Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
10 декабря 2009 17:56

Газпром разоряет не теплая зима, а башня, футбол и медиа

Как считают акционеры, 40% инвестпрограммы госмонополиста уходит на вещи, вообще никак не связанные с газом

46

Крупнейший в Германии газовый концерн E. ON в 2009 году заберет из трубы гораздо меньше газа, чем предусмотрено договорами. Об этом заявил в четверг, 10 декабря, предправления концерна Бернхард Ройтерсберг в интервью немецкой газете Welt. Немцы считают, что в нынешней экономической ситуации нет никакого смысла закупать газ в России, ведь цены на сырье европейских рынков ниже тарифов на импорт. Аналогичное мнение и у многих других европейских клиентов, берущих газ из газпромовской трубы.

Что же теперь будет с годовыми прибылями «Газпрома», который поставляет львиную долю доходов в бюджет и кормит сотни тысяч народных акционеров? Среди тех россиян, которым принадлежит более 15% акций «Газпрома», есть и работники предприятия, и его пенсионеры, а также граждане, которые приобрели акции «народного достояния» во время их продажи на рынке — в надежде на прибыльное вложение денег.

О своем видении ситуации «СП» рассказал акционер «Газпрома» Алексей Навальный:

— Конечно, так называемая проблема «теплой зимы» существует: она связана с сокращением потребления газа в связи с сезонными причинами или из-за сокращения спроса. Такие колебания всегда могут иметь место, руководство компании их учитывает, и акционеры это вполне понимают. Но гораздо большие опасения вызывают не эти потери, а инвестиционная программа «Газпрома». То, как газовый монополист тратит деньги, которые он не выплачивает акционерам в виде дивидендов. Куда идут средства, предназначенные на развитие.

«СП»: — И куда же они идут?

— Здесь у акционеров к «Газпрому» много вопросов. Мы видим, что показатели добычи газа постоянно снижаются. Тем временем, независимые производители, разрабатывая новые технологии сжижения газа, завоевывают рынки. Они начинают поставлять газ даже традиционным клиентам «Газпрома», таким как «ИнтерРАО», которая заключила контракт с «Новотеком». И в этой ситуации, вместо того, чтобы направлять деньги на развитие своего бизнеса, «Газпром» продолжает поддерживать какие-то сомнительные проекты, такие как «Газпром-Медиа», содержать большое количество бизнесов, которые совершенно не связаны с газовой отраслью. Например, я буду рад, если окончательно закроется тема с этой идиотской башней, которую они хотят построить в Санкт- Петербурге.

«СП»: — Получается, «Газпром» не вкладывается ни в какие реальные инвестиционные проекты?

— Почему, вкладывается. Однако в его инвестиционной программе участвуют какие-то весьма сомнительные подрядчики, единственным плюсом которых для «Газпрома», видимо, служит то, что их учредители являются родственниками или друзьями высоких чинов российской власти. Деятельность этих компаний абсолютно непрозрачна, они выполняют работы по очень высоким ценам. Достаточно посмотреть, насколько дороже стоит километр газопровода «Газпрома», чем у других аналогичных компаний. Все это меня, как акционера, волнует гораздо больше. Думаю, что на прибыль «Газпрома» это будет влиять сильнее, чем снижение мировых цен на газ.

«СП»: — А какова цена вопроса, сколько стоят все эти «непрофильные» инвестиции на башню, футбол и медиа?

— Дело в том, что все подробности инвестиционной программы «Газпрома» закрыты от акционеров. Но по моим подсчетам, на это тратится руководством около 40 процентов. То есть, свыше 300 млрд. из 761 млрд. рублей, утвержденных на инвестпрограмму в 2009 году — это неэффективные расходы.

«СП»: — История с железной дорогой к месторожднениям Ямала, которую РЖД предлагали выкупить у «Газпрома» за 130 млрд. рублей, тоже относится к их числу?

— История продолжается. Это типичное поведение руководства «Газпрома», который сначала делает неэффективные расходы, строя дорогу за безумные деньги, а потом пытается всучить ее государству в лице РЖД. То есть, что построено «своими» подрядчиками по сомнительной схеме, будет компенсироваться государственными деньгами. Конечно, производственная необходимость в строительстве железной дороги для освоения Ямальских месторождений существует, но ее столь высокая цена не очевидна.

«СП»: — Кстати, сегодня представитель «Газпрома» заявил, что строительство железной дороги на Ямале вступило в завершающую стадию, в связи с чем добыча газа на Бованенковском месторождении может начаться раньше намеченного срока.

— Я очень сильно сомневаюсь в этом. По опыту разработки прежних месторождений, у «Газпрома» были срывы сроков, задержки, которые происходили всегда. Но чтобы что-то начало работать раньше — это из области фантастики.

«СП»: — После заявлений президента о необходимости расформирования госмонополий, пошли разговоры о том, чтобы поделить «Газпром» на две компании. Что вы думаете на этот счет?

— Разговоры о разделении «Газпрома» на две или даже на три части — добывающую, транспортирующую и продающую — идут достаточно давно. С моей точки зрения, холдинг «Газпром» в его нынешнем виде является неэффективным. Но, на мой взгляд, для начала от него нужно отделить весь непрофильный бизнес. Чтобы из этого огромного бесформенного нечто, которое сегодня называется «Газпромом», выделить то, что имеет отношение к газу. Тогда это сможет послужить началом дальнейшей реформы холдинга.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня