18+
суббота, 18 ноября
Экономика / Нефть и газ

России до подводной добычи газа — как до Марса

Чтобы делать самим шельфовое оборудование, нужно подвинуть американцев на мировом рынке

  
12002
России до подводной добычи газа - как до Марса
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Материал комментируют:

4 ноября 2017 г. Управление информационной политики ПАО «НК «Роснефть» сообщило, что в московском Центральном выставочном зале «Манеж» на выставке «Россия, устремленная в будущее», Владимир Путин посетил стенд НК «Роснефть». Нефтяники показали президенту трехмерные интерактивные макеты своих крупнейших объектов, а также похвастались голограммной экспозицией платформы «Беркут» для добычи на шельфе Сахалина.

Этот международный проект, по сути, стал последним и единственным примером стратегического сотрудничества между НК «Роснефтью» и американской корпорацией «Эксон Мобил». Напомним, 12 сентября 2014 года по запрету Минфина США были заморожены девять из десяти совместных проектов. В результате чего Россия потеряла доступ ко всем американским передовым технологиям, в том числе и по добыче углеводородов на шельфе. Правда, рухнувшие цены на нефть и газ сгладили ущерб от вашингтонских санкций.

Здесь следует привести перечень крупнейших газовых месторождений, которые «Газпром» планировал вести в эксплуатацию до 2024 года. Это — Крузенштернское, Харасавэйское, Тота-Яхинское, Семаковское и так далее. Между тем, в шельфовых проектах зависимость отечественных компаний от западного оборудования достигает 90%. Значит, реализация газпромовских планов зависит от успеха импортозамещения.

Что касается европейцев, то они, ссылаясь за юридическую защиту инвесторов от изменений законодательства, продолжают вялотекущие партнерские отношения с российскими компаниями. Итальянская Eni и французская Total, а также нидерландско-британская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell, используя лазейки в законах, поддерживают деловые контакты с нефтедобытчиками из РФ, правда, на минимально возможном уровне, боясь получить по шапке от США.

Читайте также

Таким образом, ни сегодня, ни завтра серьезных ноу-хау в области подводной добычи углеводородов от европейцев ждать не приходится. Впрочем, и раньше нас «дурили» обещаниями. Даже в относительно спокойные времена — еще задолго до 2014 года «западные друзья», хоть и заявляли о трансфере своих технологий на российские предприятия, тем не менее, этого не делали. А вот с Анголой, к слову, поделились.

В полной мере это относится к проектированию и созданию исполинских нефтедобывающих объектов, подобных сахалинскому «Беркуту», которым «Роснефть» щеголяет на выставке «Россия, устремленная в будущее». Конечно, хорошо, что этот поистине грандиозный проект довели до ума. Плохо, что наша страна вряд ли сможет повторить его своими силами, по крайне мере в ближайшие 10 лет, хотя корейцы изготовили платформу всего за 3,5 года — на верфи DSME с ноября 2010-го по май 2014-го.

Более того, в России нет даже средств доставки такого рода конструкций. К слову, при реализации проекта «Сахалин-1» для транспортировки платформы весом около 42 тысяч тонн была задействена крупнейшая в мире океанская баржа H-851, которая доставила циклопическую конструкцию из корейской судоверфи города Окпо в район Аркутун-Даги, преодолев путь 2800 км. Её установка на основание методом надвига тоже стала уникальной в мире по своим масштабам.

В целом, подводная добыча углеводородов, особенно в условиях суровой погоды и на больших глубинах сопоставима с космическими полетами. Сейчас западные специалисты, прежде всего американцы, сосредоточивают свои усилия на подводных газовых компрессорах и удаленных источниках электроэнергии. А затем они планируют строить подводные заводы по нефтедобыче и переработке. Это все равно, что создать новый межпланетный корабль, на котором можно долететь до Марса.

Надо сказать, что в мире всего 4 компании работают в этой области как исследователи и производители. Причем, американская корпорация FMC Technologies реализует практически половину всех мировых проектов, поскольку предлагает весь спектр услуг под «ключ».

Разобраться с российскими проблемами по разработке отечественных технологий подводной добычи углеводородов «Свободная Пресса» попросила Сергея Пикина, директора Фонда энергетического развития.

«СП»: - Правда ли, чтобы уйти от импортозависимости в подводной добыче, России нужно воссоздать что-то подобное корпорации FMC Technologies?

— Начнем с того, что FMC Technologies — транснациональная корпорация с огромным мировым рынком, который контролируется ею не один десяток лет. У корпорации есть хорошая репутация и отличный портфолио. Конечно, здорово было бы, если бы в России появился научно-производственный аналог, но вряд ли он насытится одними только внутренними заказами, а выйти на внешний рынок ему будет чрезвычайно трудно. В любом производстве есть объем продукции, меньше которого опускаться нельзя, иначе придется работать в убыток. И это тот самый случай. В нашей стране работа по этому направлению ведется планомерно

«СП»: — Промышленность подводной добычи углеводородов зародилась в конце 70-х годов прошлого века, прорыв произошел в 1983 году в проекте «Гуллфакс А», когда появился возможность обходится без водолазов. Неужели так сильно мы опаздываем?

— Пионерам всегда труднее, а тем, кто идет чуть позади, намного легче. Если будет принято принципиальное решение и выделены необходимые финансы, Россия тоже освоит необходимые технологии подводной добычи. Конечно, заниматься импортозамещением в этой области необходимо, но, повторюсь, без фанатизма. Это вопрос прагматического отношения к делу, а не политического престижа.

Читайте также

«СП»: — Россия планирует осваивать технологии по добычи углеводородов на шельфе на платформах, а американцы с помощью подводных добычных комплексах (ПДК), мол, так дешевле? В частности уже осуществляется проект «Пердидо», который реализует «Шелл» — почти три тысячи метров под водой. Может, правильно было реализовывать проект ПДК, а не бросать все силы на платформы?

— Подводные добычные комплексы актуальны вдали от берега — там, где слабо развита или вообще отсутствует инфраструктура. Кроме того, необходимо решать вопросы передачи электроэнергии на большие расстояния. Кстати, это отдельная и очень сложная техническая проблема. Именно поэтому было признано нецелесообразно разрабатывать Штокман. Если завтра появятся экономически оправданные решения, наверняка, вернутся к этой задаче.

Надо понимать, любое месторождение индивидуально, поэтому универсальных решений не бывает. В каждом конкретном случае принимаются сбалансированные конструкторские и технологические решения. Где-то экономически целесообразно строить искусственные острова, например, на мелководье в Каспии, а где-то следует устанавливать ледостойкие платформы. Отдельные решения потребуются, к слову, при разработке мелководных месторождений в районе дрейфа больших льдов — айсбергов, Что касается нашей практики, работа над созданием национальной платформы себя оправдывает.

«СП»: — На чем сейчас в газовых проектах надо сосредотачиваться?

— На мой взгляд, для сегодняшней России более актуальны разработки в области технологий сжиженного газа. Вот, где импортозамещение должно идти семимильными шагами. Конечно, трубопроводное голубое топливо значительно дешевле, но СПГ можно доставить в любую точку мира. Сегодня рынок сжиженного газа пока еще локальный, но он достаточно быстро станет мировым.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня