Авантюра Трампа в Сирии может спровоцировать новое противостояние в Донбассе
Сергей Рубан, председатель Союза агрохимиков Украины, выступил с заявлением, в котором говорится, что экономике и сельскому хозяйству грозит серьезная опасность. Дело в том, что группа Ostchem олигарха Фирташа так и не поставила минеральные удобрения местным аграриям, хотя те произвели предоплату. И надежд, что ситуация разрешится, увы, нет. Три ключевых предприятия агрохима «незалежной» — в Черкассах, Ровно и Северодонецке — не работают уже три месяца и скорей всего остановлены надолго, если не навсегда.
А ведь как хорошо было три года назад. На сайте холдинга до сих пор висит пост за январь 2014 года, где говорится, что «предприятия Ostchem производят около 3% азотных удобрений в мире. Продукция группы экспортируется более чем в 100 стран. Дистрибуторская сеть покрывает все сельскохозяйственные регионы Украины, что дает возможность аграриям приобретать необходимые им удобрения в полном объеме круглый год».
Собственно, первый тревожный звоночек для Фирташа раздался еще в 2014 году, сразу же после Майдана. По сути, это явилось началом конца паразитизма украинского агрохима на российской экономике.
Авантюра Трампа в Сирии может спровоцировать новое противостояние в Донбассе
Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь, приведем несколько цифр. В 2006 году разница между украинской и европейской ценой за тысячу кубов газпромовского газа ($95 и $ 261,9 соответственно), помноженная на объем поставки 55,1 млрд. куб. метров, составила порядка 9 миллиардов долларов. В 2007 году сумма была чуть скромнее, но тоже гигантской — $ 7,5 млрд., а в период между 2011 и 2014 годов российская госкомпания по-братски «подарила» Киеву еще $ 35,4 млрд.
Потеряв такие деньги в результате госпереворота, Игорь Гольченко, руководитель юридической службы Ostсhem, обвинил российских конкурентов в демпинге селитры на Украине. Мол, у русских газ дешевле, а это — не честно. Опираясь на эти обвинения, Фирташ еще в 2015 году стал активно лоббировать запретительные пошлины. Кабмин на них не пошел, приводя самые разные контрдоводы. Хотя и так всё было ясно. Если бы аграрии «незалежной» покупали бы продукцию Ostchem, то цена украинской пшеницы и кукурузы была бы заоблачной.
В итоге, в 2016 году в соседней стране возник острый дефицит минеральных удобрений. Недобор закрыли главным образом поставкам из РФ. В целом украинские аграрии закупили за границей 1,495 млн. тонн азотных удобрений, 1,399 млн. высокоэффективных сложных удобрений NPK и где-то 368 тыс. аммофоса. Общая стоимость российских поставок составила более $ 1,2 млрд. Импорт из России больно ударил по заводам Ostchem, но спас аграрный сектор «незалежной».
Судя по всему, в 2017 году Украине придется закупать удобрения за границей в еще больших объемах и опять преимущественно — в России, прогнозирует Рубан. Рассчитывать на агрохим Фирташа не приходится, ведь для запуска остановленных заводов требуется 346 миллионов кубических метров голубого топлива. Кстати, такой объем газа должна холдингу Ostchem госкомпания «Укртрансгаз» согласно договору и переведенным средствам.
Что характерно: Киев привычно предложил реструктуризировать задолженность. Взамен кабмин пообещал поставки газа на давальческих условиях через «Аграрный фонд». Ostchem, естественно, согласился, но дело дальше разговоров не пошло. На Украине, заявившей о своей энергетической независимости от России, не нашлось даже такого скромного объема голубого топлива. И уж тем более денег на закупку.
Руководству холдинга ничего не оставалось, как распорядиться деньгами фермеров, и направить предоплату за удобрения в сумме 1,7 млрд. грн. (3 млрд. рублей) на текущие нужды, в том числе и на зарплаты сотрудников. Узнав об этом, аграрии взвыли от ужаса, так как селяне брали деньги в кредит под грабительские проценты.
Вообще-то, мало кто верит, что олигарх проявил заботу о простых людях. Велика вероятность, что бизнесмен выводит деньги из страны. Во всяком случае, федерация профсоюзов Украины заявила о масштабных сокращениях на Северодонецком объединении «Азот». Фирташ распорядится сократить 1,7 тыс. сотрудников — до 2.5 тыс. И тех отправить в отпуск, хотя совсем недавно здесь трудилось 11 тысяч человек. «Диванные войска незалежной» отреагировали радостно: «Пусть теперь „азотовцы“ едят с лопаты, потому как сколько бед они приносили городу, неправильно голосуя на выборах».
Но это не всё! В Северодонецке поползли зловещие слухи, что в Киеве обсуждается вопрос о полном закрытии «Азота». Мол, город — русский, «ватный» и опасный. И вообще, неясно еще, будет ли в Луганской области украинская власть.
Косвенно об этом говорит приказ № 1260 о выводе в простой не только цехов, но и заводских лабораторий, без которых физически невозможен рестарт. «…Не будет людей даже на таком, казалось бы, примитивном уровне, как подготовка воды, чтобы не запороть оборудование при новом пуске. Экстрим, однако», — пишут активисты на городском форуме.
Впрочем, на аммиачном производстве уже не осталось специалистов. Химики, киповцы, механики и технологи, в основном выпускники ВУЗов юга России, уехали на родину. А среди коренных украинцев айчары Фирташа никого не нашли, несмотря на обещанные высокие зарплаты. В итоге сложное оборудование порезали на металлолом.
В Черкассах руководство местного «Азота» приказывает рабочим ежедневно выходить на митинги с требование подачи газа и снижения расценок на электроэнергию, топливо и воду. Однако мало кто верит, что завод заработает. В коллективе повторяют слова Виталия Склярова, главы правления черкасского ПАО «Азот», сказанные в сердцах на совещании: «По общим расценкам „Азот“ ничего не сможет продать, потому как его затраты на производство настолько велики, что производство становится просто нерентабельным».
В Ровно ситуация не лучше. Игорь Высочник, рабочий местного завода с горькой иронией пишет о последней надежде рабочих: «Главный по „Азот“ из Ровно звонит главному в Черкассы — ты своим з/п платишь? Тот — нет, но на работу ходят, а у тебя? А я со своих за проход через проходную сто гривен беру». Людям от отчаяния просто некуда деваться.
И вот как стало известно, простой завода продлен до 30 апреля, а это означает, что аграрии этой весной уже не получат оплаченных удобрений. Потери урожая могут составить от 10−15%.
Как Украина променяла суверенитет на свободу туризма
Надо сказать, что руководство Ostchem ведет активную «промывку мозгов» среди трудовых коллективов и эффективно кормит обещаниями. В частности, утверждается, что природный газ на мировых рынках стоит существенно дешевле, чем в РФ. И вообще, российское производство удобрений держится исключительно на государственных субсидиях, тогда как украинские «Азоты» успешно адаптируются к новым условиям. Мол, надо потерпеть и подождать, пока импортеры-москали разорятся. И вот тогда начнется новая жизнь.
Ближайшие же перспективы украинского агрохима проявят себя уже осенью. Если малые и средние сельскохозяйственные предприятия «незалежной» так и не получат удобрений (а такая вероятность очень высока), то в конце 2017 года начнется вторая волна украинской иммиграции в нашу страну. Тот же Рубан советует учитывать такую опасность, настолько всё серьезно.