Решать дальнейшую судьбу кредитов «незалежной» будет новый президент США

10 августа компания «Укртрансгаз» сообщила, что полностью выполнила заявку «Газпрома» на увеличение транзита газа в Европу. «Вчерашняя заявка выполнена (275,6 миллиона кубометров), давление со стороны России и у нас, на западной границе, согласно контракту», — сообщил пресс-секретарь украинской компании Максим Белявский.
Заявка «Газпрома» на прокачку газа через территорию Украины была увеличена в связи с плановым ремонтом газопровода «Северный поток» (Nord Stream), который продлится с 9 по 17 августа. Несмотря на то, что украинская сторона была заранее поставлена в известность о необходимости увеличения транзита как минимум на 20% и в итоге выполнила заявку, перед этим не обошлось без небольшого скандала. В «Укртрансгазе» обвинили «Газпром» в том, компания «не осуществила необходимых действий по соблюдению контрактных давлений на пограничных газоизмерительных станциях», то есть не повысила в достаточной степени давление на входе в украинскую ГТС. Две недели назад глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев уже жаловался на то, что «Газпром» резко снизил давление на входе в ГТС из-за падения заявок европейских потребителей.
В российском издании «Коммерсант» вышел материал, в котором некий источник, близкий к Минэнерго Украины сообщает, что для поддержания транзита Украина вынуждена была поднять свой газ из подземных хранилищ, а это крайне нежелательно, так как сейчас идет период закачки. Якобы, резкими колебаниями объемов подачи газа «Газпром» пытается спровоцировать «Нафтогаз» на невыполнение заявок на транзит и выставить Украину ненадежным партнером перед европейцами.
Решать дальнейшую судьбу кредитов «незалежной» будет новый президент США
Однако директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин убежден, что такие инсинуации не состоятельны. Во-первых, работы на «Северном потоке» были запланированы заранее. Во-вторых, так как это международный проект, любые решения по остановке, ремонту и изменению маршрутов поставок газа в Германию принимает не «Газпром» единолично, а консорциум партнеров, куда входят и европейские, в частности, немецкие компании. И если Украина говорит о каких-то манипуляциях с объемами газового транзита, она должна обвинять в этом и европейцев.
Эксперты отмечают, что вопрос поддержания давления в ГТС на нужном уровне — это чисто технический момент, который вообще должен интересовать только специалистов и работников в этой сфере, а уж никак не становиться топовой новостью. Не исключено, что раздуванием скандала Киев хочет снова привлечь внимание европейцев к газовому вопросу. Во-первых, так как приближается новый отопительный сезон и, следовательно, трехсторонние переговоры по принятию очередного зимнего пакета, который позволит закупать газ на выгодных условиях.
А во-вторых, это может быть попыткой негативного пиара против «Газпрома» в свете дискуссий вокруг проекта «Северный поток-2». 29 июля украинский премьер-министр Владимир Гройсман предложил использовать газотранспортную сеть «незалежной» в качестве альтернативы Nord Stream-2. По его словам, строительство этого газопровода в Европу в обход Украины — это угроза энергетической независимости Евросоюза.
— Сейчас проводятся плановые работы по Nord Stream и говорить о том, что «Газпром» играет в какие-то игры, очень странно, учитывая, что это международный проект, — говорит Вячеслав Кулагин. — Если Nord Stream на какое-то время приостанавливает свою работу, нужны пути замещения поставок. Частично можно компенсировать их мощностями ПХГ и снижением текущего спроса, не случайно остановка проводится, когда объем текущих поставок не очень высок. В эти периоды проводится ремонт и профилактика, чтобы не было никаких перебоев зимой.
Помимо вышеуказанных шагов в случае приостановки поставок запускается механизм переориентации. И тут у нас есть действующий транзитный договор с Украиной, в котором украинской стороной заявлена техническая возможность прокачек. Соответственно, известен максимальный диапазон, в рамках которого можно прокачивать газ для транзита через украинскую территорию. Вот российская сторона и предложила увеличить объем поставок в рамках этого диапазона.
Если ГТС работает в нормальном режиме, она должна обеспечить эти объемы прокачки. Тем более что я бы не сказал, что это заоблачные поставки. Увеличения в районе 30% вполне разумны. Это куда меньше, чем мы в свое время поставляли через Украину, и их ГТС должна с этим справляться.
«СП»: — Может, украинская сторона по техническим причинам не могла сразу обеспечить необходимый транзит?
— Если такие проблемы возникают, то это уже повод для беспокойства. Нужно выяснить, что происходит и почему эти объемы не могут прокачать. Что касается закачки в украинские ПХГ, не думаю, что есть какие-то проблемы, потому что сегодня темпы закачки и так достаточно скромные и не понятно, как увеличение транзита им может помешать.
Возможно, трудности связаны с тем, что мощности, использующиеся для поставок в европейскую часть, Украина частично пытается использовать для реверса газа, и из-за этого нет возможности обеспечивать объемы прокачки. Но это вопрос уже к украинской стороне. Если какие-то мощности работают в обратном режиме, нужно сразу заявить, что у украинской стороны нет возможности прокачки в заявленных объемах. Но такие заявления публично не делались.
Вообще вся эта ситуация — это нормальные рабочие моменты. Между странами действуют договоры, поставки где-то увеличиваются, где-то уменьшаются в пределах заранее оговоренных лимитов, это естественно. Если проблемы возникают, нужно разбираться с тем, почему они возникли. Или заявить о своей неспособности выполнять обязательства.
«СП»: — Но «Укртрансгаз» обвиняет «Газпром» в том, что он специально не поднимает давление на входе в украинскую ГТС…
— Это странные формулировки. «Газпром» подает газ на территорию Украины, везде стоят газоизмерительные станции. Что на них происходит видим и мы, и украинцы, и европейцы. Если «Газпром» подал заявку на определенный объем прокачки, но не повысил в достаточной степени объем газа, значит, он не может быть прокачан до европейской территории, и все. Никто же не говорит, что недостающий газ должен откуда-то взяться на территории Украины. Все наглядно видно по цифрам. Сколько газа поставили до украинской территории, столько же и должно пройти транзитом. Если его недостаточно, Россия с европейской стороной будут разбираться в этом. А вот прохождение этого газа, естественно, должна обеспечивать Украина.
Я, если честно, даже не понимаю, зачем украинская сторона выносит это в публичную плоскость. Это чисто технические вопросы — все цифры фиксируются в автоматическом режиме. Сразу видно, соответствуют ли объемы на входе и выходе.
На самом деле Украина должна быть очень заинтересована в ситуациях, когда увеличиваются объемы поставок. Потому что чем больше объемов, тем больше платежи за транзит. Это валюта, которая идет в украинский бюджет по более чем хорошему тарифу. Раньше Украина сама всегда выступала за то, чтобы качали как можно больше. И такая реакция на увеличение объема прокачки сейчас выглядит удивительно.
«СП»: — А такая реакция может быть попыткой Украины надавать на «Газпром» перед предстоящими переговорами, ведь осенне-зимний период приближается?
— Последние десять лет любой осенне-зимний период — это предмет политического разговора Украины и России по газу, что бы ни происходило. В любом случае начинаются обсуждения уровня закачки в украинские ПГХ, прохождение зимы, отбора или не отбора газа.
К счастью, сейчас при участии европейской стороны удалось создать механизмы внешнего контроля за тем, что происходит при транзите газа на российско-украинской и украинско-европейской границах. Кроме того, раньше у нас были проблемы в связи с тем, что новые договоры подписывали каждый год, а сейчас у нас действует соглашение до 2019 года. Правда, стороны трактуют его по-разному, но он все же работает.
С поставками на Украину тоже стало все понятно. Они осуществляются по предоплате: платите — получаете газ, не платите — не получаете. Желание политически играть вокруг газа и говорить, кто кого обижает, у украинской стороны есть. Многие политики на Украине хотят делать себе на этом имя. Но сейчас, пока речь не зайдет о новом договоре, основные спорные моменты удалось перенести в Стокгольмский арбитраж. Стороны принимают то, что есть, а глобальные претензии на десятки миллиардов долларов вынесли в Стокгольм, и уже несколько лет спокойно ждут результатов этих разбирательств, периодически добавляя туда новые претензии. Но, конечно, мы никуда не денемся от политики в этом вопросе, особенно учитывая большую напряженность между государствами.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что пока не будут запущены альтернативные газопроводы, с Украиной все равно придется договариваться по транзиту.
— Украина сама заинтересована в том, чтобы у них вырос транзит, так как они получают деньги за каждый прокачанный кубометр. Поддерживать транзит на расстоянии 1100 метров трубы по территории Украины «Газпром» технически не в состоянии. «Газпром» закачивает газ на российской территории, а дальше уже начинается работа газоперекачивающих станций «Укртрансгаза». Поэтому претензии их не совсем понятны.
В прежние годы через Украину проходили большие объемы и проблем с прокачкой газа не было. Возможно, сказывается изношенность системы, которую не поддерживают в надлежащем состоянии, и она больше не может обеспечить прокачку больших объемов.
«СП»: — Зачем этот технический вопрос Украина переносит в политическую плоскость?
— Возможно, таким образом украинская сторона пытается надавить на «Газпром». Напомню, что первый конфликт возник не сейчас, а несколько недель назад. Тогда «Газпром», напротив, сильно снизил давление и объемы прокачки. Это происходило накануне начала плановых ремонтных работ по «Северному потоку». Возможно, украинская сторона хочет, чтобы когда «Северный поток» снова заработал на полную мощность, давление в украинской ГТС не снижалось и осталось на нынешнем уровне. Поэтому они заранее поднимают эту тему.
Войну в Донбассе киевские ученые назвали мотиватором прогресса Украины
От того, какое давление в трубе, зависит, какой объем реверса может пойти на Украину со стороны Евросоюза. А им сейчас как раз нужно заполнять свои ПХГ, они с большим опозданием начинают готовиться к началу зимнего сезона. Может, они пытаются надавить на «Газпром», чтобы у них была возможность получить больше газа по реверсу.
Мы уже заявляли, что после 2019 года не отказываемся от транзита через Украину, потому что альтернативные газопроводы к этому времени введены в эксплуатацию не будут. И нам все равно придется договариваться. Обе стороны в этом заинтересованы, и позиция Украины не совсем понятна.