Председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко предложила обязать безработных вносить взносы в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). По ее мнению, таким образом можно будет снять проблему дефицита средств у регионов.
«Нужно провести сверку: неработающие граждане трудоспособного возраста должны состоять на налоговом учете, они должны сообщать о своих доходах. Сделать таким образом сверку, чтобы не было теневых доходов и сокрытия уплаты в фонд обязательного медицинского страхования. Выявить таких граждан и обязать их вносить ежемесячно платежи в том объеме, в котором оплачивает за них медицинскую помощь бюджеты субъектов Федерации», — заявила Матвиенко.
С одной стороны, логику Матвиенко можно понять. У нас, по разным оценкам, до 30 миллионов человек (до 40% всех трудоспособных) на бирже труда не состоят, налогов не платят, но при этом где-то зарабатывают. Как правило, люди занимаются частной практикой. Делают ремонты квартир, чинят автомобили, подрабатывают на стройках или пишут компьютерные программы. Нигде, соответственно, не оформляясь. Эти люди экономят 13% от дохода, которые должны были заплатить в качестве налога. Еще 30% экономится на взносах в социальные фонды. Таким образом, люди увеличивают свой чистый доход почти в полтора раза, не внося денег в казну.
При этом люди пользуются всеми благами государства, в том числе имеют право на медицинскую помощь и могут рассчитывать на защиту государства от противоправных действий. И так получается, что добросовестные работники оплачивают социальные гарантии тех, кто имеет дополнительный доход.
С другой стороны, если государству в целом не удалось за столько лет собрать налоги с самозанятых, то как получится собрать отдельно взносы в фонд ОМС? Проблему, очевидно, надо решать в комплексе. И пополнение фонда здравоохранения — далеко не главная причина всех поставить на налоговый учет.
Но стоит учитывать, что многие из тех, кто нигде официально не работают, работы действительно не имеют. Есть регионы, где в сельской местности практически нет рабочих мест. Люди, конечно, научились выживать. Держат коров, свиней, кур и гусей, выращивают всё, от картошки до винограда. В целом, живут такие трудолюбивые люди неплохо, можно даже сказать зажиточно. Но живых денег в руках у них практически не бывает. И в этом явно не их вина. Как брать взносы с них?
Стоит еще учитывать нашу российскую практику законотворчества и правоприменения. При написании масштабных законов образуются различные прорехи. Причем такие, что человек всюду должен, а прав ни на что не имеет. Не получится ли так, что люди всё равно будут утаивать свой доход, а законопослушные граждане будут под подозрением.
И совершенно неясно, как будет оказываться медицинская помощь тем, кто будет числиться закоренелым неплательщиком? Не выйдет так, что значительное количество граждан вообще не смогут рассчитывать на лечение?
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов замечает, что право на бесплатную медицинскую помощь имеют по Конституции все российские граждане:
— Инициатива Матвиенко довольно сомнительна. У нас медицинская помощь в государственных учреждениях оказывается бесплатно абсолютно всем гражданам. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно и иностранцам.
Совершенно неясно, почему мы должны дискриминировать временно неработающих граждан. Мало ли по каким жизненным, семейным обстоятельствам люди не работают.
К тому же, оплачивать взносы должны не только работающие, но и бюджеты субъектов Российской Федерации. При чем тут, работает гражданин или нет, платит он или не платит?
«СП»: — Имеется в виду, что медпомощью пользуются те, кто не платит налогов, но доход имеет.
— У нас 30% граждан, имеющих медицинскую страховку, ни разу в год за медпомощью не обращаются. Они платят намного больше, чем пользуются медициной. Но об этом почему-то не говорят. Давайте тогда этим гражданам вернем взносы. Медицинская помощь рассчитывается примерно из суммы 10 тысяч в месяц на каждого.
Надо быть справедливым. Некоторые не работают, но им нужна помощь. Сколько люди получают травм на улицах. В автомобильные аварии попадают свыше ста тысяч человек в год.
Так что мера, предложенная Матвиенко, негуманная. Если вы хотите собирать больше налогов, то должна эффективнее работать налоговая полиция. Если люди работают, но не платят налоги, надо с ними работать.
Но треть граждан оплачивают страховку и не обращаются за помощью. У нас система медицинского страхования построена по принципу общественной солидарности. Богатый платит за бедного, здоровый за больного. И так было всегда. Не нужно менять этот принцип, так как он соответствует нашему опыту.
«СП»: — Имеет ли инициатива Матвиенко шанс стать законом?
— Чтобы принять закон, нужны какие-то расчеты. Надо знать, сколько человек работает и взносы не платит. Где они работают, какую зарплату получают? Они работают на себя, на личном подсобном хозяйстве в деревне? Всякий раз это разная ситуация.
Не надо проколы налоговой службы перевешивать на граждан. По Конституции у нас медицинская помощь бесплатная для всех. Это раньше тунеядцев отправляли за 101-й километр, но эта мера была осуждена. Не надо пытаться повторить отрицательный опыт.
Мы не знаем пока, кто и почему не платит взносы в фонд ОМС. Но медпомощь может понадобиться каждому. Давайте не будем делать людей инвалидами из-за того, что они не смогут получить квалифицированную помощь специалистов. Люди, ведь, начнут употреблять лекарства по своему усмотрению, обращаться к знахарям. Но это будет только вред здоровью. Сейчас мы видим не медицинский подход к решению проблемы, а чисто бухгалтерский.
— Сегодня в рамках действующего законодательства я не вижу возможности принять инициативу Матвиенко, — говорит профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков.
— С другой стороны, у нас теперь могут принять любые решения. Скажем, решили же выплатить пенсионерам по пять тысяч вместо ежемесячной индексации. Так что удивляться ничему не приходится.
Но хочу напомнить, что за неработающих взносы платят регионы. Но субъекты РФ платят меньше, чем обычно платят граждане, и это порождает по-настоящему крупную проблему. В бюджете ОМС образуется дефицит.
На мой взгляд, надо вначале решить проблему эквивалентности платежей работающих и платежей, что вносят за неработающих. А потом уже «ловить блох» с проблемой того, что безработные ничего не платят.
Кстати, ни в одной стране мира безработные, если они стоят на бирже труда, не платят взносы за медицинское страхование.
Но у нас фактически отменено страхование занятости. Пособие по безработице мизерное. Ни один приличный человек не позволяет себе ходить на биржу труда за этим пособием, просто потому, что сил и нервов потратишь больше, чем в итоге получишь.
«СП»: — Если все неработающие встанут на налоговый учет, то можно будет узнать доход этих людей.
— Конечно, несправедливо, когда люди работают, а налогов не платят, при этом всеми благами пользуются. Но кто виноват? Раз уж создали такую систему, что граждане не хотят с государством сотрудничать, то не стоит удивляться сложившейся ситуации.
Раньше система социального страхования была под профсоюзами. Большая часть собранных средств распределялась в рамках предприятия. Тогда участвовать в системе соцстрахования было интересно. Люди понимали, на что уходят их деньги.
Теперь деньги собирают налоговые службы. Всё идет в один котел, из которого платятся пенсии и делаются иные расходы. Причем все системы в стадии упадка. Соответственно, человек думает: «Чего ради я буду отдавать 30% своих доходов, чтобы меня при этом всюду посылали куда подальше?» И человек предпочитает сэкономить на выплатах, но в случае необходимости обращаться за квалифицированной помощью и оплачивать полную стоимость услуг. Многие наши сограждане давно так и делают.
Выход из ситуации есть только один. Не люди должны быть для государства, а государство для людей. Вот у нас с 1991 года проводят разные реформы, а цели мы пока так и не достигли.