Евросоюз больше не станет продлевать санкции против России. Об этом во вторник, 20 декабря, сообщило агентство Bloomberg.
Как отмечает издание, в Европе наблюдается укрепление позиций пророссийских политиков. В частности, за ослабление санкций и за восстановление отношений с РФ выступает претендент на пост президента Франции, бывший премьер-министр страны Франсуа Фийон.
С другой стороны, на руку Москве играет ситуация на Украине. Урегулирование явно зашло в тупик, и в таких условиях Брюсселю становится все труднее убеждать членов ЕС, что продление санкций является эффективным инструментом давления в украинском вопросе.
Раскол в рядах ЕС становится все более заметным, отмечает Bloomberg. Великобритания, Германия, Скандинавия и Прибалтика твердо намерены продлять санкции, но лидеры Восточной Европы настроены скептически.
Наконец, есть косвенные признаки, что на продлении санкций не станет настаивать новая администрация США.
Bloomberg провел опрос среди экономистов, и на этот раз большинство из них (55%) спрогнозировали ослабление ограничительных мер США против России в 2017 году. Симптоматично, что еще в октябре такого прогноза придерживалось только 10% экспертов.
При этом аналитики уверены: если Вашингтон ослабит санкции, Евросоюзу не останется ничего другого, кроме как последовать его примеру. 40% опрошенных Bloomberg экономистов ждут смягчения санкционного режима против России со стороны стран ЕС в те же сроки — в ближайшие 12 месяцев.
«Если США ослабят санкции, у стран ЕС не получится достичь консенсуса в том, чтобы сохранить санкционный режим в его нынешнем виде», — заявил Bloomberg Чарльз Мувит, экономист IHS Markit
Экономисты уже подсчитали: в случае снятия ограничительных мер российскую экономику ждет рост, эквивалентный 0,2% ВВП в 2017 году и 0,5% ВВП в 2018 году.
Может ли Россия рассчитывать на ослабление санкционного давления в обозримой перспективе, что реально принесет снятие санкций российской экономике?
— В России нет официальной оценки, как влияют санкции на нашу экономику, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Есть экспертные оценки, которые сильно различаются по методикам. Дело осложняется тем, что трудно разделить прямые потери от санкций и потери бюджета из-за снижения цен на нефть.
Российские эксперты сходятся в том, что суммарный ущерб от санкций и падения нефтяных цен стоил России в 2014—2015 годах примерно 1,5−2% ВВП ежегодно. Затем этот суммарный ущерб несколько уменьшился, поскольку выросли цены на «черное золото».
Сейчас грубые и сугубо предварительные расчеты показывают, что потери от санкций в 2016 году обошлись нам в 0,6−0,8% ВВП. Это довольно серьезный показатель, тем не менее, санкции — не главная причина торможения нашего экономического роста.
Напомню: российская экономика начала «съезжать» вниз еще в 2013 году, когда темпы роста ВВП упали с 3,7% до 1,3%. Уже тогда было ясно, что это происходит вследствие нарастания жесткости структурных ограничений, и из-за отсутствия необходимых мер в экономической политике, которые были бы направлены на их преодоление.
Не преодолены эти ограничения и до сих пор. На их фоне санкции лишь усугубляют ситуацию. И надо сказать, в консервативных прогнозах Минэкономразвития и Центробанка предполагается, что ухудшения санкционного режима не будет, но и полной отмены санкций тоже не произойдет.
«СП»: — Почему Bloomberg поднимает тему снятия санкций?
— В последнее время, после президентских выборов в США, повысились ожидания поэтапного смягчения санкционного режима, а потом, возможно, и отмены антироссийских санкций. Однако все это основывается на некоторых заявлениям Дональда Трампа и его команды о стремлении выстроить в новом формате отношения с Россией. Но как конкретно воплотится это стремление на практике — сейчас совершенно неясно.
Думаю, о движении в сторону смягчения или отмены санкций можно будет говорить только по результатам первых 100 дней президентства Трампа.
«СП»: — Как выглядят перемены настроений в отношении санкций в Европе?
— ЕС, напомню, только что продлил санкции еще на полгода. Правда, сегодня немало высокопоставленных европейских политиков высказываются за пересмотр отношения к России. Но, с другой стороны, мы видим в ЕС попытки найти новые поводы для введения санкций против РФ — теперь уже на сирийском треке. Так что ждать гарантированного снятия санкций Европой явно не стоит.
Есть еще важный момент: пересмотр санкций, я считаю, возможен со стороны Японии. Токио может начать движение в этом направлении в пику Трампу, как только новый президент США начнет торпедировать Транстихоокеанское торговое партнерство. Это может развязать японцам руки для односторонних шагов в сторону России.
«СП»: — Представим, что санкции отменили прямо сейчас. Что бы мы увидели в этом случае в России?
— Усиление притока западных товаров на наши внутренние рынки, и рост конкуренции по позициям цена-качество. Причем, в случае укрепления рубля товары стали бы дешеветь.
Вздохнули бы с облегчением банки. Им бы вернули право полнокровно участвовать в зарубежных финансовых операциях, и доступ к «длинным» кредитным деньгам.
Наконец, снятие санкций позволило бы ускорить темпы структурного маневра в нефтегазовом секторе, поскольку сейчас там действует довольно много секторальных санкций, что тормозит производство и удорожает инвестиции.
В целом, эффект от снятия санкций проявился бы довольно скоро — в течение 1,5−2 месяцев.
— Вполне вероятно, что после инаугурации Дональд Трамп снимет часть санкций, которые были введены президентскими указами Барака Обамы, но не станет трогать санкции, введеных решением Конгресса США, — уверен политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — После этого, надо думать, начнется настоящая атака ряда европейских стран на санкционный режим. «Фронт» в этом случае образуют Италия, Греция, Кипр, Венгрия и Австрия. В результате, санкции и в ЕС будут в значительной степени демонтированы.
Как это повлияет на российскую экономику — пока неясно. У нас важнейшие проблемы возникают из-за политики экономического блока правительства РФ, а не от санкций Запада. Наш кабмин ставит целью достижение низкой инфляции, а не рост экономики и не создание высокотехнологичных отраслей. Дополнительным тормозом служит высокий уровень монополизации со стороны российского частного крупного бизнеса.
А вот наш встречный шаг — отмена контрсанкций — наверняка станет негативным моментом. Эти протекционистские меры стали спасительными для целого ряда направлений нашей экономики.
В целом, от снятия Западом санкций выиграют некоторые типы российского бизнеса, участвующие в глобальных технологических цепочках. А для экономики России в целом эффект от отмены санкций и контрсанкций, скорее, будет нейтральным.
— С отменой санкций предстоит еще длинная история, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Это связано с тем, что санкции для США — очень удобный инструмент экономического и политического давления на РФ.
Я бы сравнил санкции с американским военным присутствием в Европе. В 1990-е много говорилось, что американцы сокращают это присутствие, что оно вообще Вашингтону не требуется. США действительно сократили численность воинского контингента в Европе, но так и не вывели его до конца. И вот сегодня мы наблюдаем обратный процесс: в 2017 году США направляют $ 3,4 млрд. на усиление войск НАТО в Европе, что позволит альянсу на постоянной основе содержать там полностью укомплектованные войска.
С санкциями картина очень похожая. Едва в 2012 году Барак Обама подписал декларацию, отменяющую действие пресловутой поправки Джексона-Вэника в отношении России, как тут же в США был принят «закон Магнитского». По сути, американцы заменили одни санкции на другие. В этом смысле санкции из-за событий вокруг Крыма не изменили ситуацию принципиально.