Министры-монетаристы нашли способ содрать три шкуры с бедных
Укрепление рубля требует заранее продуманных мер, принимаемых в отношении ориентированных на экспорт отраслей российской экономики. Об этом, по сообщению РИА Новости, заявил 20 июля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
По словам Пескова, укрепление рубля потребует таких тонких настроек, которые нужно заранее тщательно продумывать и реализовывать.
Чиновник высказал мнение, что было бы правильным найти баланс поддержки разных секторов экономики. По его словам, необходимо отыскать то равновесие, чтобы целиком и полностью не погружаться в поддержку только одного сектора экономики — в ущерб другим.
Во вторник, 19 июля президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым заметил, что российские власти должны безотлагательно решить, как действовать в обстановке, когда рубль начал расти.
— Рубль укрепляется, несмотря на известную ценовую волатильность на сырьевых рынках; и в этой связи нам нужно подумать, как и что мы будем делать в ближайшее время в связи с этими факторами, — озадачил премьер-министра глава государства.
Министры-монетаристы нашли способ содрать три шкуры с бедных
Медведев, со своей стороны, напомнил президенту, что на 2016 год намечено осуществление плана по поддержке реального сектора экономики, а также малого и среднего бизнеса и несырьевого экспорта.
— …этот несырьевой экспорт, уже в значительно большей степени, сказывается на тех доходах, которые формируются у нас, — проинформировал Путина Медведев. — И доля доходов, которые получаются от экспорта несырьевых товаров, существенным образом выросла за последние несколько лет.
Глава правительства мотивировал это тем, что это связано не столько с динамикой нефтяных цен, — сколько с тем, что Россия небезуспешно, несмотря на кризис, увеличивает предложение несырьевой продукции на мировом рынке.
…Между тем, 6 июля с.г. американское финансовое агентство Bloomberg в своем обзоре ключевой сделало мысль, что наметившееся укрепление рубля может нанести убытки углеводородным экспортерам, составляющим костяк российского крупного бизнеса.
Месяц назад, в унисон с американскими аналитиками, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что «правительство не заинтересовано в росте курса рубля».
Bloomberg сопоставило рост курса рубля с темпами спада ВВП России в I квартале текущего года. По сравнению с январем с.г. национальная валюта окрепла в сопоставлении с долларом на 14 процентов. Тем не менее, нулевой рост экономики был зафиксирован только в феврале, а затем наблюдался спад.
Поэтому неудивительно, что российским предприятиям сейчас сложно бороться за своих покупателей, когда слаб потребительский спрос и медленно, но растет рубль. Помимо этого, подросший рубль наносит убытки компаниям, которые несут издержки в рублях, а товары реализуют на мировом рынке за доллары.
— Укрепление рубля в весенние месяцы начало ухудшать финансовые показатели компаний, — подтвердил тенденцию в интервью Bloomberg главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач.
Показательно, что в конце марта 2016 года советник президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев обнародовал цифры: текущий курс рубля занижен к американской валюте в 3 раза, а реальная покупательная способность доллара эквивалентна 23 — 25 руб. А из опубликованного в начале 2016 года британским журналом The Economist «Индекса бигмака» следует, что реальная стоимость доллара составляет 23,12 руб.
По оценке ведущего эксперта-консультанта управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олега Чернозуба, вера в национальную валюту проявляется в постепенном увеличении числа россиян, хранящих свои сбережения в рублях, — хотя этот процесс не отличается динамичностью. Так, по данным на начало мая с.г., по сравнению с январем 2016 года доля вкладчиков, доверивших сбережения рублю, выросла лишь на 2% (с 55% до 57%), а по сравнению с февралем — вообще не изменилась.
— Несмотря на отдельно фиксируемые точки стабилизации, волатильность российской национальной валюты — пока больше постоянное для нее за последнее время качество, нежели непредсказуемое, — считает профессор Российской экономической школы Алексей Горяев.
— И поэтому торопиться с выводами, что у рубля открываются перспективы для укрепления, было бы неверно. Курс чуть ли не ежедневно то немного падает, то вновь незначительно подрастает, — в зависимости от цены нефти.
— «СП»: - Получается, что рубль просто «фатально» привязан к этой константе, и возможности для нашего самостоятельного экономического развития всякий раз стопорятся при ее малейших колебаниях вниз…
— Надо понимать: цена на нефть — не наша «заслуга» или «вина». Для модели, в рамках которой существует отечественная экономика, это — как погода, на которую повлиять (во всяком случае, в сегодняшних условиях) почти невозможно. Если цена на нефть немного выросла, то, соответственно, и рубль в аналогичной пропорции подрастает.
— Укрепление рубля невыгодно прежде всего, в нынешней ситуации, нашим экспортерам, — указывает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук Владимир Филатов.
— Это, несомненно, уменьшает их рублевую выручку. И это, в конечном счете, невыгодно для федерального бюджета. Чем больше будет выше курс рубля, тем меньше рублевого эквивалента за экспортный доллар будет поступать в бюджет. Арифметически экспортеры, — сырьевые в особенности, — будут получать меньше рублей за свой товар.
Но вряд ли стоит рассчитывать на какое-то серьезное укрепление рубля, потому что предпосылок для этого просто нет. Если по сфере экспорта у нас в стране хоть что-то делается, то достаточно даже обывательским взглядом посмотреть на его структуру, и станет понятно, что в ней отражается как в зеркале и структура всей экономики в целом. Дело даже не в сырьевой направленности, — а в том, что поменять этот вектор быстро нельзя. Даже если серьезно этим заняться и приступить к изменению прежде всего структуры инвестиций. Для этого нужны не месяцы, а годы. Нормальный инвестиционный процесс по времени — это не менее пяти лет.
Налоговики разрабатывают механизм борьбы с серыми доходами
Когда слышишь язвительные комментарии наших либеральствующих журналистов по поводу импортозамещения, которое проводится, как известно, с 2015 года, то хочется возразить: оно в тех секторах, где были свободные мощности, — например, в сельском хозяйстве и во всем агропромышленном комплексе, — было налажено в кратчайшие сроки, показав весьма неплохие результаты. Конечно, если рассматривать, например, машиностроение, то в нем мощности сейчас надо развивать практически с нуля.
«СП»: — А кому еще, кроме не бедствующих сидельцев «на трубе», газовой и нефтяной, выгоден рост рубля? Ведь сам по себе тренд на укрепление национальной валюты, согласитесь, — явление, которое в массовом сознании воспринимается безусловно позитивно.
— Выгодны эти процессы импортерам, завозящим товары народного потребления. Но эти товары, к сожалению, у нас в значительной степени заграничного производства. Выгодны — что особенно важно — инвесторам, имеющим намерения инвестировать в реальный сектор российской экономики (ведь если рубль будет укрепляться, то инвестиционное оборудование будет дешеветь). Так что здесь — многонаправленный эффект.