Без кредитов МВФ Украину ждет коллапс и обвал гривны
Радикалы на Украине объявили о начале новой акции против российских банков. 12 марта на сайте Гражданского корпуса «Азов» (общественной организации, вышедшей из печально известного одноименного добробата) появилось сообщение о том, что активисты заблокировали десятки банкоматов по всей Украине. Их слоты залили монтажной пеной, а на экраны прикрепили наклейки с тэгом #Rusbankover. Аналогичные надписи были размещены на дверях и окнах российских банков.
«Борьба патриотов против российского влияния в украинской банковской сфере, которую мы начали в январе этого года, продолжается и будет сопровождаться подобными радикальными действиями», — говорится в заявлении на сайте Гражданского корпуса. Партия Национальный корпус «Азов» — политическое крыло организации — уже поддержала акцию.
Руководитель пресс-службы «Сбербанка» Александр Базиян заявил РБК, что компания «не комментирует» сообщения о блокировке банкоматов российских банков на Украине.
Нужно сказать, что радикалы предупреждали о том, что приступят к активным действиям против российских банков. 10 марта представители «Азова» провели митинг под стенами НБУ, где выдвинули ультиматум киевским властям — до понедельника принять решение по российским банкам. За день до этого аналогичный ультиматум выдвинул т.н. Штаб блокады оккупированного Донбасса, правда, дал на его выполнение две недели.
Без кредитов МВФ Украину ждет коллапс и обвал гривны
Несмотря на то, что Киев называет Россию «агрессором» и вводит против нее санкции, российские банки все годы конфликта продолжали работать на территории «незалежной», хотя и не без проблем. Дочерние предприятия «Сбербанка» занимают шестое место по объему активов среди всех банков Украины. В 2016 году вклады украинцев в российских банках составляли около 38 млрд. гривен (1,366 млрд. долл.), а их кредитный портфель оценивался в 134 млрд. гривен (4,82 млрд. долл.) Более того, по данным украинского Госстата, российский бизнес вложил в экономику Украины 1,67 млрд. долл., что составило 38% всех иностранных инвестиций. В основном это именно вливания в финансовые организации.
Тем не менее, в 2017 году Киев, возможно, подгоняемым собственным бедственным экономическим положением, пошел в атаку на российские банки. В феврале зампредседателя Нацбанка Екатерина Рожкова заявила, что они не имеют будущего на Украине. Радикалы, в свою очередь, начали атаковать финучреждения — в феврале облили краской и обклеили стикерами здание «Проминвестбанка» в Одессе, 7 марта то же самое проделали с филиалом «Альфа-банка».
После того, как стало известно, что «Сбербанк» будет обслуживать клиентов с паспортами ДНР и ЛНР, Киев 7 марта пригрозил ввести против него санкции, правда, пока неизвестно, какие именно. В общем, очевидно, что ничего хорошего украинские «дочки» российских банков в «незалежной» не ждет. Непонятно, почему этого не понимали в руководстве учреждений и не предприняли упреждающих мер по выводу активов, вместо этого дожидаясь наступления Киева. Теперь вопрос в том, что именно ждет филиалы российских банков — продажа или национализация и полная потеря активов?
Заместитель директора центра «Банки и кредитная политика» Института Европы РАН Анатолий Бажан не исключает, что в сложившихся условиях Киев может пойти на национализацию, хотя это вызовет ответные меры со стороны Москвы.
— Фактически это не российские, а украинские банки. На территории Украины действуют не филиалы, а дочерние структуры. Это значит, что эти организации, созданные за счет капитала российских банков, легализуются и работают по законам Украины, подчиняются установкам, которые дает НБУ.
Для того чтобы затруднить, прекратить их деятельность или даже национализировать, украинской Раде достаточно издать соответствующий закон. Теоретически это вполне возможно. Но практически все будет зависеть от того, как станут развиваться политические события.
«СП»: — А российские банки, чей капитал есть в этих «дочках», смогут как-то помешать этому?
— Они могут подать иск в украинский суд, в Международный арбитраж. Нужно будет рассматривать конкретный закон, на основании которого произойдет прекращение деятельности банков или национализация. Вполне возможно, что он будет нарушать международное законодательство по движению капитала, и это можно будет оспорить в арбитраже. Но с другой стороны, любое национальное государство может ввести в свое законодательство ограничения в отношении иностранного капитала, и опротестовать это будет крайне сложно.
«СП»: — Почему все три года конфликта Киев не пытался национализировать или закрыть «дочки» российских банков?
— Дело в том, что и на территории России есть бизнес-структуры с украинским капиталом. В Киеве понимают, что такие действия с их стороны неизбежно вызовут ответные меры. Кроме того, несмотря на обвинения со стороны Украины, никаких международных актов, которые бы свидетельствовали о том, что Россия и Украина находятся в состоянии войны, не было. Фактически, у Киева нет юридических оснований для того, чтобы проводить национализацию банков, им не на что опереться. Если будет принят некий закон о состоянии войны или военном положении, тогда другое дело. Если же банки будут национализированы без юридических оснований, это вызовет международный скандал. Ведь это дискриминация в отношении бизнеса. Но, повторю, Верховная Рада вполне может в перспективе принять необходимые законы. Особенно если радикалы продолжат свои агрессивные акции протеста.
Юрий Болдырев о мелком шкурничестве и идеологической ненависти — как причинах разрушения единого государства России и Белоруссии
«СП»: — Почему российские банки не предпринимали мер по выводу капитала из Украины, не продали активы?
— Думаю, определенные действия предпринимались и на украинских счетах этих банков находятся минимальные активы, которые позволяют им функционировать. Скорее всего, руководство банковских учреждений давно подготовилось к такому развитию событий и вывело все, что можно было вывести.
Что касается продажи, это не такое быстрое дело. Украинские бизнес-структуры могли бы перекупить эти активы, но политическая ситуация такова, что в больших масштабах делать это они не решаются. Ну а иностранцы, как мы видим, вообще не спешат вкладываться в Украину. Тем более в покупку российских банков, которая может оказаться для них опасной.
Если Киев действительно задумал национализировать российские «дочки», это, в первую очередь, будет касаться материального обеспечения операций — зданий, техники, офисов, оборудования. Потому что деньги на счетах — это, в основном, деньги вкладчиков, тех же граждан Украины. Не думаю, что Киев готов просто взять и отобрать у своих граждан деньги. Посмотрите на пример «ПриватБанка», который был национализирован, но вкладчики не потеряли свои деньги на счетах и вкладах.