Какие виды предпринимательства имеют лучшие шансы на успех
Сегодня с банковским сектором в России не все хорошо. Это ощущает и малый, и средний, и даже крупный бизнес. Перекос заключается в том, что деньги стали слишком выгодным товаром, чтобы заниматься какой-либо иной деятельностью, например, что-либо производить. Как результат — молодежь стремится устроиться в банк, чтобы быть на нагретом месте. Помню, когда средняя зарплата в Москве была около 60 тысяч рублей, люди, работающие в банках, «стремились» повысить свой жизненный уровень со 150 до 300 тысяч в месяц. При этом они жутко удивлялись, когда им сообщали, что у большинства зарплаты значительно меньше. «Как же на это прожить?», — спрашивали они.
Вспомним другой случай, менее житейский. В 2008 и в 2014 году нашим банкирам дали 2 трлн. рублей для нужд реального сектора экономики — для промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Однако, до реального сектора дошли только 200 млрд. рублей. Где деньги, Зин? Миллиарды убежали на валютные рынки, став орудием финансовых спекуляций. По этой причине страна попала в длительную «растянутую» девальвацию и получила сильнейший удар по собственной экономике.
Какие виды предпринимательства имеют лучшие шансы на успех
Можно ли сохранить баланс: чтобы и «жирные» коты не отощали, и страна начала получать «дешевые» средства для инвестиций и развития? Яркий пример правильного использования средств — агропромышленный комплекс России. Именно его развитие ставит сегодня в пример Владимир Путин, отмечая рост сельхозмашиностроения в 2,5 раза за три года. Как заработала эта система? Очень просто. Деньги зашли в агропромышленный комплекс с низкой процентной ставкой и с механизмом субсидирования покупки основных средств.
О том, как должна работать банковская система страны и что надо срочно и кардинально менять, поговорили с Владимиром Гамзой, предпринимателем, председателем Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям.
«СП»: — Валютные спекулянты получают сверхприбыли, раскачивая курс рубля. Их вполне устраивает дефицит денег и высокие процентные ставки. В этой истории нет места производственникам, инженерам и ученым. Что надо срочно менять? Ваше видение проблемы.
— На самом деле это большая проблема. Сегодня деньги стали элитным товаром, потому что они дорогие. И все стараются работать именно с деньгами, потому что это самый дорогой актив. А в условиях кризиса они еще больше растут в цене. Когда у тебя есть «кэш», а на рынке стоимость активов падает, то самый дорогой и растущий актив — это именно «кэш».
Добавляется и то, что депозитные ставки Центрального банка РФ сегодня высокие (9−10% годовых), — почти в два раза выше инфляции. Поэтому кредитным организациям (банкам) выгодно размещать свои денежные средства на депозитах ЦБ. Таким образом, банки не рискуют и получают достаточную доходность для покрытия средней стоимости своих пассивов. При таких условиях банки могут не брать на себя высокие риски по кредитованию, поэтому они отбирают только проекты с минимальным риском и высокой доходностью.
Чтобы изменить ситуацию по кредитованию, Центральный банк должен снизить ключевую ставку (ставку рефинансирования) минимум на 2−3 процентных пункта, а депозитные ставки на 4−5 п.п. (до уровня инфляции). Тогда снизятся ставки кредитных организаций по вкладам и депозитам, и у банков появится необходимость больше кредитовать.
«СП»: — Сегодня в российских банках инвестиционные кредиты составляют лишь 3% их активов. Даже «Россельхозбанк», который создавался как государственный институт развития, функционирует как обычный коммерческий банк. «Сбербанк» вообще такую функцию на себя не берет. Как обеспечить рост реальных внутренних инвестиций в России?
— Давайте от печки плясать. Инвестиции — это всегда рискованные вложения. Именно по этой причине во всех странах, особенно в развивающихся, создаются специальные механизмы, которые стимулируют инвестиционный процесс. Одним из таких механизмов является проектное финансирование. Мы умудрились 20 лет строить новую рыночную экономику без такого инвестиционного механизма. И это в корне неверно, это наша глобальная ошибка. В конце концов, в 2014 году вступил в силу закон 379-ФЗ, который ввёл институт проектного финансирования SPV в форме СОПФ (специализированное общество проектного финансирования). Но, к сожалению, его ввели только в законодательство о рынке ценных бумаг и институт СОПФ практически не работает.
Российские банки в сфере прямых инвестиций по-прежнему остались вне закона. А во всем мире одним из эффективных механизмов реализации проектного финансирования являются инвестиционные банки. У нас таких специализированных банков сегодня нет.
«СП»: — ВЭБ не является инвестиционным банком?
— По содержанию своей деятельности ВЭБ является инвестиционным банком, но по форме он является не банком, а государственной корпорацией. Все российские банки сегодня — это депозитно-кредитные учреждения. Они собирают деньги через счета, вклады, депозиты, не объясняя своим вкладчикам, для чего, на какие цели они берут эти деньги. В этой связи Центральный банк очень жёстко регулирует размещение банками данных средств, чтобы их не утратили безвозвратно, не разворовали. Это прямая обязанность ЦБ в отношении депозитно-кредитных учреждений во всем мире.
«СП»: — Чем отличается инвестиционный банк от депозитно-кредитного?
— Беря деньги у вкладчика, инвестиционный банк подписывает с ним инвестиционное соглашение, в котором прописывает все условия размещения данных денежных средств. В таком случае Центральному банку не нужно жёстко контролировать размещение этих средств, потому что этот процесс контролирует сам вкладчик. И ЦБ контролирует лишь то, чтобы все соглашения инвестиционного банка с вкладчиком были правильно прописаны, чтобы не было манипулирования, обмана со стороны банка.
«СП»: — А есть ли у нашей страны внутренние ресурсы для организации серьёзного инвестиционного процесса? Правительство говорит, что денег нет.
— Деньги у России есть, и деньги немалые. У нас только «кэш"-позиций на сегодня более 700 млрд. долларов. Это наши внутренние ресурсы. Из них почти 400 млрд. долларов — это валютные резервы, более 100 млрд. долларов — средства правительства на счетах в Центральном банке, более 100 млрд. долларов — наличные в рублях у населения на руках и столько же — наличные в валюте у населения на руках.
Для России этих денег вполне достаточно для того, чтобы организовать серьёзный инвестиционный процесс. В рублях это составляет примерно 45 трлн. рублей. При этом весь годовой объём инвестиций сегодня — примерно 17 трлн. рублей. Таким образом, «кэш» позиция у России в три раза больше, чем годовой объем инвестиций в капитал.
«СП»: — С чем вы связываете то, что в России до сих пор не организована сеть инвестиционных банков? Нет понимания? Или желания?
— Очень часто мне приходит на ум простой ответ, — так сложилось. Так организована наша сырьевая экономика, и поломать здесь что-то очень сложно.
Дело в том, что выход России из кризиса 90-х годов произошел на основе использования избыточной экспортной сырьевой ренты в начале 2000-х. Тогда курс рубля рухнул в четыре раза, а цена на нефть значительно выросла. Нефтедоллары позволяли активно расти экономике и формировать профицитный бюджет, обеспечивать достаточный приток инвестиций и рост реальной заработной платы, и все (власть, бизнес и общество) расслабились, — зачем что-то менять, когда и так все хорошо. Поэтому в России за последние 15 лет к этому привыкли и уповают на то, что все как-то образуется.
Действительно, у экономики всегда большой внутренний уровень адаптации, приспособления, балансирования. Даже если государство не вмешивается в экономику, она достаточно быстро находит баланс. Та же инфляция здесь играет наиважнейшую роль. Как только в экономике возникают торговые и ценовые дисбалансы, инфляция быстро восстанавливает балансы спроса и предложения через изменение цены.
Но это не повод уповать на высокие цены на нефть и не формировать национальную инвестиционную систему, основой которой должны стать инвестиционные банки, институциональные инвесторы и финансовые рынки.
«СП»: — Тогда инвестиционные банки появятся сами как грибы после дождя?
— Мое глубокое убеждение, что без формирования двух вещей: правовой основы проектного финансирования в банковской сфере и институциональной основы деятельности инвестиционных банков мы не сможем вне высоких цен на нефть запустить инвестиционные процессы. Будет такая основа, и инвестиционные банки будут расти как шампиньоны в парниках.
Основная причина нашего затяжного кризиса сегодня — это падение инвестиций. Наши инвестиции начали падать в 2012 году, когда нефть еще стоила около 100 долларов за баррель. До 2014 года мы жили по инерции, проедая сырьевую ренту. Потом рухнула цена нефти, а вслед и наш ВВП. У нас сегодня общий уровень накоплений в основной капитал составляет 21% ВВП. Для примера, в Китае — более 40%. Поэтому, где мы и где Китай?!
«СП»: — Ипотека — удавка? Сбербанк сообщает о снижении ставок по ипотеке с 20 февраля 2017 года. Теперь недвижимость на первичном рынке кредитуется — под 10,9% годовых, на вторичном рынке — под 10,75−12,25% годовых.
— Ипотека один из главных драйверов развития инвестиционного процесса. Она даёт несколько положительных эффектов. Главный эффект, о котором редко задумываются, — это стимулирование к активной работе того, кто берёт ипотеку. Если ежемесячный доход человека (семьи) до ипотеки был 100 тысяч рублей (он достаточно нормально жил, привык к определенному уровню), то после того, как он взял ипотеку, его ежемесячный доход становится 30−50 тысяч рублей. И человек начинает думать, как восстановить ежемесячный доход. В итоге он начинает больше и эффективнее работать. Так во всем мире.
«СП»: — Во всем мире ипотека под 2−3%, а не под грабительские — 15−20% и более.
— Мы придём к этому.
«СП»: — Жаль, что не все до этого смогут дожить.
— Согласен, сегодня процентная ставка по ипотеке ненормальная, она отсекает большинство населения от ипотеки. Можно критиковать банки сколько угодно, но они же исходят из стоимости ресурсов. Сегодня процентная ставка по вкладам в среднем порядка 8,5−9% в зависимости от сроков. Как можно обеспечить ипотеку под 4−5%?
«СП»: — Банки не могут. А государство может?
— Здесь вопрос стратегии и бюджетной политики государства. Если государство считает, что главное — обеспечить экономический рост и благосостояние граждан, тогда оно организует доступную ипотеку. А если государство считает, что сегодня самое главное — обеспечить безопасность страны, тогда оно производит ракеты, самолёты, танки и формирует многочисленные силовые структуры.
«СП»: — Как правильно выбрать банк для потребительского кредита? Вы сторонник «брать» заемные средства или «не брать»?
— Я сторонник жить на заемные средства по необходимости. Если это действительно крайне необходимо (когда нет другого варианта), то надо брать кредит. Если можно без этого обойтись, то лучше не брать.
«СП»: — Что для вас становится крайней необходимостью?
— Для меня это тогда, когда нужно срочно что-то приобрести, но при этом нет возможности выкроить деньги из собственного дохода, взять взаймы без процентов у друзей или родственников. В общем, когда нет никакого другого варианта кроме кредита.
«СП»: — Вы берете кредиты для развития бизнеса или можете взять для внутреннего потребления?
— Стараюсь для своего домохозяйства кредиты не брать. Это мой личный опыт и я ни в коем случае не призываю делать именно так.
«СП»: — Как правильно выбрать банк?
— Только по самой низкой процентной ставке. Беря кредит в банке, вы ничем не рискуете, даже если он «завалится». Ваш риск лишь в том, что заявленные условия кредита могут не соответствовать тому, что будет написано в кредитном договоре (договор надо всегда внимательно читать).
«СП»: — В случае с кредитом — да, а как правильно выбрать банк в случае с размещением депозита? Огромная проблема сегодня — выплаты вкладчикам банков с отозванными лицензиями. Многие просто потеряли свои деньги. Что посоветуете делать людям? В каких банках посоветуете класть деньги на депозит?
— Проблема состоит из нескольких частей. Во-первых, к сожалению, наша система страхования вкладов — это пока лишь система страхования для физических лиц, и наши граждане в целом научились ею пользоваться. Во всём мире — это система страхования и вкладов, и депозитов юридических лиц.
На самом деле в банках мало срочных депозитов юридических лиц, как правило, он есть у крупных компаний. Основная часть средств юридических лиц в банках — это остатки на счетах до востребования. Но это очень важные «остатки» — это операционный «кэш», оборотные средства. У компаний деятельность прекращается, если они утрачивают эти средства. Поэтому в мире действует страхование этого операционного «кэша» на не очень большие суммы. В разных странах по-разному: от 100 до 200 тысяч долларов.
Большая проблема в России в том, что банкротство банка вызывает банкротство компаний. А это уже потери реальной экономики, порой целой кооперационной цепочки компаний. Именно поэтому во всём мире страхуют не только вклады, но и депозиты юридических лиц. Это позволяет компаниям, несмотря на банкротство банка, получить свои операционные средства и продолжить деятельность.
В случае, когда крупная компания кладет свободные деньги на депозит в качестве финансового инструмента, тогда это уже риск самого вкладчика. И тогда компания должна сама взять на себя финансовый риск, тщательно выбрать банк, застраховать риск
Здесь есть ещё один важный аспект — финансово-экономический кризис. В это время банкротство банка происходит часто не потому, что банк плохой, а потому, что некоторые его клиенты были из отраслей, которые попали в кризисное поле. Финансовое положение таких банков рушится вследствие резкого ухудшения качества клиентов. В эти кризисные периоды государству надо понимать, что не столько банки виноваты в своих проблемах, сколько общая экономическая ситуация. Государство должно идти по пути своевременного взятия в управление проблемных банков и создания банка плохих долгов, когда проблемные активы кредитной организации передаются в специальное государственное учреждение, которое с ними разбирается: управляет, реорганизует, продает, ликвидирует.
«СП»: — Как бы вы изменили банковскую систему нашей страны? На что бы сделали ставку? Что срочно надо менять?
— Первое. Надо создать (вернее — воссоздать) систему региональных кредитных организаций. Во всём мире основу финансирования муниципального бизнеса составляют муниципальные банки. И в Америке, и в Италии, и во Франции.
Как правило, у муниципалитета есть свой кооперативный банк. Граждане, проживающие на территории этого муниципалитета, являются и акционерами, и вкладчиками этого банка. Практически все компании, которые работают в рамках этого муниципалитета, являются клиентами этого банка. Этот банк находится под жестким ежедневным контролем всех людей и компаний, живущих и работающих в этом муниципалитете. Поэтому ни одна копейка их вкладов в банк пропасть не может. Этот банк никогда не сможет завысить процентную ставку по кредиту, никогда не сможет обмануть кого-то
Во многих странах есть законодательство, которое позволяет муниципалитету ограничить деятельность филиала федерального банка на его территории. Это не означает, что там нет филиалов федеральных банков. Но они открываются в соответствии с соглашением с муниципалитетом, где чётко прописано, чем именно будет заниматься филиал федерального банка на этой территории.
Что происходит у нас? Открывает федеральный банк офис в муниципалитете, собирает самых крупных и надёжных клиентов, потому что он им дает процентную ставку, которую не может обеспечить региональный банк, а остальные малые предприятия его не интересуют. И ресурс такой банк начинает брать у населения, проживающего на этой территории. Многие вкладчики, полагая, что это надёжный банк, не смотрят на пониженные процентные ставки по депозитам.
Я считаю ошибочной длившуюся у нас много лет политику ликвидации региональных банков. Сейчас вроде как все одумались. Центральный банк совместно с Минфином подготовил законопроект о так называемом пропорциональном регулировании. Теперь у нас будет трёхуровневая банковская система: Центральный банк, банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией (на самом деле речь идёт о региональных банках с мягкими требованиями регулятора). Законопроект сейчас находится в Госдуме. Скорее всего, в весеннюю сессию он будет принят. Правда, там есть одно серьёзное «но». Во всём мире муниципальным банкам предоставляются преференции для работы. А в России закон построили таким образом, что у региональных банков наоборот уменьшают возможности для работы (они не смогут обслуживать крупных клиентов, участвовать в госпрограммах, иметь счета в международных банках
Считаю, в рамках данного закона надо дать возможность муниципалитетам создавать свои кооперативные банки с базовой лицензией (с капиталом от 300 млн. рублей) и регулировать деятельность (ограничивать монополизм) филиалов федеральных банков на их территории.
Российский либеральный клан однажды нанесет удар по Кремлю
«СП»: — Что еще надо менять в банковской системе?
— Второе — это организация специализированных инвестиционных банков.
Третье — значительное снижение ключевой и депозитной ставки Банка России.
Четвёртое — создание системы работы с банками-банкротами и проблемными банковскими активами. Эта система должна позволить не убивать в результате банкротства банков реальные предприятия, а сохранять их для экономики. Сегодня это одна из главных проблем, которая не решена.
И пятое. Сегодня весь финансовый рынок России — это: 90% - активы банков и только 10% - активы всех остальных финансовых секторов (фондовый, страховой, лизинговый рынки, негосударственные пенсионные фонды и прочие). Эти 10% должны расти опережающими темпами, потому что во всём мире этот сектор — основа прямых инвестиций в экономику. Эта сфера не регулируется так жестко, как регулируются банки. Она более мобильна и построена по принципу деятельности инвестиционных банков. Ее надо развивать.