Сегодня, 1 декабря пройдет встреча первого вице-премьера Виктора Зубкова с депутатами Госдумы. Представители власти будут заниматься творчеством, имеется в виду — законодательным. К встрече депутаты приготовили Зубкову сюрприз. Этим сюрпризом станут для вице-премьера новые поправки в многострадальный законопроект о торговле, который они уже приняли в первом чтении, но все никак не могут довести до второго. Причина в том, что законопроект содержит такое количество спорных моментов, что провести его через Думу даже под давлением «единороссов» правительство не решается.
Каждый думский комитет хочет отличиться — дописать в закон о торговле что-нибудь свое, оригинальное. На сей раз комитет Госдумы по экономической политике предлагает обязать торговые сети и их поставщиков публиковать в интернете один раз в квартал информацию о цене продаваемого товара и размере торговой наценки в процентах. Эти поправки уже направлены в администрацию президента и аппарат правительства на согласование, пишет РИА «Новости».
Обязать поставщиков и розничных торговцев раскрывать закупочные цены депутатам предложили Институт экономики и законодательства, сообщил руководитель думского комитета Евгений Федоров. Поправка направлена на борьбу с посредниками: если информация будет публиковаться в интернете, сразу будет видно, на каком этапе идет самая большая накрутка цены, объясняет он: «Логика простая: если хочешь заниматься торговой деятельностью, должен понимать, что она должна быть прозрачной в информационном плане».
По мнению специалистов, речь здесь идет о том, чтобы заставить предпринимателей фактически раскрывать закупочную цену. Под надзором может оказаться длинный список товаров: от социально значимых до технически сложных товаров бытового назначения, товаров бытовой химии, мебели и автомобилей. При этом «технически сложные товары» в данном случае — это практически вся электронная бытовая техника.
Между тем, новые поправки могут снова затормозить принятие законопроекта, второе чтение которого назначено на 9 декабря. Правда, по информации Федорова, отзыв на инициативу депутатов и ученых-экономистов администрация президента и аппарат правительства могут прислать в спешном порядке — уже в среду. Однако он вряд ли обрадует депутатов: правительство дало понять, что отзыв будет отрицательным. Информация о торговых наценках — это коммерческая тайна, и ее раскрытие подрывает основу рыночной торговли. Глава комитета, предложившего «антирыночный» закон, знает об этом, но не исключает, что поправка все же будет рассмотрена депутатами: «Согласование и обсуждение с заинтересованными сторонами продолжается. Были случаи, когда мы ставили на голосование и не одобренные правительством законодательные инициативы».
Понятно, что депутаты хотят в очередной раз «позаботиться об избирателях». И вполне естесственно, что больше всего эта «народная» идея не нравится предпринимателям. Как же быть с коммерческой тайной и с рынком — возмущаются бизнесмены. Ведь главный принцип рыночной торговли, это конуренция ценой, которая основана именно на неразглашении закупочных цен. Но здесь отечественные предприниматели явно лукавят.
Да, в нормальной рыночной экономике конкуренция приводит к тому, что цены на прилавках для покупателей уменьшаются — продавцы стремятся быстрее продать товар, пусть даже дешевле, и заработать на обороте. Но только не в России. У нас цена на один и тот же товар в соседних киосках может отличаться на 10% и больше. Неужели продавцы закупают у поставщиков товар с такой разницей? Конечно нет, они просто хотят тупо заработать сверхприбыль, и им плевать, что в их лавке товар продается хуже, чем в соседней. Ведь если сразу хапнуть 300% прибыли, то с оборотом товара можно и не напрягаться. Таков основной принцип российского «бизнеса», прямо противоположный рыночной экономике. Поэтому иностранные бизнесмены очень удивляются, когда наши предприниматели отказываются от работы, если прибыль составляет менее 100%, ведь для наивных иностранцев и 10% - большой барыш.
Но кое в чем и бизнесмены правы. Во-первых, цена, опубликованная без других условий контракта, таких, например, как бонусы (скидки) за объем закупок, мало что скажет для понимания реальной прибыли сети от реализации конкретного товара. А публикация всех условий контракта на поставку товара просто невозможна — тогда действительно депутатам придется отменять капитализм. Или переписать Карла Маркса. Ведь открытые сведения о цене и наценках могут быть использованы для недобросовестной конкуренции и попросту уничтожить рынок. А во-вторых, это подтолкнет поставщиков к предоставлению скрытых бонусов торговым сетям, чтобы их цена была более высокой и им было проще торговаться с новыми покупателями. А для населения все это обернется лишь одним — новым повышением цен.
— Появление такой инициативы неудивительно, — считает эксперт Вадим Новиков из Академии народного хозяйства, — это логическое продолжение стратегии госрегулирования, которое сейчас пытаются проводить в отношении бензина и лекарств. Однако сами по себе уровни наценок по разным продуктам ничего не говорят, гораздо интереснее было бы посмотреть на общую рентабельность от оборота, особенно когда эти данные аудированы. Однако не только сети, но и поставщики ни за что не захотят раскрывать свои отпускные цены.
В общем, стоит посоветовать господам-депутатам принимать этот законопроект о торговле пусть и недоделаным, но как можно быстрее. Иначе муки законотворчества доведут его до окончательного абсурда, а там, глядишь, всем станет очевидно, что он вообще никому не нужен.
Фото [*]