Россия поднялась на две ступеньки в рейтинге глобальной конкурентоспособности, который ежегодно составляет Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF). Теперь Россия занимает 43-е место из 138 стран. Это следует из доклада WEF, который 28 сентября был презентован в Женеве.
В докладе говорится, что, несмотря на рецессию в 2015 году, в результате которой ВВП РФ сократился на 3,7%, Россия «оставалась достаточно стабильной с точки зрения ее конкурентоспособности».
Такой результат — следствие укрепления позиций в нескольких из 12 «опорных» категорий, по которым рассчитывается рейтинг. Так, в категории «образование и профессиональная подготовка» наша страна показала рост на шесть пунктов, в категории «инновации» — на 12 пунктов.
Зато в категории «макроэкономическая среда» Россия драматически рухнула на 51 пункт, до 91-го места (в 2015-м мы, наоборот, поднялась с 53-го на 45-е место). Причина банальна — падение цен на нефть.
«Шок от снижения цен на сырье все еще сильно сказывается на российской экономике. Учитывая резко сократившиеся государственные доходы и возросшую инфляцию, макроэкономическая среда сейчас не та, что прежде», — отмечается в докладе.
Вот как, по мнению WEF, выглядят сильные и слабые позиции в российской экономике:
— низкие цены на сырье влияют на РФ меньше, чем на другие евразийские экономики;
— уровень госдолга остается низким, а национальные накопления — практически неизменными;
— ограниченные фискальные стимулы и сдержанность в государственном регулировании смягчили шок;
— финансовый сектор страдает от слабого притока капиталов, связанных с доходами от минерального сырья, а также почти полным закрытием международных финансовых рынков для российских компаний.
В итоге Россия оказалась в рейтинговой таблице между Панамой и Италией. Из стран Евросоюза, помимо Италии, она обошла Португалию (46 место), Латвию (49), Болгарию (50), Румынию (62), Словакию (65), Венгрию (69), Хорватию (74) и Грецию (86).
Из стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) выше всех в таблице находится Китай — 28 место. Индия на 39-м, Южная Африка — на 47-м, Бразилия — на 81-м.
Лидеры рейтинга все те же: Швейцария (1), Сингапур (2) и США (3). Замыкают таблицу Йемен (138), Мавритания (137) и Чад (136).
Анализируя тенденции, эксперты подчеркивают, что «10-летнее снижение открытости экономик на всех стадиях развития представляет риск для способности стран расти и внедрять инновации».
Что стоит за оценками WEF, помогут ли рейтинги России?
— Я не верю рейтингу WEF, как и рейтингу Doing Business Всемирного банка, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
— В Doing Business, например, России поднимается уже четыре года подряд, но российский бизнес этого не чувствует. Составители рейтинга ориентируются на технические улучшения, но не принимают в расчет, что реально происходит в стране. Можно сказать, результаты Doing Business противоречат объективной реальности.
«СП»: — Для кого составляют подобные рейтинги?
— Прежде всего, я считаю, их пишут для высших чиновников ряда стран, которые рейтингуются. Чтобы они могли ссылаться на результаты рейтингов в правительственных отчетах. Естественно, в этом есть заинтересованность. Напомню, что тот же Всемирный экономический форум — по сути, коммерческая организация, которая живет на взносы.
Некоторым странам — например, США, — безразлично, что напишут о них в докладе WEF. Но странам Третьего мира позиция в рейтинге далеко небезразлична.
«СП»: — В чем главная нестыковка оценок WEF в случае России?
— Если мы конкурентоспособны, почему у нас не растут темпы экономического развития? Такого не может быть: если растет конкурентоспособность экономики, предполагается и ее активный рост.
Потом, в чем мы конкурентоспособны? Если брать развитый мир — в него, по разным оценкам, входит 30−40 стран, — то он конкурентоспособен за счет развитых институтов, безопасности, гарантий защиты собственности. Именно поэтому в него идет приток капитала. В развитом мире переходят к новому технологическому укладу, и потому широко применяют инновации.
А как мы можем продвинуться по инновациям, если их почти нет? И как можем продвинуться по образованию? Любой человек, живущий России, прекрасно понимает: образование с каждым годом ухудшается, а его финансирование сжимается.
Но WEF, получается, видит ситуацию с инновациями и образованием совершенно иначе — позитивно.
А ведь помимо развитого мира, который превосходит нас институционально и технологически, есть развивающийся мир. И наши темпы роста — близкие к нулю — говорят о том, что мы выбыли и из него.
В мире, замечу, можно и сегодня найти около 50 стран, которые показывают высокие темпы роста. Но Россия сегодня — это страна, «зависшая» на довольно низком уровне, и такая ситуация входит в явное противоречие с оценкой в рейтинге глобальной конкурентоспособности WEF.
«СП»: — Как бы вы оценили конкурентоспособность РФ?
— На мой взгляд, это можно подсчитать по методике так называемых сравнительных внутренних издержек. В этом случае нужно поделить экономику на сектора — получится 110−120 секторов, включающих производство товаров и услуг, промышленность, торговлю и финансы. По каждому сектору следует подсчитать внутренние издержки, и сравнить их с альтернативными вариантами.
В результате выйдет, что всего в 10−20 секторах у нас возможно развитие — при нынешнем курсе рубля, нынешнем уровне платежей в бюджет и перспективах налогообложения.
Причем, таких секторов становится все меньше. Думаю, вскоре их список может ограничиться монополистическим финансовым сектором, который и сегодня паразитирует за счет остальных секторов, сектором оптовой торговли, и отраслями, связанными с первичным переделом.
«СП»: — Зачем составители рейтинга WEF представляют ситуацию в заведомо искаженном свете?
— Думаю, чтобы поощрять политику, которую проводит экономический блок правительства РФ. Раз Россия поднимается в международных рейтингах — значит, дела идут неплохо. Я считаю, это согласованная позиция рейтинговых агентств: все они в унисон рассказывали, например, как блестяще наш Центробанк девальвировал рубль и справился с кризисом.
Если верить рейтинговым агентствам, наша экономика адаптировалась к экономическим невзгодам. И крупнейшие банки адаптировались, и госкорпорации. Но никто из составителей рейтингов не задает вопрос: а население российское адаптировалось? Как с ним обстоят дела, как живут в России люди? И почему, если все вокруг адаптировались, эти люди остались без доходов?!
Ответ прост. Очевидно, нынешнее положение устраивает тех, кто составляет рейтинги. Поскольку цель развивать российскую экономику перед ними, видимо, не стоит…
— Обычно международные рейтинги конкурентоспособности являются сигналом для инвесторов: стоит ли присматриваться к той или иной экономике, — говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— Рейтинг WEF — один из многих. Для каждого класса инвесторов есть свои рейтинги. В некоторых из них мы подрастаем, и в целом позиции РФ на фоне других развивающихся экономик выглядят не столь ужасающе.
Косвенно это подтверждает тот факт, что на предстоящий в октябре Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) впервые с 2014 года собираются приехать почти все его участники. Крупнейшие иностранные инвесторы, в числе которых BP, Metro AG, Total S.A., Unilever, встретятся с премьером Дмитрием Медведевым для традиционного обсуждения своих пожеланий и проблем. Согласно списку подтвердившихся участников по состоянию на 21 сентября, в Москву приедут 42 члена совета. Два года назад в аналогичной встрече приняли участие только 29 компаний из 51 участника КСИИ.
Это доказывает, на мой взгляд, что рейтинги конкурентоспособности инвесторы анализируют тщательно и с большим вкусом.
Да, рейтинг WEF вызвал разнонаправленные оценки: одни подчеркивают подъем до 43-го места — лучший результат России за 10 лет. Другие акцентируют внимание на провале в категории «макроэкономическая среда», и утверждают, что российская экономика топчется на месте. На мой же взгляд, истина где-то посредине.
Главный урок рейтингов, я считаю, выглядит так: уровень международной конкурентоспособности участников глобальной экономики — по крайней мере, до конца десятилетия, — будет определяться их способностью к структурным трансформациям, и готовностью к переходу к новым экономическим моделям развития.
Как раз на этом направлении у нас имеются очевидные проблемы. Россия вроде бы понимает, что плыть через бурные воды экономических реформ необходимо, но никак не может отважиться на это плавание…