В конце декабря в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония подписания акта о приемке дизель-электрического ледокола «Новороссийск», построенного на Выборгском судостроительном заводе. Это третий и последний ледокол проекта 201900 М (ЛК-16), построенный по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России. Два предыдущих — «Владивосток» и «Мурманск» — были сданы в октябре и в декабре 2015 года.
Общая сумма трех контрактов составила 12,3 млрд. рублей. На постройку каждого ледокола было потрачено более трех лет — от закладки до спуска на воду. Таким образом, российский ледокольный флот, увеличившись на три единицы, теперь включает в себя 40 судов различной мощности и назначения. Ни по количеству, ни по качеству никакой флот мира не имеет столь мощные флотилии, способные обеспечивать проводку судов в зимнее время в высоких широтах. Швеция имеет 7 ледоколов, Финляндия — 6, Канада — 4 действующих и один строящийся. Как ни странно, у Норвегии, которая претендует на ведение хозяйственной деятельности в северных широтах и на разработку арктических шельфовых нефтяных месторождений, всего лишь один действующий и один строящийся ледокол. При этом только лишь у России есть атомные ледоколы.
Отрыв России от всего остального мира громадный: количество отечественных ледоколов равно числу ледоколов, которые эксплуатируются всеми остальными странами мира. Помимо Швеции, Финляндии, Канады, судами этого класса располагают США (4), Дания (4), Эстония (2). По одному ледоколу у Китая, Аргентины, Австралии, Германии, Японии, Южной Африки, Южной Кореи, Латвии и Норвегии. По суммарному водоизмещению разница еще существеннее.
Наличие столь впечатляющего ледокольного флота объясняется особенностью российской географии и связанного с ней оптимизацией морского грузопотока. Он таков, что большая часть грузов как гражданского, так и военного назначения доставляется по Севморпути, пролегающему вдоль всего северного побережья страны. Экономический и временной выигрыш получается громадный. Если пользоваться «комфортным» в климатическом отношении путем через Суэцкий канал, то расстояние между Санкт-Петербургом и Владивостоком возрастает почти вдвое — 23 тыс. км против 14 тыс. км. Непосредственная же длина Северного морского пути (от Карских Ворот Баренцева моря до бухты Провидения Берингова моря) составляет 5600 км. Для проводки судов на этом участке, где ледостав начинается осенью, и требуется мощный ледокольный флот.
Грузопоток постоянно возрастает. Предполагается, что к 2020 году он достигнет 15 млн. тонн. Что ежегодно потребует как минимум 100 ледовых проводок. Причем эти проводки должные проходить в любое время года, включая зимний период, когда с такой работой могут справляться лишь самые мощные ледоколы. Поэтому строительство новых ледоколов по новым проектам является делом актуальным, несмотря на существующее мировое лидерство.
Принятый в конце прошлого года «Новороссийск» относится к дизель-электрическим линейным вспомогательным ледоколам нового поколения. Он не является рекордсменом по тоннажу и по мощности. Однако силовая установка мощностью 18МВт и особенности конструкции обеспечивают решение им широкого круга задач. «Новороссийск» обеспечивает не только непрерывное движение при толщине льда до 1,5 метра и доставку грузов, но и проведение подводно-технических операций с использованием имеющегося на борту оборудования и специальных комплексов, прокладку подводных трубопроводов, исследование дна при установке буровых и нефтедобывающих платформ, проведение поисково-спасательных, противоаварийных и противопожарных операций, операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В общем, это универсальная рабочая «лошадка» водоизмещением в 14 тыс. тонн и длиной 120 метров. Экипаж — 35 человек. Автономность — 40 суток. Имеется возможность брать на борт спецконтингент.
Кстати, о роли спецконтингента в работе ледокольного флота. С момента его формирования активное участие в этом деле играли военные моряки. Существовали даже проекты, по которым строились корабли ледового класса двойного назначения. К таковым, например, относится атомный ледокол «Советский Союз» водоизмещением 23 тыс. тонн, введенный в эксплуатацию в 1989 году. Он спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно дооборудовать в боевой корабль. Часть аппаратуры и вооружения в законсервированном состоянии находится на борту, часть — на береговых складах. В частности, перед рубкой установлена РЛС управления огнем артиллерийской установки.
Крупнейшие в мире ледоколы принадлежат России. Первое место в настоящий момент принадлежит атомному ледоколу «Ямал», построенному по советскому проекту 10520. В серии были построены 6 ледоколов, два из которых продолжают находиться в эксплуатации — «Ямал» и «50 лет Победы». Вышеупомянутый «Советский Союз» дожидается ремонта. «Арктика», «Сибирь» и «Россия» находятся в отстое перед утилизацией.
«Ямал» был спущен на воду на санкт-петербургском Балтийском заводе в 1989 году. Мощность силовой установки — 50 МВт. Имеет длину в 150 м, ширину 30 метров и водоизмещение 23,5 тыс. тонн. Высота борта — 17,2 метра, осадка — 11 метров.
На скорости 1−2 узла преодолевает ледяные поля с толщиной льда до 3 метров. То есть способен выполнять работу по проводке судов в любое время года. Совершил 46 походов к Северному полюсу.
«Ямал» максимально приспособлен к работе в северных широтах, обеспечивая экипажу из 105 человек повышенный комфорт. И это вполне понятно, поскольку автономное плавание может продолжаться до семи месяцев. К слову, в период постсоветского безвременья судно использовалось для проведения круизов, что обеспечивало приток валюты. В этих случаях экипаж максимально уплотняли, а в освободившихся каютах селили туристов. Для рекламных целей в 1994 году на носу ледокола даже нарисовали акулью пасть.
На судне имеются 155 кают, преимущественно одноместных. В каждой установлен телевизор. Есть столовая, библиотека, волейбольная площадка, тренажерный зал, две сауны, кинозал, плавательный бассейн, парикмахерская, кают-компания. Также имеется больничный блок, в который входят операционная, лазарет, стоматологический кабинет, рентгеновский кабинет, изолятор.
Судно имеет четыре палубы и пять надстроек. Прочность конструкции обеспечена двухкорпусной схемой. Пространство между корпусами заполняется водой, переменное количество и изменение положения которой обеспечивает остойчивость при различных внешних условиях. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» 5-метровой высоты толщиной 46 мм. На борту есть вертолет Ми-8Т.
Совсем скоро самым мощным ледоколом мира станет «Арктика» нового проекта 22220, строительство которой завершается на Балтийском заводе. Строятся еще два ледокола — «Сибирь» и «Урал». Этот ледокол типа ЛК-60Я в прошлом году был спущен на воду, а его эксплуатация должна начаться в этом году. Отличительная особенность этого судна заключается в том, что оно может работать как на глубокой воде в открытом море, так и в устьях рек. Это достигается за счет того, что при подходе к мелководью откачивается водяной балласт, и у ледокола уменьшается осадка. Таким образом ЛК-60Я способен заменить атомные ледоколы как типа «Ямал», так и типа «Таймыр», имеющий 8-метровую осадку.
Новая «Арктика» водоизмещением в 33,5 тыс. тонн имеет длину в 173 метра и ширину в 34 метра. Это позволит ледоколу проводить гигантские танкеры водоизмещением в 70 тыс. тонн. Два ядерных реактора выдают мощность равную 175 МВт. Но при этом за счет автоматизации экипаж сокращен до 74 человек. Новые ледоколы создаются с учетом их двойного использования. За счет вырабатываемой реакторами громадной энергии она может быть использована для разрабатываемых лазерных и электромагнитных пушек. Необходимо сказать, что этот гигант — недешевое удовольствие, он стоит 37 млрд. рублей.
Ну, а теперь перейдем к сравнению с самыми мощными ледоколами мира. Наиболее близок к российским арктическим судам немецкий дизель-электрический ледокол RV Polarstern («Полярная звезда»), предназначенный для проведения научных исследований в северных и южных широтах. Он был введен в эксплуатацию в 1982 году. В рейтинге крупнейших ледоколов занимает шестую позицию.
Имеет водоизмещение в 17 тыс. тонн. Длина — 118 метров, ширина — 25 метров, осадка — 11 метров. Экипаж — 44 человека, количество исследователей — 124 человека. Мощность двигателей — 4×19000 л.с. Конструкторы использовали при проектировании интересный прием: при прохождении через льды засасывается забортная вода и, смешиваясь с воздухом и частично нагреваясь, она выбрасывается на лед, что обеспечивает уменьшающую трение смазку. Преодолевает льды толщиной до 1,5 метра. Но довольно резво — на скорости в 5 узлов.
7 позиция рейтинга принадлежит американскому дизель-электрическому ледоколу березовой охраны USCGC Healy. Хоть и решает он весьма широкий круг задач. Не только пресекает незаконную деятельность в акватории северных широт США, но и исследует шельф с углеводородами на предмет разграничения его с Канадой. А также участвует в спасательных операциях. Рассчитан на разностороннюю научную деятельность, для чего на борту имеются 4 хорошо оборудованных лаборатории: главная, биохимическая, электронная, метеорологическая. Экипаж — 70 человек, количество исследователей — 51.
Ледокол водоизмещением 16 тонн имеет длину в 128 метров и ширину в 25 метров, осадка — 9 метров. Суммарная мощность двигателей 34 МВт. Введен в эксплуатацию в 1999 году.
В январе 2012 года американский ледокол и российский танкер «Ренда» спасли от замерзания 3600 жителей города Ном на Западной Аляске, которые в условиях необычайно суровой зимы были лишены подвоза топлива. Ледокол провел танкер через льды 200 миль в сложнейшей обстановке. Это была первая в истории зимняя поставка топлива на Аляску.