Комиссия Федеральной антимонопольной службы признала российскую «дочернюю» фирму «Данон Индустрия» виновной в нарушении закона «О защите конкуренции», говорится в сообщении ФАС.
Дело в том, что «Данон» осмелилась выпустить в продажу питьевой йогурт «Активия» в упаковке 200 грамм с надписью «Всего 20 руб.*», при этом ниже на упаковке была приведена сноска «*рекомендованная цена для продажи на территории РФ». ФАС постановила, что такие действия «Данон» нарушают антимонопольное законодательство «в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продукции общества».
— Позиция ФАС заключается в том, что размещая на упаковке или иным образом указывая розничную цену своего товара, хозяйствующий субъект-производитель может ограничить конкуренцию на рынке, координируя розничных продавцов, тем самым побуждая их устанавливать именно эту цену вне зависимости от их собственных представлений о затратах и прибыли, связанных с реализацией данного товара, — пояснил на сайте замруководителя ФАС Андрей Цыганов.
Ранее представления о прибылях отечественных бизнесменов чуть было не разрушил другой иностранный производитель — компания «Нокиа». Представьте себе, она тоже решила диктовать своим партнерам — ритейлерам максимальные цены на розничную продажу телефонов. Правда делала она это не на телефонных коробках, а в договорах с поставщиками. А на следующий день представители ФАС заявили, что конфликт исчерпан — компания признала свою вину, изменила свои договоры и убрала из них пункт о рекомендованных ценах. В связи с этим комиссия ФАС посчитала, что нарушение устранено добровольно и дело было прекращено.
Вот и с «Данон» случилось то же самое: она почти сразу же после решения ФАС сообщила в ведомство, что прекратила выпуск продукции в упаковке с указанной надписью и представила документы, подтверждающие уничтожение всей неиспользованной «крамольной» упаковки. После чего, в связи с тем, что компания добровольно устранила нарушение антимонопольного законодательств, ФАС приняла решение прекратить производство по делу «Данон».
Что здесь можно сказать. Решение иностранных производителей ограничивать предельные цены на свою продукцию — на тех же пачках сигарет, к примеру, явно вызвано тем, что цены наши предприниматели порой устанавливают просто «от балды». Примеров тому масса: выйдите на улицу и пройдитесь вдоль любого ряда киосков, и вы увидите разброс цен на одни и те же штучные товары в диапазоне 5 рублей. А если проедетесь по городу, то эта разница вырастет до 10 рублей, и более…
В православный монастырь с католическим капитализмом не ходят
Руководитель экспертного Центра финансовых проблем, Максим Тимофеев:
— Конечно, публиковать предельные цены на товар, с точки зрения нормального рынка — это нонсенс. Со времен Адама Смита, «невидимая рука рынка» сама регулирует цены — всегда в сторону понижения. Именно в этом заключается главный принцип конкуренции: участники рынка конкурируют низкой ценой и высоким качеством продукции. Кстати, на западных рынках проблемы с регуляторами возникают именно у тех продавцов, которые искусственно занижают цену на свой товар, чтобы захватить больший сегмент потребительского рынка. Это называется «ценовой демпинг», и за это у них могут наказать.
У нас же в данном случае речь идет о максимальной цене. А что остается делать западным товарищам, если рынок такой ненормальный, как российский? Ведь производители несут убытки от того, что цены на их товар неоправданно завышаются, и он хуже продается. Они теряют своих покупателей и прибыль на снижении выпуска продукции, — естественно, им это не выгодно. А отечественные продавцы зачастую работают по принципу: накрутить цену побольше, и пусть лежит, все равно купят. Зато можно сразу рвануть большую выручку с партии товара и не напрягаться то и дело с поставщиками.
Правда, надо отдать должное, не всегда виноваты продавцы, есть здесь и другой момент. Товары у нас, пока дойдут до покупателя, проходят через целую цепочку поставщиков, каждый из которых накручивает свой процент. По пути от цеха до прилавка они собирают на себя до тысячи процентов разницы в стоимости. И продавцы иногда просто не могут продавать их по цене, рекомендованной иностранным производителем. Потому что тогда их немалые издержки — рост энерготарифов и стоимости коммунальных услуг, налоги, взятки чиновникам и оплата «крыши» — просто не покроются выручкой от продажи товара.
Но больше всего «рекомендованные цены» не устраивают тех, кто «проводит» товар от таможни или производителя до прилавка — то есть посредников. Многие из компаний-посредников связаны с чиновниками, или вообще являются их собственностью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ФАС горой вступилась «за конкуренцию» на рынке. А западным товарищам придется привыкать — в наш православный монастырь со своим католическим капитализмом не ходят.