Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Россия: бросок на юг

«Каспийский путь» свяжет Петербург с Мумбаи, открыв Европе новое «окно в Азию»

6145

8 августа впервые состоялась трехсторонняя встреча лидеров России, Азербайджана и Ирана. В ходе саммита, организованного российской стороной в Санкт-Петербурге, президент Владимир Путин провел отдельные встречи с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Рухани.

В центре внимания «каспийской тройки» находились, помимо злободневных вопросов противостояния мировому терроризму, характер и ход реализации крупных совместных экономических проектов. Особая роль среди них отводится транспортному коридору «Север-Юг». Явно заинтересованы руководители трех стран, — что показала проведенная подготовительная работа перед встречей, — и в определении правового статуса Каспийского моря.

Грандиозный транспортный проект запускается Россией, Азербайджаном и Ираном протяженностью более семи тысяч километров, который свяжет напрямую Санкт-Петербург и индийский город Мумбаи. Осуществление давно задуманной идеи материализовалось в значительной степени благодаря отмене западных санкций в отношении Ирана.

По мнению экспертов трех стран, новый маршрут может вполне составить конкуренцию морскому пути через Суэцкий канал, и сопоставим со знаменитым в древности «шелковым путем», экономически объединявшим Китай и Европу.

Читайте по теме

Показательно, что в начале апреля, по итогам переговоров с главами дипломатических ведомств Азербайджана и Ирана, Российская Федерация договорилась о возведении транспортного пути «Север — Юг» вдоль западного побережью Каспия — из России в Иран, через территорию Азербайджана.

— Это предполагает работу с участием министерств транспорта, — заявил тогда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, — которые должны посмотреть на технические и финансовые параметры проекта. Это также предполагает взаимодействие по линии таможенных и консульских служб.

Со своей стороны, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф констатировал одним из главных позитивных моментов достижения соглашения возможное резкое ускорение транзита грузов.

— Мы полагаем, — сообщил г-н Зариф, — что это сотрудничество служит интересам народов Ирана, Азербайджана и России. И, конечно, интересам самого региона.

Основное предназначение транспортного коридора «Север — Юг» включает в себя перевозку грузов Индии, Ирана и других стран Персидского залива на территорию РФ через Каспийское море, а далее — в Северную и Западную Европу.

В настоящее время грузопоток из Индии в направлении европейской части России обеспечивается преимущественно морскими перевозками: из города на Неве грузы идут, огибая всю западную часть Европы через Суэцкий канал, что весьма затратно во временном отношении, — так, маршрут из порта Нава-Шева (Мумбаи) в Москву равен примерно 40 суток.

Новый путь — из Санкт-Петербурга в Москву, затем в Астрахань, Баку и Бендер-Аббас (портовый город на юге Ирана на берегу Персидского залива) в Мумбаи — универсален в том смысле, что задействует в себя использование морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. А это позволит, по расчетам специалистов компании «РЖД Логистик», сократить срок перевозок как минимум в два раза. Есть возможность нарастить оптимизацию срока и до 14 суток.

Еще одно отличительное качество нового пути — он освобождает перевозчиков от необходимости транспортировать грузы через Суэцкий канал, который постоянно перегружен и к тому же непомерно дорог.

…Накануне помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков заметил, что востребованность формата встречи «три президента каспийских государств» очевидна: три страны-соседки сталкиваются со схожими проблемами, включая глобальный экономический кризис, ситуацию непосредственно у своих границ — в Афганистане и на Ближнем Востоке, и терроризм.

Продолжая транспортную тему, г-н Ушаков добавил, что кабинет министров, помимо заявленного проекта «Север — Юг», будет инициировать обсуждение строительства железнодорожной магистрали Решт (Иран) — Астара (Азербайджан) протяженностью 172 километра.

— Договоренность по проекту «Север — Юг» — это очень важное событие, — считает научный руководитель Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор Евгений Ясин.

— Во-первых, Азербайджан остается «привязанным» к России, — но не в том смысле, что зависит от нашей страны в нефтяном аспекте; в этом плане он как раз независим. По образу мыслей, отчасти по менталитету, — в том числе и по определенным манерам ведения бизнеса, эта страна по-прежнему нам близка. Объединяющая нас советская культура играет существенную роль в нашем дальнейшем двухстороннем сотрудничестве.

«СП»: — Насколько, на ваш взгляд, может быть активной позиция Ирана в этом совместном проекте?

— Что касается Ирана, то он в течение многих лет, по причине западных санкций, был в изоляции. Естественно, сейчас он ищет все возможные пути для скорейшего выхода из того экономического тупика, который этой изоляцией (и довольно жесткой) был порожден. Для него было затруднительно вести бизнес с западными странами из-за постоянного желания самостоятельно разрабатывать, по одним сведениям, обогащенное топливо для собственной АЭС, а по другим — атомную бомбу. Кстати, и для нас в настоящее время, — вне какой-либо связи с Ираном, — не сняты затруднения для полноценного сотрудничества с Западом, по причине тех же санкций европейских стран.

Не думаю, что похожие проблемы есть у Азербайджана. Но он, что показательно, также крайне заинтересован в участии в этом саммите и реализации всех подписанных договоренностей. В формате «тройки» легче достигать результатов, нежели идти «в одиночку». У Азербайджана важнейшие задачи сейчас — это обеспечение водой всегда страдавших от засухи и нехватки пресной воды своих южных районов. Иран, в свою очередь, тоже ставит амбициозные задачи опреснения каспийской воды. Мощная транспортная магистраль «Север — Юг», безусловно, создаст дополнительные стимулы для этих очень нужных и выгодных, с экономической точки зрения, планов.

— Я бы рассматривал значимость этого проекта в первую очередь с точки зрения притока инвестиций, прежде всего инвестиций в инфраструктуру (в том числе транспортную), которые могут предстать базой, основой для последующего роста экономики, — говорит старший научный сотрудник Института стратегических исследований Николай Трошин.

— Насколько магистраль сможет стать конкурентом Суэцкому каналу, пока, конечно, говорить сложно. В принципе, морские перевозки хотя и занимают больше времени в сравнении с сухопутными, все-таки остаются достаточно конкурентноспособными. Поэтому мировая практика свидетельствует: никто не отказывается от морских путей, зная, что по суше в 2−3 раза быстрее доставляются товары. И здесь говорит еще сам за себя критерий объема: на корабле можно перевезти значительно больше, чем составом по железной дороге.

Читайте по теме

Но, тем не менее, для России, — особенно ее южной части, — коридор «Север — Юг» важен в том измерении, что транспортная составляющая страны оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Развитая сеть дорог — это не только подвоз готовых товаров, но и — тех же комплектующих между предприятиями; не говоря уже о том, что само строительство новых участков дорожной сети обязательно потребует дополнительной кооперации стран — участников каспийского саммита. Для России, замечу, всегда был перекос в развитии в западную сторону, когда дешевле и просто удобней было поставлять товары в именно западные регионы страны. И инвестиции в основном аккумулировались в западной части СССР, а потом и РФ. Проект же «Север — Юг» делает акцент на южном направлении, — в векторе того региона, развитым которого назвать пока трудно.

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня