Большинство предприятий малого бизнеса в период кризиса испытывают огромные трудности, несмотря на многочисленные программы поддержки, принятые на федеральном и на региональном уровне. Об этом говорится в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), опубликованном накануне.
По данным исследователей, число зарегистрированных малых предприятий сократилось в первом квартале этого года на 20,7%, то есть с рынка ушел каждый пятый бизнесмен. В отдельных же регионах масштаб «исхода» из бизнеса составил от 60% до 70%, а где-то даже и больше.
Количество граждан, работающих на малых предприятиях в первом квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилось на 5,4%. То есть, потеряли места 327,6 тыс. человек из 30 млн. работающих в отечественном малом бизнесе. Возможно, в соотношении это выглядит не катастрофично, но на каждом малом предприятии работает в среднем менее ста сотрудников, и можно прикинуть, сколько предприятий закрылось в стране. И сколько налогов недополучат дефицитные бюджеты регионов, большинство из которых сильно зависят от поступлений малого бизнеса.
По числу увольнений лидируют предприятия строительства (11,6%), а также торговли и ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,8%). По округам «первенство» держат Северо-Западный и Южный — 17,8 и 16,8% соответственно. Среди регионов почти половина работников малого бизнеса уволены в Волгоградской области (49,4%), Алтайском крае (45,8%) и в Республике Северная Осетия — Алания (45,1%). Почти на треть (32,6%) сократился персонал малого бизнеса в Ленинградской и Магаданской областях. И если учесть, что все эти регионы дотационные, для многих из них подобное «сокращение штата», обернется невосполнимыми потерями.
Эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов прокомментировал ситуацию:
— В начале года были прогнозы, что из-за кризиса малый бизнес сократится на 10−20%. Так что данные Росстата (20,7%) никого не удивляют. Однако, поскольку Росстат не ведет учета микропредприятий (до 15 работников), сказать точно, что произошло с каждым пятым из предприятий малого бизнеса, сложно. Возможны три варианта. Первый — они перешли в разряд микропредприятий и исчезли с поля зрения статистики, так как в отношении таких «малышей» она практически не ведется. Второй — перешли в теневой сектор и тоже пропали из виду. И третий, самый печальный, — они просто прекратили свое существование. И к следующем году подобная тенденция будет продолжаться, причем, темп сокращения малого бизнеса увеличится примерно на 5−10%.
Однако, как заявил «СП» вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислав Корочкин:
— У нас другие данные. Скорее всего, там допущена какая-то ошибка. Потому что, наоборот, многие из тех, кого увольняли на больших предприятиях, пытаются найти себя в малом бизнесе. Возможно, просто не все сразу идут регистрироваться и занимаются частной предпринимательской деятельностью неофициально. Но, по моим данным, малых компаний меньше не стало.
Владислав Корочкин, конечно же, не отрицает, что сложности в малом бизнесе есть. Но так же он видит и те возможности, которые сейчас дополнительно появляются у предпринимателей. Например, процентные ставки по кредитам худо-бедно снижаются, гарантийные фонды активно прогрессируют и банки, хорошо напитавшись ликвидностью, стали предлагать деньги, в том числе и малым предприятиям. Так что не все так плохо, уверяет вице-президент «профсоюза» бизнесменов России.
Впрочем, и Алексей Шестоперов тоже отметил положительный момент. Например, в 43 регионах отмечен рост числа малых предприятий, в некоторых местах даже существенный. Отдельные регионы показали и увеличение числа занятых в этой сфере. Рекордсменами стали Хабаровский край (в 2,3 раза) и Чукотский автономный округ (в 2 раза). Показатели Хабаровского края эксперт объясняет внешнеэкономическими связями с соседним Китаем.
— Мы знаем, что Китай активно реализует свою антикризисную программу, направленную, в том числе и на развитие экспорта, — пояснил он. — Когда создаются новые предприятия, они выходят и на крупный соседний рынок, стимулируя его развитие. Ведь для того, чтобы продавать свою продукцию на российской территории, китайским предприятиям нужны посредники. Все это может положительно влиять на развитие малого предпринимательства у нас.
— Вот видите, а говорили, что малый бизнес в кризисе, — вторит Владислав Корочкин. — Напомню, что премьер-министр подписал постановление о выделении российским регионам 7,5 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Это очень хорошее подспорье бизнесменам. Так как эти деньги перечисляются в гарантийные фонды дополнительно к тем миллиардам, которые там уже есть. И предприятиям предоставляют гарантии по кредитам. Так что в случае невозврата банку долга, часть суммы погасит фонд. Таким образом, повышается возможность получить нормальную банковскую суду для тех, у кого нет собственной залоговой базы.
Но президент «Опоры России» Сергей Борисов настроен, судя по всему, не так оптимистично. На германо-российском форуме «Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях финансового кризиса», который прошел на этой неделе, он начал свое выступление с того, что поставил под сомнение выполнение поставленной президентом Медведевым задачи по увеличению числа трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, до 60−70% к 2020 году. Причина: помощи со стороны правительства не дождешься. Почти все министерства наделены полномочиями по развитию малого предпринимательства, но обращаясь к ним с просьбами, предприниматели получают одни отписки и общие ответы — такой подход никуда не годится, считает Сергей Борисов. Правда, федеральная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в кризисный год была увеличена в 2 раза. Но если сравнивать ее с объемом помощи, которую, например, получили немецкие предприниматели, то российский малый бизнес получил в тридцать раз меньше. По данным президента «Опоры России», от всего объема антикризисной помощи экономике со стороны государства, малому бизнесу досталось лишь 2% средств. Так что никакого существенного увеличения занятости ожидать не стоит.