18+
пятница, 24 марта
Экономика

Сбербанку до покупки «Опеля» остались считанные часы

Историческая сделка вступила в решающую фазу, хотя экономические выгоды от нее все менее очевидны

  
6

По сообщению европейского новостного канала «Евроньюс», покупка 55% акций германского автоконцерна «Опель» российско-канадским консорциумом «Магна — Сбербанк» может быть официально оформлена уже сегодня, 15 октября. Сбербанк и корпорация «Магна» планируют, наконец, подписать договор с «Дженерал Моторс», владеющем предприятиями «Опеля». Впрочем, в самом Сбербанке сегодня эту информацию корреспонденту «СП» официально подтверждать отказались.

Тем не менее, как упорно сообщают вслед за «Евроньюс» ряд германских газет, 15 октября, действительно, планируется нотариально заверить этот контракт. Правда, немецкие эксперты не исключают, что процедура может быть задержана на 24 часа. А полное закрытие сделки запланировано на конец ноября.

Таким образом история с покупкой немецкого производителя, за последний год фактически ставшего банкротом, подходит к своему финалу. Решение о продаже «Опеля» было принято еще 10 сентября. По условиям сделки, Сбербанку и «Магне» в равных долях должны перейти 55% убыточного автоконцерна. Но нерешенными оставались два вопроса. Во-первых, крайне тяжело проходили переговоры с немецкими профсоюзами, которые, в отличие от российских, даром хлеб не едят. Защищая права трудовых коллективов предприятий, они требовали максимального сохранения рабочих мест в Европе. Например, о части предприятий в Великобритании удалось договориться только на этой неделе. Вторая проблема — это вопросы финансирования. Собственно, ни одна из сторон не ставила перед другой непреодолимых препятствий, однако для юридического оформления договора было необходимо обговорить кое-какие детали.

Как заметил глава производственного совета автомобильного концерна «Опель» Клаус Франц, «процесс подписания договора выходит на финишную прямую, хотя некоторые пункты еще остаются открытыми». Для окончательной передачи контроля над «Опелем» консорциуму «Магна-Сбербанк» нужно согласие трудовых коллективов (!) всех европейских предприятий немецкого концерна на уменьшение до 2014 года своего заработка. А это около 50 тыс. человек! Понижением зарплаты новые собственники хотят экономить по 265 млн евро в год, более 176 млн. из которых приходятся на немецкие заводы. Однако немецкие рабочие с этим не согласны. Это вам не Россия! Кстати, может быть поэтому шли разговоры о том, что российское производство автомобилей марки «Опель» будет значительно расширено. Вот тут-то Сбербанк и сможет сэкономит на зарплатах.

— Конечно, можно сказать, что расширение производства в стране было бы большим плюсом для российского автопрома, — пояснил «СП» директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Хотя, сначала нужно посмотреть все условия договора. Если использование технологий и привоз их возможен на территорию России, то это будет достаточно большой прорыв. За счет оборудования заводов «Опель» можно будет модернизировать предприятия российского автопрома. А если компания наложит существенные ограничения на вывоз своих технологий, то особого эффекта не произойдет. Если же никакой выгоды не будет, то и смысла в этой сделке я не вижу. Но пока договор не подписан, ничего этого узнать нельзя, поэтому какие-то прогнозы делать рано.

Напомним, что как заявлял глава Сбербанка Герман Греф, «интеграция технологий» «Опеля» на российских сборочных площадок многократно возрастет, однако, о каких конкретно «площадках» идет речь, не пояснил. Не исключено, что это будет «ГАЗ», который является промышленным партнером российско-канадского консорциума. По информации «Автостата», сейчас на производство «Опеля» претендует и «АвтоВАЗ». Возможно, решение будет принято в рамках правительственной программы «Автопром-2020», которая сейчас обсуждается…

Эксперты оценивают стоимость установки новых сборочных линий примерно в 250−300 млн. долларов. Но если речь пойдет о новой модели автомобиля, который мог бы быть совместно разработан для российского рынка, то на это может уйти несколько лет. Между тем, в России уже есть завод, который готов выпускать автомобили под брендом «Опель». Это предприятие «Дженерал моторс» в Санкт-Петербурге, на котором хотели собирать модель «Астра» уже в этом году. Как сообщалось, линия готова к выпуску машин, проблема заключается только в том, как новые владельцы уладят с прежними вопрос «бренда». Так что, возможно, в перспективе концерн «Магна — Сбербанк» станет акционером и питерского завода, предполагают эксперты. Но тут же добавляют, что для этого варианта необходимо будет серьезно модернизировать питерские линии. И не исключают, что в скором времени «Опель» может стать российской народной машиной — доступной по цене и недорогой в обслуживании.

Но наш эксперт с такими прогнозами не согласен.

— Это практически невозможно. Сильно опустить себестоимость при переносе производства в Россию тех же самых моделей «Опеля» просто нереально, — рассуждает Сергей Целиков. — А вот если использовать зарубежные технологии при создании новых моделей, то вполне вероятно, что в скором времени можно будет производить доступные марки автомобилей. То есть, так или иначе все связано с модернизацией наших предприятий. Но это лишь планы на будущее.

А пока вообще не очень понятно, почему Сбербанк так уцепился за этот «непрофильный» для него актив. «Магна», производящая комплектующие для автопрома по всему миру, заинтересована в расширении бизнеса. Но на кой черт Сбербанку эта «гармонь» в условиях обвала автомобильного рынка в России более чем наполовину. Руководство государственного банка дальновидно заботится о будущем отечественного автопрома?

Между тем, если приглядеться, то планы российского государственного инвестора — Сбербанка, скорее всего, изначально лежали не в плоскости экономики, а в области политики. Как заявил премьер-министр Владимир Путин во время встречи с вице-канцлером Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, Сбербанк будет работать по проекту компании «Опель» «в тесном контакте с правительством ФРГ, профсоюзами и другими инвесторами». Продолжая тему экономического взаимодействия двух стран, он подчеркнул, что между Россией и Германией «много различных направлений сотрудничества в сфере экономики, и прежде всего в высокотехнологичной сфере — транспорте». В современных условиях важное направление деятельности имеет взаимное инвестирование, уточнил Путин, и попросил немецкого министра специально передать благодарность канцлеру Германии Ангеле Меркель за поддержку проекта «Северный поток». В общем, похоже, речь идет о неком размене в вопросах, представляющих собственный интерес для стран.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;