Гигантские штрафы продуктовый рынок от контрафакта не очистят
Введенное Россией 6 августа 2014 года в ответ на западные санкции продовольственное эмбарго имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Снижение импорта позволило отечественным производителям заполнить нишу на рынке и нарастить производство. Вместе с тем, качество продовольственных товаров вызывает все больше нареканий со стороны населения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного холдингом РОМИР накануне третьей годовщины подписания президентом РФ указа, запрещающего ввоз некоторых видов продовольствия из ЕС, США и других стран.
По данным РОМИР, за последний год вдвое - до 15% - выросло число недовольных качеством молока и молочных продуктов. Количество недовольных качеством колбасных изделий увеличилось на треть - до 18%, мяса и мясной гастрономии — до 15%, овощей и фруктов до 17%. Качество рыбы не устраивает 19% опрошенных. Но рекорд по количеству нареканий по-прежнему держат сыры. Их качеством недовольны — 27%. Это в основном жители городов-миллионников, респонденты из Центрального, Северо-Западного и Уральского округов. Правда, здесь есть тенденция к улучшению — в 2015 году доля критиков была выше — 33%.
Как рассказала «СП» представитель РОМИР Евгения Рубцова, вероятно, жители мегаполисов, а также Центрального и Северо-Западного округов до введения эмбарго имели более широкий выбор сыров на прилавках, в том числе импортных, европейских. За годы респонденты из этих городов и регионов привыкли к европейским сырам и их качеству. Поэтому после введения эмбарго они острее отреагировали на их исчезновение и изменившееся качество тех продуктов, что пришли на смену. При этом эксперт отвергла предположение о том, что мужчины менее компетентны в оценке качества продуктов, ведь «даже очень искусным хозяйкам бывает нелегко приготовить деликатес из продуктов невысокого качества». Поэтому исследователи РОМИР использовали стандартную выборку.
Гигантские штрафы продуктовый рынок от контрафакта не очистят
Эксперт по качеству продуктов питания Максим Кадушкин считает главной причиной ухудшение экономической ситуации.
— С сыром проблема в том, что с одной стороны население нищает, это объективно, с другой молоко дорожает. Как следствие появляется много сырных продуктов с частичной заменой молочного жира на растительный. Это может быть рапсовое, пальмовое, кокосовое или другое, более дешевое масло. По своему вкусу и запаху эти сырные продукты, естественно, сильно уступают обычному сыру. Хотя даже сырный продукт можно сделать более качественным, но у нас этим особо «не заморачиваются».
Тем более, что у нас очень часто сырные продукты выдают за сыр. Особенно когда ритейлер продает их под своей собственной маркой. Там часто бывает фальсификат — до 10% рынка. Люди думают, что берут сыр, а это на самом деле сырный продукт. Это натуральный обман людей. Конечно, в нынешней экономической ситуации для многих купить сыр дороже 600 рублей за килограмм проблематично. Отсюда и недовольство.
Также большая проблема есть по сливочному маслу. Поскольку, финское масло у нас пропало, ему на смену идет молочный продукт с таким же большим количеством фальсификата. Тут аналогичная с сыром ситуация.
Что касается колбасных изделий, то этот сектор, который санкции почти не затронули. Он у нас неплохо развит, продолжает работать. Конечно, хамон и пармская ветчина пропали и замены им не предвидится, но народ, который ходит по улице, вряд ли каждый день ел хамон. Как ели колбасу «Московскую» и «Докторскую», так и едят. Их качество вряд ли сильно изменилось. Скорее, это психологически воспринимается как вредный продукт. Есть даже диетологическая тенденция отказываться от употребления колбасы.
Гурманам, желающим употреблять высококачественные продукты, можно посоветовать внимательнее читать состав на этикетках и в целом ориентироваться на более высокую ценовую категорию продуктов. Сыр — это 500 и выше рублей за килограмм. А если он стоит 200−300 рублей, то тут уже пятьдесят на пятьдесят: возможно, это замечательная акция супермаркета, но скорее всего, это сырный продукт.
— Недовольство покупателей не коррелирует с нареканиями, — объяснила директор Департамента по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит. — Первое — это ощущения, второе — факты. Эти две категории надо разделять. В течение последних двух лет Роспотребнадзор фиксирует снижение количества нарушений по молочной продукции. Наши, «Союзмолоко», данные похожи. В 2015 году это было около 10%, в 2016-м — 6%. Это немало, конечно, но не так уж и много.
«СП»: — Почему все-таки высказываются претензии к отечественному сыру?
— Надо понимать, что наши производители порой даже не нарушают технического регламента. Они могут использовать нормальное молоко, там нет пальмового масла. Однако содержание жира и белка в сыре российского производства может сильно отличаться от импортного еще и потому, что у нас другие коровы, более бедные корма
Кроме того, у нас в стране упала покупательская способность населения. Раньше человек мог позволить себе сыр, который стоил тогда 600 рублей за килограмм, а теперь нет. Он платит те же 600 рублей, но это уже другой, менее качественный продукт. Сильное влияние на рынок оказала девальвация рубля. Все наше оборудование, упаковка импортные. Сильно подорожало сырье. Люди понимают как девальвация уменьшила их собственную зарплату, но не почему-то не могут экстраполировать это понимание на кошелек производителя.
«СП»: — Получается, производители совсем невинные… Какие есть проблемы, связанные с их недобросовестным поведением?
— Существует проблема низких штрафов за нарушение техрегламентов и введение потребителя в заблуждение по молочной продукции. Сейчас это 100−300 тысяч рублей для юрлица. Причем суды могут длиться месяцы и даже годы. Такой штраф можно назвать «стимулирующим к нарушениям». Обманывать выгодно, ведь на введении потребителя в заблуждение можно заработать многие миллионы.
Представитель автономной некоммерческой организации «Роскачество» Мария-Марта Галичева верит, что решением проблемы может стать высокая информированность покупателей.
— «Роскачество» было создано как раз в период санкций — два года назад распоряжением правительства. Одна из наших задач — повышение потребительской грамотности населения. Образцом здесь может являться аналогичная организация в Германии, работающая уже полвека. Там настолько высокая культура потребления, что сложился целый класс профессиональных «консьюмеров» (потребителей — авт.). Было бы здорово, если бы в России стало также.
Но и сейчас мы можем констатировать, что у нас культура потребления тоже стала развиваться. Люди начинают копаться в этикетках, детально изучать всю информацию, которую они могут получить из интернета, на форумах
Даже рост числа жалоб в Ростпотребнадзор, который фиксирует эта организация, свидетельствует в первую очередь о выросшем желании людей защищать свои права. Раньше наши люди высказывали свои претензии продавцу, порой эмоционально, но системной защитой своих прав не занимались. Теперь это есть.
«СП»: - Что конкретно сделало «Роскачество» за два года своего существования?
— Мы провели экспертизу свыше двух тысяч наименований разных товаров, включая продукты питания. Так вот, основная проблема на рынке сейчас связана с маркировкой продукции, с информированием покупателей. Около 70% всех выявленных нами нарушений — это отсутствие на этикетке данных о производителе, изготовителе, импортере
Но есть и более злостные случаи. Например, вместо сахара кладут сахарозаменитель. Это, конечно, нечестно. А вот распространенный миф о фальсификации молочной продукции у нас не подтверждается. Так, в федеральных сетях растительные жиры были найдены в сливочном масле — менее 10% случаев, в сгущенке вообще ничего не было, а в «Российском сыре» — 2%.
Вопиющее социальное неравенство подрывают социальную базу поддержки президента
«СП»: — Вы говорите о фальсификате, то есть подделке… Но на рынке очень много продуктов, которые по своим вкусовым качествам таковы, что их невозможно есть. Они что, производятся такими на законных основаниях?
— У нас сейчас производители обязаны выпускать продукцию по техническим регламентам Таможенного союза. Но дальше они имеют право выбирать: Они могут выпустить продукцию либо по ГОСТу, либо по техническим условиям (ТУ). Последние устанавливает сам производитель. Это его собственный, а не государственный, стандарт. Это сделано, чтобы производитель мог, например, создавать оригинальные рецептуры. Производитель в этом случае никого не обманывает, он пишет состав. Это соответствует закону. Но потребитель, покупая такое, может быть недоволен.
К сожалению, производство по ТУ в ряде категорий товаров стали легальным способом снизить их себестоимость. Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Пока речи о ликвидации производства по ТУ не идет, зато ведется работа по введению идентификационных признаков. В отношении сыра и сырных продуктов это уже сделано, теперь очередь другие категории товаров. Потребитель сам будет делать выбор исходя из своих вкусовых предпочтений, состава продукта и собственных финансовых возможностей.