Забытый за четверть века украинского безвременья, Крым будет до конца нашим, когда полюбим его, как жизнь свою. Когда приедем маленькими карапузами на нежно-золотые пляжи Евпатории. Примчимся веселыми школярами, бурлящими в сотнях летних лагерей от Ласпи до Феодосии. Когда заполним берега и горы российскими студиозами в кедах и рваных джинсах — гитары у ночной волны, волейбол в смолистом аромате полуденных кипарисов, любовь под стрекот цикад и только что выловленные мидии, шипящие на раскаленном жестяном листе.
Эстеты предпочитают мидии с белым вином. А мне всегда нравился портвейн, чудесный массандровский портвейн в старом магазинчике у бухты Карасана. Прохлада выбеленных стен и темные лозы крыльца классически сочетаются с тягучей струей рубинового напитка. Наливали в тару покупателя, не рефлексируя по поводу санитарии. Инфекция и настоящее вино несовместимы.
Отдыхаем, как умеем
Слава Богу, но Крыму никогда не стать конкурентом пляжного валяния а-ля Турция или Египет. Хоть о пирс убейся, не дождешься отечественного All inclusive в арабском заискивающем поклоне. За дрянным алкоголем из бесконечно полного холодильника и пьяным прыганием в подозрительный бассейн — это в чартер за кордон. У нас захватывает дух от мистического рассвета над мысом Меганом и манят к облакам тропы Демерджи.
Искренне жаль тех, кто не знает, что это такое. Достаточно раскрыть томик Ахматовой, погуглить маршрут и с очарованной душой прилететь-прикатить на берег счастья. Естественно, сервис, питание и чистота должны быть на уровне. Все это при желании достижимо, а угрюмые и вечно недовольные диванные гунделки найдут свою помойку в любой точке планеты. Наша изюминка — самое синее Черное море, изобилие достойных крымских напитков и фруктов, сочетание отдыха с оздоровлением.
Вот он, КрымНаш, кайф на всю жизнь. За неделю до новогодних праздников изнываешь от жары, подымаясь по скальным маршрутам Нового Света. А 31 декабря откапываешь джип на Караби-яйла, стоя по пояс в снегу. Чай из горных трав вовсе не помеха для стаканчика алуштинской мадеры. Каждый отдыхает, как умеет.
Одни становятся восторженными клиентами элитного севастопольского винодела Павла Швеца. Самое дешевое вино у него где-то 3000 рублей за бутылку. Другим в радость веселое бахчисарайское «сухое» в 160 рэ за литр.
К господину Швецу нужно относиться с уважением. Его авторская винодельня UPPA-Winery основана семь лет назад, когда хозяин вернулся из Москвы. Расположена в долине Черной речки, где микроклимат идеален для выращивания винограда. Теперь UPPA — как бы визитная карточка местных инноваций. Эталонную винодельню наперебой снимают федеральные каналы. Прошлым летом сюда водили премьер-министра России Дмитрия Медведева. Буквально на днях продукт смаковал новый и.о. губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников. Высокие гости хвалят и намечают новые рубежи. Мол, «хотим, чтобы у нас в Севастополе появилось несколько сотен небольших винодельческих хозяйств».
Единственная проблема, на Черной речке трудятся всего лишь 20 человек: пятеро работают с виноградом, трое — на винодельне, остальные ведут бухгалтерию и экономику. Зато рядом по-настоящему огромные производители вина и виноматериалов: «Золотая Балка», Инкерманский марочный, совхозы-заводы им. Полины Осипенко и Софьи Перовской, госпредприятие «Садовод». Это только севастопольский регион. Дальше во все стороны — от степного Перекопа до Большой Ялты, Судака и Коктебеля — свои гигантские мощности. Виноградарство всегда было одинаково прибыльным и полезным делом. Только злой маразм последнего генсека смог занести над ним гибельный топор.
А сегодня новые проблемы. Как говорится, получили, откуда не ждали. Отрасль трясло от всероссийского запрещения продажи вина на розлив. Для Крыма это все равно, что отменить купания, жареную ставридку и чебуреки. Столичные чиновники поясняли запрет, словно говорили о разливной бормотухе где-нибудь в Мытищах. Главный довод — данные по реализованному таким способом алкоголю не фиксируется автоматизированной системой госконтроля. Неотъемлемая историческая традиция отдыха в Крыму как бы никого уже не интересовала!..
За лето-2016 крымским виноделам «горело» реализовать более 1 миллиона литров готового к употреблению вина. Прежде всего, речь шла о традиционной продаже на розлив. Спецы знают, что не каждый виноматериал подлежит длительному хранению. На бутилирование и выдержку зачастую нет времени и денег. Выручку нужно получить сейчас, иначе на следующий сезон никто ничего не заложит.
Розлив в законе
Еще полтора года назад против федерального запрета выступила одна из самых авторитетных руководителей отрасли, генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Массандра» Янина Павленко. Вместе с самыми именитыми коллегами она инициировала внесение изменений в закон. «Исторически сложилось, что туристы, приезжающие в сезон в Крым, любят побаловать себя крымским вином на розлив. Это было бы хорошим подспорьем для наших производителей», — отметила Павленко.
Гендиректор вовсе не пыталась отстоять конкретные интересы своего всемирно известного предприятия. На розлив в основном продаются столовые вина, тогда как специализация «Массандры» — марочные. «Выдержанные марочные вина должны продаваться только в бутылках. Это позволяет сохранить их качество», — считает Янина Павленко.
Когда нынешнее лето было в разгаре, Госдума наконец приняла закон, направленный на поддержку винодельческой отрасли Крыма. Следом за Думой президент РФ Владимир Путин лично завизировал продление переходного периода для виноделов полуострова. Итак, крымские производители вина, в том числе ликерного, смогут до 2017 года осуществлять его розничную продажу на розлив. Еще год, до 1 января 2018-го они вправе продавать свое вино только при оказании услуг общепита. Правда, эта норма коснется лишь тех, кто выпускает вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения. И наливать разрешили исключительно в фирменную пластиковую тару.
Что будет дальше, после пресловутого «переходного периода», абсолютно неизвестно. Тяжко думать, что в винных правилах Тавриду сравняют с Рязанщиной.
А Баба-яга против
Невероятно, но с резким требованием немедленно запретить вино на розлив выступил все тот же элитный севастопольский фирмач Павел Швец. В знак протеста даже вышел из числа членов Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма. Хотя, казалось бы, ему какое дело до относительно дешевой разливной продукции?
— Считаю, так поступать категорически нельзя. Это и возможность фальсификата, и возможность продажи других наименований. Когда вино наливают в пластиковую тару, вино начинает окисляться, и не все вина могут это пережить. Через день такое вино будет «никаким», и срок употребления такого вина существенно ограничивается. В итоге страдает репутация нового винодельческого региона России, — убежден москвич с Черной речки.
В ответ директор Ассоциации виноделов Дмитрий Волошенко заявил, что подобная оценка принятых винодельческим сообществом решений «не совсем корректна».
— Речь идёт о разрешении продажи своего вина только республиканскими производителями, через свои магазины. В наших предложениях ничего не говорится о пластиковых бутылках. И главное — эта мера временная, до 2018 года, которая позволит распродать имеющие запасы качественного столового вина урожая 2014 года, — поясняет Волошенко.
Главное, по его словам, что у всех без исключения предприятий, входящих в Ассоциацию, есть собственная сырьевая база, есть виноградные хозяйства, площади которых только в этом году увеличились еще на 500 гектаров. Последние два года из-за западных санкций полуостров практически не завозит импортные виноматериалы. То есть, вино реально свое — качественное, гарантированно натуральное. Не важно, дорогой Кокур или простецкое Шардоне. Все шло на радость и пользу.
На минуточку: массивы виноградников, расположенные в Крыму, составляли почти треть всех площадей, на которых возделывалась виноградная лоза Украины. «В связи с потерей данной территории у нас полностью прекратилась переработка таких уникальных сортов винограда, как „Серсиаль“, „Вердильо“, „Семильйон“, „Педро“, „Кокур белый“, „Эким-кара“, „Джават-кара“, „Кефасия“, „Сары пандас“. Эти сорта можно выращивать только в природно-климатических условиях Крыма», — сокрушается гендиректор корпорации «Укрвинпром» Владимир Кучеренко.
Глас народа — даешь мускат бочками!
Градус спора повышается. Причем народ отнюдь не безмолвствует. Наоборот, в сетях активно постят домашние фотографии советских винных бочек-павильонов из Гурзуфа и Ялты, Коктебеля и Севастополя. Рефрен один — кому оно мешало? Местные жители бурно ностальгируют фактами прежних времен.
- Да вы вспомните, раньше бочки с «сухарём"-кисляком всегда стояли в Севастополе. Это наш натурпродукт. Лучше чем порошковое пиво. Я — за!!!
— Пан Швец пусть озвучит цену на своё вино. И чего он за пластик волнуется? Кто ж его сутки в бутылке держать-то будет? В розлив вино берут, чтобы выпить сегодня.
— Неплохая идея вино на розлив, только что б не мурцалой с отжимок торговали и в местах где дозволено. Раньше ведь продавали с бочек с заводской рекламой и алкашей не наблюдалось. Культурный люд причащался, в основном из числа приезжих. :)))
— А я прекрасно помню на ярмарках квасную бочку с надписью «МУСКАТ», а чуть ниже: 1 стакан — 10 коп. И очереди не было. Видать, народ всякие варианты находил. Сам только сейчас понял, что жить в Крыму и пить пиво — это преступление.
— Меру знать надо… А молодое вино газированное в Крыму продавали везде. Рислинг, Пино, Ркацители — шикарные местные вина.
В Италии например, есть разлив на вынос в бутылках. Разрешить производителю продавать его продукцию — значит вселить надежду на будущее. Подвигнуть к развитию, мотивировать вкладывать деньги…
— На севастопольских ярмарках ко Дню ВМФ продавали вино в 3 литровых бутылях, а по городскому кольцу в бочках типа «Квас» шёл сухарь по 18 коп. В киосках «Соки-воды» перед Дворцом пионеров креплёное по 36 коп. Пьяных драк у бочек не было, поскольку тогда на 15 суток дебоширы уходили влёт. И, судя по вкусовым ощущениям, не бодяжили, тогда за это сажали. У нас на Корабелке торговка попала под судилище, слёз пролила больше, чем воды в бидон.
Пока народ предается сладким воспоминаниям, мэрии курортных городов констатируют грустный факт — похоже, таврические фестивали вина прикажут долго жить. С нынешним запретительным законодательством эта супер-привлекательная туристическая фишка бархатного сезона попросту невозможна. Пусть даже центральные власти с царского плеча добавили еще один переходный год. Ведь на фестивалях наливают и разливают, причем повсеместно и без всякого чиновничьего надзора.
Матюки и шампанское
Французы много лет подряд устраивают винодельческие праздники в Медоке и Шампани. Им позволено. Знамениты винными фестивалями города Ди, Арбуа, Муссак, Шенов. В начале октября всех французских виноделов собирает Праздник урожая на Монмартре. Сентябрь зовет винных туристов в итальянский Пьемонт. Конец августа — начало сентября — идет фантастический фестиваль на португальской Мадейре. Там люди знают, как красиво и со вкусом заработать большие деньги.
Быть может, стоит попросту наплевать на запреты? Рекой льется шампанское в севастопольской Балаклаве. Старейший в Крыму завод «Золотая балка» был создан в 1889 году князем Львом Голицыным и с тех пор специализируется на производстве игристых вин. В 2015-м у «Золотой Балки» сменился хозяин. Украинский олигарх Петр Устенко переуступил свои права московскому бизнесмену Артему Зуеву. Это бывший совладелец крупнейшего в России производителя подшипников, «Европейской подшипниковой корпорации».
Зуев шикарно подарил винзавод и полторы тысячи гектаров лозы своей супруге, уроженке Балаклавы Снежане Георгиевой. По ее словам, «те самые виноградники, где я еще школьницей работала».
До крымского подарка Снежана контролировала столичные ночные клубы «Белка» и Chateau de Fantomas. А сейчас месяцами безвылазно пропадает в родной долине: «Поймите, заниматься вином — отдавать всю жизнь». За нынешний сезон планирует заложить 120 га новых виноградников и выпустить 8 млн. бутылок игристого.
Кроме шампанского, производство ориентировано на выпуск крепких и столовых вин — тоже исключительно из собственного винограда. На покупку саженцев в Италии уже потратили 780 тыс. евро. Еще 350 млн. рублей пойдут на капитальный ремонт и строительство цехов и винных подвалов, закупку новейшего оборудования, включая огромные бродильные емкости и виноградные прессы.
Креативная клубная практика дает знать. Под занавес нынешнего лета Снежана Георгиева открыла шампанерия «ТерруАрт». Расположенная прямо у виноградных долин, шампанерия по замыслу создателей становится местом проведения громких культурных акций. В винных подвалах туристы под руководством опытных виноделов составляют свои собственные купажи.
Первый августовский фестиваль #Zbfest. отгремел невероятно круто. Местом действия стало поле, выкорчеванное от старых лоз. Ожидались десять тысяч зрителей, пришли и приехалив полтора раза больше. Сначала выступали пять крымских музыкальных групп, победивших в конкурсе TerruMusic. Следом пела звезда «Евровидения» — элегантная и нежная Полина Гагарина. И на контрасте — хедлайнер шипучей ночи Сергей Шнуров и группа «Ленинград».
Шнур выдал все, на что способен. «Налабутенилась» публика от души. Билеты просто так не продавали. Фестивальный флаер на двух человек выдавался при покупке 6 бутылок шампанского. Многие употребили на грудь прямо на месте, в шнуровских матюках и романтичных ночных виноградниках. Что любопытно, голова наутро не болела.
К врачам обращаться не стану…
Энотерапия - лечение вином. Еще чеховские доктора прописывали больным таврический портвейн. Банальный факт — смертность от ишемии сердечной мышцы во Франции одна из самых низких в мире — 35−45 случаев на 100 000 населения. Объясняют феномен регулярным употреблением красного столового виноградного вина. Умеренно, около 0,5 литра в день.
В Калифорнийском университете выяснением основы биологической активности столовых виноградных вин занимались 29 лауреатов Нобелевской премии в различных номинациях. Хотя и без лауреатов известно, что белые столовые и мадера тонизируют, помогают при нарушениях обмена веществ, малокровии. Херес в небольших дозах нормализует повышенное кровяное давление. Белые десертные вина питают глюкозой сердечную мышцу. Розовые столовые благотворны для лечения неврозов, болезней желудка, почек, сердечно-сосудистой недостаточности, гипертонии. Красные вина вообще хороши для лечения ожирения, заболеваний кишечника и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Плюс натуральное вино является отличным антисептиком — убивает холерные вибрионы, кишечные палочки, возбудителей тифа и стопроцентно обеззараживает воду.
Ровно год назад глава РК Сергей Аксенов выступил с инициативой разрешить розничную продажу и потребление вина для лечебных целей в санаториях и здравницах республики. Предложение прозвучало в Ялте, на заседании президиума Государственного Совета РФ под председательством Владимира Путина. Принципиальных возражений от участников заседания не последовало.
Президент страны назвал это предложение логичным. Осенью депутаты Госсовета Крыма и члены Общественной палаты республики подготовили в Государственную Думу соответствующую законодательную инициативу об отмене запрета использовать вино местного производства в лечебно-санаторной практике. Кстати, на крымских курортах с давних пор успешно применяли энотерапию. Простуду в Ялте традиционно лечат массандровским кагором. От неврозов и лишней радиации избавляет качинское каберне. Сохранить здоровым сердце помогает красное столовое «Алушта». В «Массандре» рассказывают, как партию такого вина по заказу Федеральной службы охраны РФ отправляли в столицу. А лучшее лекарство от запоров, по рекомендации курортных эскулапов — крымский портвейн. Старики особо уважают ливадийский портвешок, равно как и бодрящую мадеру.
И вот та же Ялта накануне открытия курортного сезона-2016. Форум с громким названием «Здоровье людей — основа успешного развития России». Выступает министр здравоохранения Вероника Скворцова:
— Если говорить об отдыхе, то, безусловно, отдых может сопровождаться культурным использованием в малых дозах алкоголя… Мы не против того, чтобы это было на отдыхе, но если речь идет о лечении санаторном, то мы не считаем возможным сопровождать это подобными вещами…
Проще говоря, Минздрав РФ откровенно и недвусмысленно высказался против винолечения в Тавриде. Москва часто повторяет, якобы, крымчане еще не прониклись российскими реалиями. Однако иногда кажется, что у некоторых персонажей в самой России до сих пор нет «чувства Крыма». Официально санатории должны подчиниться очередному запрету. На самом деле, многие здравницы продолжили энотерапию. Подносы с бокалами белого и красного стоят на входах в обеденные залы. Потому что помогает и отдыхающим нравится.
…В Севастополе портрет президента написали на прямо здании винодельческого завода. Владимир Владимирович изображен вместе со спиралью ДНК, выполненной в цветах российского флага. Граффити по улице Портовая, 8 — яркое, издалека бросается в глаза. Прохожие то и дело останавливаются, чтобы сделать селфи. На винзаводе пояснили, что «эта молекула ДНК является носителем кода, который управляет химизмом всего живого».