«Почта России» собирается «в рамках программы оптимизации затрат» сократить в следующем году как минимум 8% персонала или около 33 тыс. человек, сообщается в ее пресс-релизе. Эти кадровые сокращения в основном затронут филиалы предприятия. При этом за девять месяцев нынешнего года уже было сокращено количество почтовых подразделений, численность их персонала уменьшилась на 27,8%. Как сообщается, сегодня в «Почте России» работает 415 тыс. человек.
Интересно, как это увязывается с программой модернизации почтовых услуг, о которой летом с такой помпой заявил новый гендиректор «Почты России» Александр Киселев. Кстати, предыдущая программа обновления почтовой службы страны стартовала всего год назад, причем, с подачи главы государства. Реализация этого грандиозного проекта была доверена Андрею Казьмину, перешедшему на почту с должности главы Сбербанка. Тогда Казьмин мечтал о том, что на базе всероссийской почтовой службы — вечного аутстайдера среди госкорпораций, можно создать «супербанк» покруче Сбера. И основания для этого были, ведь сеть федеральной почтовой связи самая мощная в стране. Она включает в себя 84 филиала и 42 тыс. отделений почтовой связи, оказывающих в том числе и финансовые услуги во всех городах и сельских населенных пунктах страны, куда не доходят отделения ни одного банка. Дело было за малым — провести поправки в законодательство, разрешающие почтовым отделения продавать населению банковские розничные продукты.
Позднее в своем расследовании Генпрокуратура открыла некоторые детали эпохи правления экс-главы Сбербанка почтовой службой. Его вступление в должность ознаменовалось большим новогодним банкетом, только за подготовку и проведение которого топ-менеджеры предприятия «выписали» себе почти 1,5 млн. рублей, а на организацию было израсходовано еще 1,8 млн. рублей. Но на этом веселье не завершилось: почти 15 млн. рублей было израсходовано на проведение конкурса «Мисс Почта». Надо же было самому крутому «банку» в стране иметь свое «лицо». А когда оно было выбрано, нужно было это дело «обмыть»: на организацию банкета по этому поводу было потрачено более 2 млн. рублей.
Откуда нашлись такие деньги у убыточного предприятия? В 2008 году ФГУП «Почта России» в качестве господдержки из федерального бюджета было выделено 1,6 млрд. рублей, а в кризисном 2009 году еще больше — свыше 3 млрд. рублей. Но так как денег всегда не хватало, то их занимали бывшие коллеги — банкиры. Они, естественно, доверяли «главному банкиру страны», а потому беспрепятственно выдали ему кредитов на сумму 14 млрд. рублей. При этом какие-либо запланированные источники погашения кредитов у предприятия отсутствуют, а его уставной капитал — способный служить «залогом» возврата средств, составляет чуть более 18 млн. рублей.
Но в феврале этого года Казьмин неожиданно покинул кресло гендиректора «Почты России», его пост занял бывший руководитель «Связьинвеста» Александр Киселев. Вскоре выяснилось, что пришел Киселев не с пустыми руками: не прошло и полгода, как он заявил о наличии собственной программы радикальной модернизации почты. Обнародованный в августе «план Киселева» отдельной строкой предполагает «восстановление тяжелой почтовой инфраструктуры». Что это такое, одному Киселеву известно, но подобная строка в планах его предшественника обернулась пополнением парка дорогих иномарок и обновлением офисной мебели. В придачу к этому планируется «создание авиационной составляющей» и массовая закупка почтовых вагонов. Кроме того, автор проекта модернизации предполагает внедрять «агрессивный маркетинг», сразу предупреждая, что обойдется он недешево.
Целых 3 млрд. рублей, обещал Киселев, пойдет на «ребрендинг» почтовых отделений, а по-русски говоря — на смену вывесок. Как сообщил тогда Киселев в одном из своих интервью, «Почта России» собирается восстановить сотрудничество с дизайнерскими агентствами Fitch и Interbrand, которые уже разработали программу «полного ребрендинга». «Мы рассчитываем, что государство поможет нам бюджетными средствами», — прямо заявил Александр Киселев, презентуя программу публике.
Однако нечто похожее уже было: план ребрендинга почтовых отделений впервые был озвучен еще в 2005 году, тогдашним главой «Почты России» Игорем Сырцовым. Все началось с того, что бывшему строителю Сырцову не понравилась традиционная символика российской почты. Создание нового бренда «Почты России» и разработку дизайна «усовершенствованного почтового отделения», без всяких тендеров поручили британской фирме Fitch. Английская компания выполнила заказ в кратчайшие сроки. После чего, как сообщала пресс-служба почты: «к традиционному голубому и белому добавились новые более яркие и теплые цвета». В итоге, получив оговоренные в контракте 376 тыс. евро, англичане прислали заказчику эскиз размером 50×80 сантиметров…
Что будет на этот раз — покажет следующее расследование прокуроров. А пока можно предположить, что практика щедрых поощрений топ-менеджеров на предприятии продолжается: по итогам работы за первый квартал руководство «Почты России» выплатило себе более 4 млн. рублей. А тем временем, должностной оклад оператора связи и почтальона — с учетом коэффициента классности и разрядности — составляет чуть больше 7 тыс. рублей в месяц. Однако никаких мер по улучшению социального положения работников не принималось и не принимается, констатировала Генпрокуратура. А теперь вот «Почта России» решила вовсе избавиться от своих сотрудников, которых она не может прокормить.
Стоит добавить, что не смотря на две программы модернизации, затея с участием «Почты России» в федеральной целевой программе «Электронная Россия» провалилась. Это, по словам президента Дмитрия Медведева, привело к отставанию в процессе «интернетизации» всей страны. А рынок почтовых электронных услуг в России постепенно занимают иностранные бренды.
Сократить почтальонов на селе, значит — посадить их на пособие
Как отразится «почтовое» сокращение на общей картине безработицы в стране? На этот вопрос «СП» ответила директор региональной программы Независимого интситута социальной политики Наталья Зубаревич.
— Если считать по количеству официальных безработных, которых у нас сейчас 2,2 млн. человек, это даст рост на 1,5%. А неофициальная безработица в стране почти в три раза больше — почти 6 млн. человек. По сравнению с этим рост будет небольшой. Но в прошлом декабре ситуация была гораздо хуже: тогда треть роста безработицы по стране произошла за счет сокращения сотрудников в бюджетных организациях. Это тоже было плановое сокращение, связанное с оптимизацией структуры государственных учреждений здравоохранения, образования и культуры. А когда начался кризис, эти сокращения продолжались и дали пик прироста числа безработных россиян. Причем, частным предприятиям фактически запретили сокращать работников, а государственные спокойно продолжали это делать.
«СП»: — От каких еще госпредприятий можно ожидать подобного, от «Газпрома»?
— «Газпром» сокращает очень мало работников — его политика в этом отношении похожа на советское предприятие. Хотя у них явно избыточное число сотрудников. «Роснефть» — это во многом «ЮКОС», который вычистил свои ряды еще в начале 2000-х годов, и у них сейчас избыточной занятости нет. Ожидать сокращений нужно от всех непромышленных ФГУПов, которым дадут таким образом снять избыточную нагрузку на бюджет.
«СП»: — А вдруг в декабре снова начнется волна сокращений, ведь некоторые эксперты предупреждают об этом?
— На самом деле, будет рост безработицы или нет, никто не знает. Однако федеральные предприятия, хотя и госструктуры, в рыночной экономике тоже должны выходить на уровень безубыточности. Самый простой способ для убыточной «Почты России» — сокращение числа отделений в регионах. Например, сельская почта вообще вся убыточная, там добиться прибыльности в принципе невозможно. Это классический случай, когда рыночные принципы вступают в противоречие с социальными. Причем, сократить почтальонов на селе, значит — посадить их на пособие, ведь там найти работу невозможно.
«СП»: — Почтальоны сядут на пособие, а что будут делать без почты жители сел?
— Почтальоны тоже жители сел — они займутся домашним хозяйством. А люди на селе просто останутся без почтовых услуг. Но самое страшное не это, а то, что сегодня большинство жителей отдаленных деревень пенсионного возраста. И именно почтальоны доставляют им пенсии. В рамках оптимизации почтовые руководители, наверняка, продумали все детали, но как они справятся с этой проблемой, мне совершенно непонятно.