Министерство финансов РФ пристально изучает возможность налогообложения части депозитов, заявил заместитель главы ведомства Алексей Моисеев. Как сообщил чиновник, вопрос пока на «предварительном согласовании». И пообещал, что если будут обложены налогом вклады, то только доходная их часть.
Г-н Моисеев попытался открыть российской общественности глаза на более чем явный, с его точки зрения, налоговый вычет, когда, по его выражению, «люди в принципе не платят по депозитам ничего»:
— Человек, имея миллиард рублей на депозите, а такие люди есть, и их довольно много, не платят никаких налогов с доходов своих депозитов. Так больше делать нигде нельзя.
Ранее Владимир Путин предлагал правительству отказаться от налогообложения купонов по облигациям. Моисеев в этой связи сообщил, что Минфин так и не нашел приемлемого варианта. Пока, выходит, с целью выравнивания депозитов и облигаций решено ввести вариант, за глаза самими финансистами называемый: «Сделать всем хуже». Иначе говоря — ввести налогообложение и для банковских вкладов.
Подобный опыт совсем недавно начал распространяться и в ближнем зарубежье. Так, по данным белорусского ресурса Myfin.by., с ноября 2015 года в Белоруссии объектом обложения подоходным налогом стали доходы граждан в виде процентов по некоторым видам банковских вкладов (депозитов).
Согласно принятому в Минске решению, подоходный налог начисляется на доходы с вкладов (депозитов), срок возврата которых меньше одного года для вкладов в белорусских рублях, и меньше двух лет для депозитов в иностранной валюте. При условии, если процентная ставка по этим договорам больше ставки по вкладам до востребования.
При этом, как отмечает Myfin. by, у вкладов до востребования самый низкий процент из предлагаемых вариантов (примерно 3% годовых).
На Украине споры о необходимости налога на банковские депозиты шли с 2004 года. Но дальше разговоров дело не шло, пока жесточайший экономический кризис, последовавший за госпереворотом 2014 года, не вынудил Киев все же узаконить и этот налог.
Председатель правления «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин, как свидетельствует украинский портал «Минфин», достаточно скептически оценил перспективы нововведения:
-Это ни к чему не приведет. Вкладчики ничего не выиграют от того, если перестанут нести деньги в банки и размещать их на депозиты. Кто-то перестанет, но таких мало. Все будут в равном положении.
…Памятна и поучительна история, когда за год до начала экономического кризиса уже в нашей стране, в марте 2013 года, средства на общую сумму в 4,4 млрд. евро правительство Кипра вознамерилось изъять у физических и юридических лиц. Инструмент был задействован как раз тот, который сегодня и предлагает в РФ ведомство Силуанова, — налог на депозиты.
Решение кипрских властей вызвало откровенно негативную реакцию на самом верху российской власти. Президент Владимир Путин назвал эти меры на Кипре, ставшим с недавних пор «налоговым раем», «несправедливым, непрофессиональным и опасным». А министр финансов Антон Силуанов тогда посетовал, что жесткие меры против держателей немалых денег в банках средиземноморского острова (среди которых подразумевались, конечно, в значительной степени россияне), создает «прецедент для оттока вкладов из проблемных стран еврозоны» и «снижает уровень доверия к банковской системе».
Сегодняшнюю инициативу Минфина невысоко оценивают и сами банковские специалисты. Как предположила главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова в интервью РБК, намерение Министерства финансов чревато тем, что может начаться отток вкладов. Владеющие значительными средствами на депозитах начнут перемещать их на финансовые рынки. К примеру, вкладывать деньги в те же облигации. Как считает экономист, объект для фискального интереса выбран Минфином не вполне удачно.
— Чаще на депозитах находятся не такие значительные суммы. Людям достаточно сложно нести деньги куда-то вне банка, — полагает г-жа Орлова.
— У нас уже давно нет никакой тайны вкладов, — говорит бывший депутат Госдумы, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. — И де-юре, и де-факто государство давно имеет доступ ко всем вкладам во всех банках. Вот смотрите: я только что был кандидатом в депутаты Госдумы в Санкт-Петербурге. Естественно, подавал декларацию о доходах, в том числе и о своих счетах. Избирательная комиссия сама обращалась к банкам, а потом еще ЦБ проверял все эти сведения. О какой тайне вкладов можно говорить, когда все мы просвечены — вплоть до копейки? По моим данным, в настоящее время облагаются налогом доходы, то есть проценты, получаемые вами, если они превышают ставку рефинансирования. Был период, когда банки давали выше, чем эта ставка.
Но сейчас банки, по моим данным, снизили проценты. Максимальные банковские проценты по вкладам — это 10%. Что близко к ставке рефинансирования.
Эта инициатива усугубит и без того незавидное положение вкладчика, поскольку в ней речь идет не столько о том, чтобы облагать налогом проценты, а облагать им само имущество. Что имеется в виду? Как известно, в настоящее время облагается только имущество, подлежащее регистрации — недвижимость и движимое (автомобили, яхты, пароходы, самолеты). В случае же реализации предлагаемого Минфином законопроекта мы столкнемся с фактическим введением налога на деньги.
«СП»: — Ваш прогноз: чем может закончиться эта затея?
— Наша банковская система просто рухнет. Никто не будет нести деньги в банк. Связываться с банками станет окончательно невыгодным и разорительным делом. А причина столь мрачноватой, но, к сожалению, вполне реальной перспективы в том, что наше правительство постоянно ищет доходы не там, где надо. Вместо того, чтобы раскручивать реальный сектор экономики, увеличивать налогооблагаемую базу с производства товаров, увеличивать зарплаты хотя бы до реального прожиточного минимума, оно пытается, как говорят в народе, «с дерьма снять пенки». В результате все будут испачканными, а дополнительных сборов никто так и не увидит.
— Это не первая попытка введения нормы, при которой с процентов с депозитов, превышающих ставку рефинансирования Центробанка, должен уплачиваться подоходный налог, — сообщает бывший заместитель министра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин. — Они реализовывались, потом отменялись. И вот опять правительство не от хорошей жизни, как говорится, решило поискать пользы для казны от вкладов населения.
На мой взгляд, на самой банковской системе это, в сущности, никак не отразится, — новация касается не банков, а исключительно вкладчиков. Можно, если додуматься, и само банковское учреждение обязать платить этот налог. Вот тогда для банка это будет действительно обременение .
«СП»: — Вашу подсказку — как вариант решения проблемы именно за счет банков, а не за счет населения — можно было бы адресовать именно правительству.
— Но всё-таки, я думаю, невыгодно и это предложение, Не такое уж большое количество вкладчиков эта инициатива затронет. Вот представьте: человек положил примерно 100 тысяч рублей на депозит. Но на такой объем денежных средств банки, как правило, устанавливаютдоход в 7,5 — 8 процентов.
«СП»: — Замглавы Минфина Моисеев сказал, что предложенная мера направлена на то, чтобы держатели миллиардных вкладов начали адекватно своим сбережениям платить налоги. Вы не допускаете, что такая мера только подхлестнет стремление уйти от налогообложения со стороны состоятельных граждан? И как итог — дальнейшее бегство капитала за границу?
— Не уверен, потому что постоянное запугивание тем, что богатые перестанут платить налоги и вообще убегут из страны — хорошая «отмазка» для того, чтобы ничего не делать. В этой же плоскости чуть ли не ключевой аргумент, почему нельзя вводить в России прогрессивный налог.
Что касается непосредственно фискального эффекта от нововведений, то здесь на самом деле могут быть выручены далеко не такие большие деньги, на которые надеется правительство. Подоходный налог в 13% или же размер обложения дивидендов в 6% можно умножить на данные статистики вкладов физических лиц в банках. И тогда будет ясна картина возможного выигрыша государства.