизводителей.
— Экономика Крыма в настоящее время находится в более тяжелом положении, чем экономика России в целом, — считает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Николай Трошин.
— Потому что крупный российский бизнес, прежде всего банковский, имеющий свои интересы на Западе (а это, к примеру, не только Сбербанк, но и Газпромбанк, ВТБ) очень стеснен в своих возможностях инвестировать в крымскую экономику по причине санкций. А уж совсем отгородиться от них нереально, да и было бы просто неразумно. Понятно, что Россия не может окончательно вывести всю свою экономику, все свои активы из-за рубежа.
«СП»: — Но крупные банки, как показал опыт, в том числе и в пресловутые «тучные» годы, не всегда спешили вкладываться в реальный сектор…
— Да, и вот здесь что касается не крупного, а среднего и малого бизнеса, то у него, даже невзирая на все санкции, есть ощутимые точки роста — и именно в Крыму. Не в последнюю очередь — в приложении стараний предпринимателей в сферу АПК региона (в создании крупных агрохолдингов — в том числе) и туризма. Было бы правильней в этом направлении деловым людям полуострова больше внимания уделять сотрудничеству с российскими регионами. В первую очередь с прилегающими к Крыму Ростовской областью, Краснодарским краем.
Потянет ли Поднебесная на дно мировую экономику и Россию?
Но здесь могут заявить о себе проблемы, связанные с собственностью на землю, потому что в наследство крымчанам достался комплекс нерешенных вопросов, когда номинально собственником на ряд участков осталась Украина, готовая вчинять новым их обладателям всевозможные иски и прочие неприятности. Не стоит также забывать о хронической инфраструктурной неразвитости Крыма, — что сказывается на обеспечении местных жителей и отдыхающей водой (как питьевой, так и для орошения), электроэнергией, транспортными коммуникациями. Если продолжать тему рекреации, а конкретней — крымского туристического бизнеса, то ему вполне по силам при правильной организации дела приносить доход. Но сегодня никак нельзя пройти мимо все еще непомерно дорогих, по меркам среднестатистического россиянина, билетов в Крым.