Якутия: Алмазную республику налоговым гнетом не испугать

Как собирается развиваться один из богатейших регионов страны в новых условиях

  
5456
На фото: глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов
На фото: глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)
Материал комментируют:

По самым приблизительным подсчётам более 70 субъектов федерации из 85 сегодня балансирует на грани банкротства.

А в следующем году после президентских выборов налоговая нагрузка на регионы, по всей видимости, только вырастет. То есть вопрос не то, что развития, но и выживания в регионах встанет ещё острее. При этом федеральные СМИ не часто обращаются к темам региональных проблем.

На днях глава Якутии Егор Борисов обратился с ежегодным посланием к Ил Тумэну (региональному парламенту). Республика Саха — не самый бедный регион в России, но и в выступлении Борисова прозвучали сомнения в целесообразности усиления налоговой нагрузки на региональный бюджет.

«Свободная пресса» решила обсудить наиболее резонансные положения послания главы Якутии, чтобы через них понять, какие проблемы встанут в ближайшем будущем перед российскими регионами, и есть ли рецепты их решениях.

Наш собеседник — генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«СП»: — Глава Якутии сообщил о том, что республика за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала уже в этом году получит дополнительно более 2,5 млрд. рублей в качестве гранта из федерального бюджета. Раньше подобной практики не существовало, в чём смысл новшества?

— Действительно, раньше существовали только бюджетные трансферты из федерального центра, которые распределялись так, чтобы все регионы могли тратить примерно равные суммы на социальные нужды пропорционально числу жителей.

Если у регионального бюджета не хватало своих денег на покрытие всех нужд, федеральный центр добавлял и будет добавлять впредь. В этом есть своя логика — мы все граждане России и от государства должны получать примерно одинаковый кусок пирога, обладаем равными социальными правами, вне зависимости от того, живём ли мы в Дагестане, Москве или Якутии. Однако при этом данная система напрочь отбивает желание у региональных руководителей увеличивать налогооблагаемую базу в своём субъекте федерации.

Поэтому и вводится грантовая система. «Премии» выдают тем регионам, у которых налоговая база повышается. Якутия здесь в лидерах, и потенциал для повышения этой налоговой базы у неё есть. Поскольку в республике развивается добыча полезных ископаемых. До возникновения системы грантов особой необходимости в развитии налогового потенциала у регионов не было. Наоборот, как раз увеличение налоговой базы могло привести к уменьшению социальных трансфертов из центра. Логика проста: если у тебя деньги на «социалку» есть, ты успешно собираешь налоги, зачем мы тебе будем ещё доплачивать? Идея премирования тех регионов, которые увеличивают налогооблагаемую базу — и есть способ выйти из этой ситуации.

«СП»: — То есть попросту говоря, регион отсылает в федеральный бюджет на 5 рублей больше, чем раньше, а ему 3 рубля из них возвращают в виде «премии»?

— Нет, не так. Важно, чтобы в регионе собирались любые налоги — и федеральные, которые не остаются в регионе, и региональные, которые в свою очередь не уходят в центр. Вот если общая сумма собранных доходов возрастает, регион за это ещё и получает премию.

«СП»: — Якутия больше известна как регион, где добываются алмазы. Однако в своём докладе Егор Борисов делает акцент на то, что в республике фактически созданы и работают новые отрасли промышленности — сереброрудная и полиметаллическая. В Оленёкском районе начинается активная фаза работ по подготовке производственных мощностей для добычи редкоземельных. В Оймяконском районе запущено золоторудном месторождении «Дражное» и т. д. При этом обращает внимание следующая часть послания, цитирую: «Таким образом, несмотря на кризисы в глобальной международной политике и западные санкции, промышленность республики, ориентированная преимущественно на экспорт, функционирует с большим запасом прочности». Получается, что в сфере экспорта редких металлов санкции нам не грозят?

— Экспорт стратегического сырья приветствуется нашими западными коллегами в любом случае. Полиметаллы, практически неотделимы от урана. Их добычу Запад так же с удовольствием может «поручить» нам. То же самое можно сказать о золоте и серебре, исключение могут составлять только алмазы. Алмазный рынок не столь стабилен, и выброс на алмазный рынок крупной партии товара может привести к непредсказуемым результатам. Надо понимать, что бриллианты люди покупают довольно редко. Понять, какой спрос будет в ближайшие годы на ювелирные изделия — невозможно. А вот редкие металлы всегда будут в цене, как на мировых рынках, так и внутри России.

«СП»: — Егор Борисов в качестве достижений республики приводит такой факт: собственные доходы республики растут. Их доля в структуре республиканского бюджета на 2018 год прогнозируется на уровне 70 процентов.

— По словам главы республики Саха, при желании уже сегодня этот субъект федерации мог бы принять бездотационный бюджет для исполнения своих полномочий, вообще отказавшись от федеральных денег. Однако, как подчёркивает Борисов, Якутия — это полноправный субъект Российской Федерации, а значит, все федеральные программы должны работать и на её территории.

— Да, здесь всё логично изложено. Если другие регионы получают помощь из федерального бюджета, почему Якутия должна отказываться? Это ведь будет означать, что дотации получит кто-то другой. У нас есть регионы, где 80% процентов наполнения бюджета составляют трансферты из федерального центра.

А то, что они могли бы сверстать собственный бюджет без федеральных дотаций — чистая протокольная правда. У них просто надобности нет отказываться от федеральных денег, учитывая, что у них хватает своих проблем с транспортом, вечной мерзлотой, большими расстояниями, сельским хозяйством и т. д.

«СП»: — Однако, просматривается некоторое противоречие в том, что глава Якутии предлагает готовиться к напряжённому периоду в связи с увеличением налоговой нагрузки на региональные бюджеты. Цитирую послание: «Независимо от нашего желания, финансовая ситуация будет ужесточаться. В основном из-за резкого сокращения налога на прибыль, которое произойдёт по ряду причин. Это изменчивость курса доллара. Это централизация в пользу федерального бюджета части налога на прибыль. Это усиление налогового бремени для предприятий нефтяной отрасли в виде дополнительного налога на доходы от добычи углеводородов и повышения налога на добычу полезных ископаемых. Кстати, довожу до вашего сведения, что мы выступаем с сомнениями по поводу справедливости введения этих новшеств. Однако такие решения принимаются. Поэтому придётся вырабатывать адекватные меры, чтобы минимизировать потери».

— И здесь всё логично. Он как бы говорит, да при нынешнем раскладе, мы могли бы при желании сами сформировать свой бюджет. Но если часть налога на прибыль федеральный центр заберёт себе и изменит ставки по другим федеральным налогам, то ситуация в республике усложнится. Я не готов сказать, усложнится ли она настолько, что они не смогут обходиться без федеральных дотаций, но она действительно ужесточится.

Глава Якутии просто предупреждает: давайте соизмерять обязанности, которые на нас налагаются, и те доходы, которыми располагает наш субъект федерации.

После президентских выборов многие законодательные акты будут пересмотрены в сторону ужесточения. Поскольку главная экономическая задача у Кремля сегодня — сверстать федеральный бездефицитный бюджет. А деньги, в условиях невысоких цен на нефть, надо где-то брать. Вот поэтому и предполагается, что часть налога на прибыль, который раньше полностью уходил в регион, уйдёт в федеральный центр.

«СП»: — Однако даже при нынешнем законодательстве многие регионы находятся на грани банкротства.

— Многие — это слишком мягко сказано. На грани банкротства больше 70 субъектов федерации из 85.

«СП»: — Получается, что ради того, чтобы сверстать федеральный бюджет, мы ставим регионы на грань коллапса?

— Я бы жёстче сказал. Мы перетягиваем в федеральный бюджет все наиболее собираемые налоги. Есть налоги, которые крайне сложно собрать в полном объёме. Это касается, например, малого бизнеса. Федеральный центр пытается сделать всё, чтобы аккумулировать все основные доходы в своих руках. Исключение — как раз те гранты, о которых мы говорили выше. Это первая белая полоса на нашей чёрной лошади.

И если Якутия всё-таки регион, располагающий значительными природными богатствами, то, скажем, в Мари Эл, главным природным достоянием являются, условно говоря, болота. И как этой республике выполнять социальные обязательства перед жителями — совершенно непонятно.

«СП»: — Если глава не самой бедной Якутии заявляет о своих сомнениях в необходимости усиливать налоговую нагрузку на региональные бюджеты, не стоит ли ждать целой серии проявлений недовольства регионов по этому поводу?

— Я бы так сказал: может усилиться недовольство региональной элиты, которая считает, что сама лучше распорядится деньгами, собранными у себя в регионе. Рядовые граждане не ощутят большой разницы от того, придут ли деньги «на социалку» из федерального центра, или их будет выделять из собранных налогов региональная власть.

«СП»: — Егор Борисов призывает серьёзно отнестись к увеличению производительности труда. Насколько это реально в масштабах отдельно взятой республики?

— Это в принципе реализуемо. Но помните, у Жванецкого была едкая шутка: воровать надо с прибылей, а не с убытков. Вот в США и ЕС вкладываются средства в увеличение производительности труда, а потом доходы, скажем так, не всегда и не совсем справедливо распределяются. А есть вариант, когда воруют то, что есть. Дескать, о повышении производительности пусть думают следующие поколения. Тут всё зависит от того, насколько уверенно и стабильно чувствует себя элита, и насколько она задумывается о завтрашнем дне, о будущем хотя бы своих детей. Если элита хочет приумножать то, что есть — она будет поступать так, как говорит глава Якутии. Если же она будет поступать по принципу — после нас хоть потоп, никто не будет заниматься повышением производительности труда.

«СП»: — В своём послании Егор Борисов обратил внимание, что по исполнению «майских» указов республика входит в тройку регионов-лидеров, наряду с Москвой и Татарстаном. По-моему, тема майских указов президента давно и успешно похоронена?

— Зря вы так думаете, я вас уверяю, как раз на грядущих президентских выборах эта тема всплывёт. Я даже думаю, что главное направление критики ныне действующего президента России будет именно это. Указы подписал — где результаты? Что касается того, что Якутия в лидерах — это чистая протокольная правда. Я недавно спорил с сенаторам Совета Федерации, который доказывал мне, что динамика выполнения майских указов положительная. По его словам, что-то растёт, что-то поднимается, всё очень хорошо. Но он ни разу не подкрепил цифрами, что у нас в большинстве регионов России выросли показатели благосостояния по каким-то параметрам. Я не пытаюсь обелить власть. Но майские указы, на самом деле, были рассчитаны на совсем иную экономику. Но и отказаться от их выполнения уже нельзя. Именно поэтому относительно благополучно обстоит дело в Якутии с её природными богатствами, в Москве, где оборачивается 50% всех денег страны, и в Татарстане, который у нас среди несырьевых регионов — экономический лидер. А вот в упомянутой выше республике Марий Эл, чиновники могут расшибиться в лепёшку, но денег на то, чтобы сделать учителям зарплату вдвое выше средней по региону, они не смогут.

«СП»: — В Якутии введены меры, сдерживающие приток нелегальных мигрантов. Там, как заявлено в послании, контролируется численность гастарбайтеров, установлен запрет на использование иностранных рабочих в тех сферах, где достаточно высок уровень профессиональной востребованности якутян — в образовании, здравоохранении, транспортном комплексе, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых и т. д. Кроме того, для иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья применяются отграничения на основе Трехстороннего соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством республики. Это опыт стоит перенести на всю Россию?

— Нечто подобное было, кстати, заявлено в одном из майских указов. Однако воз и ныне там. Власть в лице президента России ещё 8 лет назад понимала, что нам необходимо бороться с нелегальной миграцией, поскольку она не только способствует росту безработицы среди коренного населения, но и влечёт массу проблем за собой, в том числе усиление коррупции. Однако хорошо известно, что если выгодно использовать мигрантов, бизнес и нечистоплотные чиновники будут это делать, и самые суровые законы мало помогут. В Якутии, как я понимаю, эта проблема решается во многом в ручном режиме. Это всё-таки один регион, хоть и очень большой. А в России есть ещё 84 региона, как мы помним, и во всех из них одинаково хорошо бороться с нелегальной миграцией не получится.

«СП»: — В послании говорится, что на улучшение демографических показателей в республике повлияли принятые 5−6 лет назад решения о мерах по профилактике алкоголизма в республике. Это подтверждается не только специалистами, но и конкретными цифрами. В частности, заболеваемость алкоголизмом снизилась на 46%, общие коэффициенты смертности — на 12%. Опять же, может быть действительно, по примеру Якутии, резко ограничить продажу алкоголя по всей России, чтобы добиться столь впечатляющих результатов?

— Для борьбы с алкогольным лобби нужны «танки». В Якутии ещё сказывается фактор национального региона: сказали — никакого чужого алкоголя не пустим, и всё. К тому же особенность республики в том, что нелегально провезти колонну «левого» спирта там крайне сложно. В силу географических факторов большая часть перевозок там осуществляется по воздуху или по воде. А вот если завтра Владимирская область примет подобное решение, то послезавтра туда потянутся фуры с неучтённым алкоголем со всей России, который будут продавать из-под полы.

«СП»: — Однако меры в Якутии были приняты только 6 лет назад. Что мешало принять их раньше, учитывая, что проблема алкоголизма там стояла остро ещё с советского времени?

— То и мешало, что спорить с «водочными королями» сложно, что в Якутии, что в Магадане, что в Подмосковье. И никому из глав регионов в 90-е годы не хотелось умереть «с пулей во лбу». Только сейчас главам некоторых регионов удаётся понемногу наводить порядок в этой сфере. И Егор Борисов — из их числа.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Николай Топорнин

Доцент кафедры европейского права МГИМО

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня