Нынешний Всемирный экономический форум в Давосе — это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы. Об этом заявил председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс в интервью Business FM.
«Такого ужаса, какой я ощущаю сейчас в Давосе у абсолютного большинства участников, я за все мои годы участия в форуме припомню только один раз. Это был Давос 2009 года, когда разворачивался глобальный мировой финансовый кризис, у всех на устах был вопрос: что это такое, это кризис в системе или кризис системы в целом?» — заявил он.
Теперь же, по словам председателя «Роснано», происходящее выражается формулой «мир, построенный после Второй мировой войны, рушится, его больше нет». Чубайс привел знаковую фразу, сказанную в кулуарах форума «одной из крупнейших американских участниц»: «У Дональда Трампа-президента есть только две опции: либо он откажется от всего, что сказал до сих пор, либо приведет нас всех к катастрофе».
«Посмотрите, Давос открывал генсек Компартии Китая — господин Си Цзиньпин — речью, которая была великолепной одой рыночной экономике. Это была суперлиберальная речь, построенная в лучших традициях Чикагской школы. И практически в то же время Трамп в своем интервью заявляет, что Америку все обижают. Что он будет повышать импортные пошлины, и если немецкие автомобильные концерны построят заводы в Мексике, им придется платить гигантскую пошлину, которую он введет в Америке. Мир перевернулся», — констатировал Чубайс.
Надо сказать, речь Си Цзиньпина не только Чубайс, но и западные аналитики сочли заявкой на перехват позиции лидера глобального мира у США. Во время визита в Мексику в 2012 году только вступивший в должность новый лидер Китая назвал главным достижением страны то, что она «кормит 1,3 млрд. человек, не экспортирует революцию, голод и ни с кем не связывается». К 2017 году амбиции Пекина заметно выросли — руководитель КНР стал главной звездой Давоса и продемонстрировал, как расширились горизонты страны за пять последних лет.
«Мы должны продвигать демократию в международных отношениях, отвергая гегемонию одной или нескольких держав», — заявил Си Цзиньпин. Он также призвал к ликвидации ядерного оружия — «дамоклова меча, нависшего над человечеством». Лидер КНР раскритиковал «торговый протекционизм и самоизоляцию» и заявил, что всем государствам необходимо способствовать «стабильному росту экономической глобализации». Звучало это как завуалированная критика Вашингтона, с недавних пор превратившегося, по мнению Пекина, из гаранта международного порядка в источник глобальной неопределенности.
Речь китайского лидера позитивно оценили присутствовавшие в зале бывший премьер Швеции Карл Бильдт, замглавы МВФ Дэвид Липтон и президент Европейского инвестиционного банка Вернер Хойер.
Как получилось, что главный коммунист планеты защищает свободную торговлю, в то время как президент «лидера свободного мира» США ее яростно критикует? Как будут выстраиваться отношения США-Китай-РФ в этом «перевернутом мире»?
— Китай не поменялся идеологий с США, просто у Си Цзиньпина своя точка зрения на мир, — считает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский. — Пекин хочет занять лидирующее положение, и хочет, чтобы с ним считались. Например, как заявил Си Цзиньпин, если Китай вступил в ВТО, другие страны-члены организации также должны соблюдать правила, а не блокировать поставки китайских товаров.
«СП»: — Прав ли Чубайс, когда говорит, что сейчас рушится мир, построенный после Второй мировой?
— Мир действительно рушится, но мир, построенный после 1991 года. Именно тогда была демонтирована Ялтинско-Потсдамская система — Североатлантический альянс, наплевав на прежние договоренности, продвинулся далеко на Восток, включив в число своих членов Эстонию и Польшу.
И вот сейчас Трамп говорит: а зачем нам это нужно? У нас нет денег, чтобы держать «зонтик безопасности» над Европой в ситуации, когда госдолг США перевалил за $19 трлн. При этом ЕС в значительной степени живет за счет того, что забрасывает свои товары в Америку.
Я считаю, во многом Дональд Трамп прав. По его мнению, Америка должна развивать свою экономику, а не вывозить капитал за рубеж и базироваться на местных производителях. Америка от этого только теряет: из нее вывозятся капиталы, страна не производит продукцию. По сути, США сейчас производят только нарезанную бумагу — доллары.
А вот Китай поступает наоборот, он-то продукцию производит. Именно поэтому Си Цзиньпин дает понять, что США следует относиться к Китаю как положено — как к стране, которая обеспечивает 18% мирового ВВП.
Именно об этом шла речь в Давосе — о перестройке взаимоотношений в мире. Чубайс правильно почувствовал: и китайцы будут переформатировать свои отношения, и США.
«СП»: — Что делать России в этой ситуации переформатирования?
— Мы давно должны были также позаботиться о переформатировании отношений. Но наши либеральные идеологи упорно считали, что Америка будет и дальше продвигать свои ценности, что на президентских выборах победит Хиллари Клинтон, а мы по-прежнему будем де-факто двигаться в фарватере США.
Но теперь и России понятно, что жить по-старому не получится, и придется перестраиваться. Но вопрос, как это делать, по-прежнему остается открытым.
«СП»: — Многие считают, что в ситуации противоборства США и Китая позиция России приобретает особую ценность. На кого нам следует делать ставку?
— Как в свое время говорил великий китайский стратег Сунь Цзы, надо быть мудрой обезьяной, которая стоит на горе и наблюдает за боем двух тигров в долине. Той же позиции следует придерживаться России — выстраивать отношения и с Вашингтоном, и с Пекином, не ругаясь ни с кем из партнеров.
— Китай сегодня не может претендовать на глобальное лидерство, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Прежде всего у КНР нет технологической мощи, которая имеется у США. Именно американские корпорации являются здесь лидерами, и предлагают технологии по всему миру.
У Америки есть, кроме того, политическая модель, которая успешно работает, и не только в США — в ЕС, Японии, ряде других стран. Наконец, у Америки есть идеология, которая пользуется спросом во всем мире. Один из ее постулатов — что все люди, вне зависимости от расовой, религиозной и иной принадлежности обладают равными правами.
Все это и делает Америку глобальным лидером.
«СП»: — Почему же Америка проголосовала за Трампа и неоизоляционизм?
— По мнению американских избирателей, от глобализации выигрывает не Америка, а более бедные развивающиеся страны, куда транснациональные корпорации переносят рабочие места. То же, замечу, происходит в ЕС — там люди также недовольны нынешней моделью глобализации.
Они требуют большего национального контроля над транснациональными корпорациями. И, я считаю, ситуация будет развиваться именно в этом направлении. Не будет никакого краха глобализации, но под политическим давлением корпорации изменят свою стратегию.
Часть из них будет вынуждена вернуть рабочие места в США и страны ЕС. Другие будут требовать от американских и европейских властей действий, которые бы уменьшили стоимость рабочей силы. Неслучайно и Трамп, и кандидат в президенты Франции Франсуа Фийон выступают за сокращение социальных выплат. Это как раз уменьшает стоимость рабочей силы, и играет на руку бизнесу.
Наконец, найдутся корпорации, которые захотят перевести свои штаб-квартиры в другие страны. Китай предлагает таким корпорациям свои услуги. Пекин указывает, что нет смысла циклиться на Америке: в КНР стабильный политический режим, огромные растущие рынки сбыта, плюс зоны вроде Гонконга, где условия жизни привычны для американцев и европейцев.
Корпорации будут двигаться по трем этим направлениям. В результате ускориться «расползание» плодов глобализации по разным странам. Что, кстати сказать, позитивно для человечества в целом, поскольку сокращает разрыв в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами.
«СП»: — Почему же Чубайс говорит о глобальной катастрофе?
— Наряду с глобализацией, в предыдущие годы происходил демонтаж демократических институтов в западных странах. Формально в них сохранялась демократия, а фактически власть переходила ко все более эгоистичной олигархической элите.
В итоге в США и Европе разрыв доходов между различными слоями населения только увеличивался. Часть доходов среднего класса Америки и Европы стала уходить в страны Третьего мира, а другая часть — глобальным американским и европейским миллиардерам, которые сосредоточили в своих руках значительные активы. В итоге, доходы среднего класса в развитых странах стали падать, и эти люди просто взбунтовались. Этот бунт вылился в Brexit, и в выбор Трампа.
В таких условиях катастрофы и отказа от глобализации не будет, но серьезная коррекция неизбежна. Думаю, доходы тех, кто находился в Давосе, уменьшатся на 30%, а их капиталы — на 15%…