Морское сообщение между Владивостоком и северокорейским портом Раджин испугало Японию
Нефтяники из Китая стали первыми, кто смог добыть с океанического дна «горючий лёд» — гидрат природного газа. Об этом сообщило Центральное телевидение Китая со ссылкой на Министерство земельных и природных ресурсов КНР, где считают, что подобный прорыв способен привести к энергетической революции во всем мире.
«Тот факт, что мы сумели успешно осуществить добычу этого полезного ископаемого, свидетельствует о том, что в плане теоретической базы и соответствующих технологий Китай в данном направлении достиг беспрецедентных успехов. Это будет таким же крупным событием, как произошедшая ранее в США сланцевая революция», — заявил заместитель Управления геологических исследований министерства Ли Цзиньфа.
Образцы были подняты с глубины более 1,2 км, сама 200-метровая подводная скважина находится в Южно-Китайском море в 285 км к юго-востоку от Гонконга.
Сообщается, что за 8 дней работы добыто 120 кубических метров этого энергоносителя, содержание метана в котором составляет 99,5%.
Морское сообщение между Владивостоком и северокорейским портом Раджин испугало Японию
При этом 1 кубический метр этого вещества эквивалентен 160 кубических метров природного газа в газообразном состоянии.
— Газогидраты, о которых говорят в КНР, есть везде, на дне океанов, на дне озёр, в любом болоте, — рассказывает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Пока что китайцы озвучили миру только некие потрясающие перспективы по добыче «горючего льда». Однако совершенно неясно, сколько они потратили средств при добыче упомянутых кубов замороженного метана со дна моря. Если предположить, что всё это обошлось им в «три копейки», то, несомненно, данный способ газодобычи совершит новую энергетическую революцию в мире. В таком случае сильно пострадает не только Россия, но и все газодобывающие страны. Мало того, ещё под более сильным ударом окажется отрасль альтернативных источников энергии. Поскольку газ — довольно экологически чистое топливо. И смысл строить дорогостоящие коллекторы, улавливающие солнце и ветер, отпадёт.
И всё же китайцы, я думаю, торопятся, провозглашая новую энергетическую революцию. Одно дело — экспериментально добыть несколько кубов «горючего льда», и совсем другое — создать коммерчески выгодную технологию по его добыче.
Кстати, подобные технологии пытались разработать ещё в СССР. Однако, как мы видим, ничего из этого не получилось. Добывать традиционный газ оказалось экономически целесообразнее.
«СП»: — Почему, если метан есть на дне практически любого водоёма, китайцы решили забраться на такую глубину? Ведь это, наверно, сильно удорожает процесс?
— Видимо, именно на этом участке морского дна наиболее высокая концентрация метана. Однако совершенно ничего не сказано о том, в каких объёмах он там находится, будет ли рентабельной промышленная добыча газа и так далее.
Чисто гипотетически можно предположить, что добыча таким образом всё-таки довольно затратная.
Традиционная добыча газа — это когда пробурили скважину, которая уходит в один огромный газовый пузырь. И этот пузырь потом выкачивают годами. Добыча в сланцах — это когда маленькие «пузырьки» пытаются загнать в единую трубу. Для этого бурят скважины, потом делают гидроразрывы. Здесь же получается, что бурится скважина, из неё достаётся твёрдое вещество. Но ведь ещё надо на суше этот лёд преобразовать в газ, донести его до потребителя
Я, кстати, не исключаю, что в данном случае китайцам пришлось прибегнуть к искусственной заморозке метана. Поскольку на дне океана не должно быть льда, скорее, на глубине скважины 200 метров довольно жарко. То есть в скважину им пришлось ещё закачивать фреон. Технически это не очень сложно, но опять-таки это расходы.
Японцы пытались собрать верхний слой газогидрата на дне, но это опять-таки не стало пока рентабельным.
Даже у американцев «сланцевая революция» только потому стала возможной, что метан залегал не очень глубоко. И то эта отрасль в кризисные для экономики периоды становится убыточной. Здесь же, скорей всего, всё ещё сложнее, учитывая морские глубины, процесс извлечения метана и так далее.
Трудно поверить, что китайцы изобрели некую чудо-технологию, которая сводит к минимуму все затраты.
— Это достаточно старая тема. Периодически какая-нибудь страна выдаёт сенсацию, но потом вся шумиха сходит «на нет», — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Так называемый «горючий лёд» на участках дна практически во всех морях. Он образуется от смешения молекул метана и воды в результате низких температур и давления. Подобные залежи есть и на суше. Причём, и в России тоже. Практически во всех северных странах, где добывают газ, есть и газогидрат. Сложно оценить его запасы.
Эксперименты по извлечению метана изо льда делаются довольно давно. Этим занимались канадцы, японцы. Занимались этим и мы. Пока ни один проект до уровня коммерческого использования не дорос. Всегда это оказывалось слишком дорого. Велика вероятность, что и китайский проект — из той же серии. Возможно, больше шансов у сухопутных проектов.
Из тех данных, что пока озвучивают китайцы, судить об их затратах, а значит, и о рентабельности нельзя.
Президент Украины ищет способ закрыть полуостров от иностранных мониторинговых миссий
«СП»: — А в России почему отказались от попыток добывать «горючий лёд»?
— Мы являемся мировыми лидерами по запасам традиционного газа, поэтому нам просто нет смысла сейчас заниматься ещё и «горючим льдом». В своё время в СССР было экспериментальным образом доказано, что добыча традиционного газа в промышленных объёмах обходится дешевле.