Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Регионы
4 ноября 2016 14:18

Китай делает ставку на русских ученых

Благодаря масштабным проектам нищие деревни Поднебесной превращаются в мегаполисы

5359

Уровень развития любой страны определяется не только богатством ее столицы, но и состоянием провинций. В России Москву многие называют отдельным государством: жизнь в ней и в регионах отличается разительно, причем предпосылок на изменение ситуации не так уж много. Возможно, ценным может оказаться китайский опыт регионального развития, с которым нам удалось познакомиться во время поездки в Поднебесную в составе делегации российских СМИ.

В прошлый раз мы рассказывали о современной жизни в Пекине. Сегодня речь пойдет о провинции Шэньси.

Пути и дороги

Столица провинции Шэньси — город Сиань с населением около восьми миллионов человек. Он был столицей Китая на протяжении 13 правящих династий, и в нем сохранилось много исторических памятников. Пожалуй, самый известный из них — терракотовая армия императора Цинь Шихуанди, правившего в III веке до н.э.

Сегодня Сиань — это обычный по китайским меркам провинциальный центр. Не самый богатый, но и не самый бедный.

Город находится в географическом центре Китая, примерно в 1200 км от Пекина. Расстояние приблизительно такое же, как от Москвы до Уфы. Но если от Москвы до столицы Башкирии придется ехать около полутора суток, то путь от Пекина до Сианя занимает всего пяти часов.

Дело в высокоскоростных железнодорожных магистралях. Их начали строить лишь в конце 90-х, а сегодня они охватывают почти все крупные города, имеют общую протяженность свыше 22 тысяч километров (это больше, чем в Японии и Европе вместе взятых). И если вначале Китай использовал французские, японские и канадские технологии, то сегодня стал в них признанным лидером. Как в сфере строительства самих путей, так и в производстве подвижного состава.

На достигнутом в Китае останавливаться не собираются. В этом году на развитие высокоскоростных дорог выделено 800 млрд. юаней (примерно 8 трлн. рублей по нынешнему курсу). Для сравнения — все расходы российского бюджета в текущем году составляют всего 16 трлн. рублей.

Все знают про «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Но только на участке длиной около 60 километров поезд развивает скорость около 200 км/час. Причина этого — старое полотно. Для скоростных поездов нужны новые шпалы и новые рельсы. Для нас это оказалось слишком дорого, китайцы — полностью переложили пути. Поэтому большее время поезд едет со скоростью около 300 км/час.

Применим ли этот опыт для нас — большой вопрос. В Китае продолжают говорить о строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которая должна стать частью проекта «Нового Шелкового пути». Но и в Китае высокоскоростные дороги находятся на грани окупаемости.

Билет от Пекина до Шэньси стоит 515,5 юаней (примерно 5 тыс. рублей). Но в Пекине живет почти 35 миллионов человек, в Сиане — 8 миллионов, на пути еще несколько остановок в городах с населением от миллиона до пяти. Причем на месте бывших сел строятся небоскребы.

В Москве живет 14 миллионов, в Казани — миллион, в Нижнем Новгороде — полтора, во Владимире — 350 тысяч. И если в Китае скоростные поезда отходят от перрона каждые 10 минут, и все билеты проданы, то в России ездить будет просто некому.

От лавки с сувенирами к центру инноваций

В провинции Шэньси сегодня живет около 38 миллионов человек. Примерно столько же, сколько в нынешней Украине (после утраты Крыма и Донбасса) или в Польше. Но если ВВП Украины составляет сегодня в абсолютном выражении около 90 млрд. долларов, а ВВП Польши около 500 млрд., то объем экономики провинции Шэньси оценивается почти в триллион долларов.

Правда, сложно Шэньси сравнивать с суверенным государством. В речах чиновников, в профессиональном уровне переводчиков чувствуется некая «провинциальность». С другой стороны, сохранившиеся, наверное, со времен мандаринов сложные этикеты во время официальных приемов и неформальных застолий, никак не свидетельствуют о низкой степени адекватности руководителей. От чиновников Шэньси не услышать резких и фантастических заявлений, которыми любят смешить окружающих депутаты Верховной Рады и министры «незалежной»…

В любом развитии главное динамика.

Терракотовую армию — захоронение керамических воинов и лошадей — случайно нашли в 1974 году, когда крестьяне бурили артезианскую скважину. Это стало величайшим открытием в истории мировой археологии.

Еще в середине 1990-х Шэньси не могла похвастаться другими достопримечательностями. Власти провинции всерьез рассматривали возможность экономического развития региона за счет иностранного туризма. Думали над прямыми рейсами из США в Сиань. Другие перспективы выглядели крайне туманными.

Скоростные поезда еще не ходили, да и на обычные у простых китайцев не было денег. Авиабилет был не по карману подавляющему большинству. Так что даже на внутреннем туризме заработать было нельзя.

Сегодня провинция Шэньси — крупный в Китае центр машиностроения, авиастроения, производства космических аппаратов.

Как рассказала нам заместитель губернатора провинции Ван Лися, Шэньси занимает сегодня второе место в Китае по росту экспорта и импорта. Восемь из каждых десяти крупнейших корпораций мира уже сделали инвестиции в провинцию. Более 300 фирм Шэньси, в свою очередь, сделали инвестиции в 80 странах мира. За последние три года провинцию посетили 17 глав государств.

Шэньси богата природными ресурсами, в том числе нефтью. После падения мировых цен на «черное золото», пришлось задуматься над коренным переустройством промышленности и развитием инноваций. Сегодня нефтяной сектор дает лишь 9% ВВП региона, зато остальная промышленность — около 50%, еще 40% - сфера услуг.

Сейчас ВВП на душу населения здесь составляет 7100 долларов в год. Это чуть меньше, чем в среднем по России и в 3,5 раза больше, чем на Украине.

Как и во всём Китае, в Сиане люди любят гулять в свободное время, пенсионеры занимаются гимнастикой в парках.

Быстрое развитие обуславливает и успешное формирование гражданской нации. В Сиане большая мусульманская община уйгуров (примерно 120 тысяч человек). Но многие межнациональные и межрелигиозные трения остались в прошлом. Проект «общества средней зажиточности» объединяет всех.

При всём при этом Шэньси пока экономически относится к регионам Западного Китая, то есть наименее развитым, занимая в рейтинге развития провинций 15-ю строчку из 31. Но в планах — стать крупнейшим центром инноваций Китая. Учитывая достигнутое, планы китайских чиновников не выглядят фантастическими.

Кстати, терракотовую армию сегодня действительно едет посмотреть много иностранных туристов. Но намного больше — туристов внутренних. Толпы китайцев из разных регионов с большим интересом ходят по залам выстроенного на месте исторической находки музейного комплекса. Ведь добраться до Сианя можно из любого города всего за несколько часов и за приемлемую сумму.

Порт на суше

Действительно, что поражает воображение в Шэньси, это строительство нового логистического центра. Или, как говорят в Китае, «сухого порта».

Из Сианя в древности начинался Великий Шелковый путь. Когда в 2013 председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале проекта «Один пояс — один путь», власти Шэньси задумались над участием в новом проекте.

Сиань находится в географическом центре Китая. Это выгодное местоположение решили использовать с максимальной эффективностью. Товары из Восточного и Южного Китая будут складироваться под Сианем, а потом грузиться на железнодорожные вагоны и отправляться далее, в Европу. Причем ожидается товарооборот в обе стороны.

Уже построены полностью автоматизированные склады. Ходят пробные составы из Казахстана. Оттуда в Китай прибывает масло, которое пользуется большой популярностью у китайцев.

«Наши первые успехи свидетельствуют о том, что мы добьемся намеченной цели. Товарищ Си Цзиньпин, когда посетил склады, высоко оценил нашу работу», — рассказали нам руководители логистического центра.

Правда, вызывает разочарование, что основной маршрут «Нового Шёлкового пути» лежит в обход России. По территории нашей страны экспортировать товары быстрее и дешевле, да и преодолевать придется всего две таможни на границах Евразийского экономического союза (в Казахстане и Белоруссии). Видимо, существуют какие-то административные препоны и отсутствие четких договоренностей с российской стороной.

По плану, логистический центр будет занимать площадь около 50 квадратных километров (примерно вдвое больше, чем исторический центр Москвы в пределах Садового кольца). С жилыми комплексами, складами, дорогами, железнодорожным вокзалом, международным аэропортом.

Уже построено здание, где будут располагаться редакции профильных журналов, пишущих исключительно про складское дело и новации в логистике. По размеру этот офис сравним со зданием МГУ на Воробьевых горах в Москве.

Самое главное, что такой логистический центр в Китае будет не единственным. Всего планируется построить около 80 транспортных узлов, которые будут обеспечивать проект «Нового Шёлкового пути».

Русские, добро пожаловать!

Не менее впечатляющим выглядит строящийся под Сианем инновационный центр. Вернее, это будет не просто центр, а инновационный город Фондон, площадью примерно в 50 квадратных километров. Там предполагается разместить научные лаборатории, производственные цеха, офисы высокотехнологичных компаний.

Площадь российско-китайского инновационного центра «Шёлковый путь» составит около четырех квадратных километров. Уже построены офисные здания площадью свыше 50 тыс. кв. метров (для сравнения — площадь комплекса «Сколково» — 20 тыс. кв. метров). Пока они стоят пустые и ждут инвесторов. Работают только сувенирные лавки с продукцией всех стран-участников «Нового Шёлкового пути». Достаточно необычно видеть китаянок в русской или узбекской национальной одежде.

Опыт развития инноваций на постсоветском пространстве действительно приходит на ум, когда видишь масштабы построенных зданий. Центр в Сколково строили много лет, и пока ощутимых результатов нет. Парк высоких технологий в Минске, который сегодня приносит около миллиарда долларов чистой прибыли в год, строился несколько лет и по масштабу зданий сильно уступает местному российско-китайскому центру. Который, подчеркнем, сегодня стоит совершенно пустой.

Спрашивается, на что рассчитывали китайцы, когда вкладывали большие средства в возведение офисных центров для россиян, когда они в России строятся в меньших масштабах и намного дольше?

Оказывается, российские инновационные предприятия, которые захотят работать в Китае, будут на первое время освобождены от налогов. Ученым, изобретателям и исследователям готовы предоставить комфортные условия для жизни (новый инногород обещают сделать «самым зеленым») и для работы.

Так что если молодому, но перспективному научному сотруднику академического института надоели суета Москвы, грошовая зарплата и полуразваленные лаборатории, то добро пожаловать в китайскую провинцию Шэньси. Не самую богатую, но и не самую бедную.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня