25 декабря на итоговой пресс-конференции руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев рассказал о текущем положении дел во вверенном ему ведомстве. Год, надо признать, был не самый удачный: Роспатент зафиксировал снижение патентной активности, в первую очередь, со стороны ВУЗов и других государственных учреждений. Кроме того, официальные цифры свидетельствуют и об уменьшении числа научных разработок и замещении их торговыми марками: 60 000 экспертиз заявок на товарные знаки против 43 000 на изобретения.
О причинах снижения патентной активности рассуждает заместитель председателя общественного совета Роспатента, главный юрист по интеллектуальной собственности «Роснано» Виталий Калятин, также принявший участие в пресс-конференции. «Нет единого государственного понимания, что такое интеллектуальная собственность и как она должна защищаться, как должно себя здесь проявить государство», — считает он.
Ряд сложностей в текущей профильной деятельности Роспатента фиксируют и за рубежом: «По оценкам наших зарубежных коллег, мы недостаточно полно реализуем наш потенциал в патентах. Роспатент регистрирует порядка 5 тысяч промобразцов в год, тогда как, например, Германия — более 50 тысяч. И это нас очень и очень заботит» — признается Г. Ивлиев.
То, что ведомство неповоротливо, и постоянно «не успевает» за «передовиками» ни по количественным, ни по качественным показателям, отмечают создатели объектов интеллектуальной собственности. По их мнению, заявки рассматриваются настолько долго, что технология, которую хотят запатентовать, успевает устаревать. Это признает и глава Роспатента: «У нас есть пакет нерассмотренных заявок, которые мы успешно рассматриваем».
На общие проблемы накладываются финансовые: в предыдущие годы финансирование было сокращено, однако и имеющиеся бюджетные средства не всегда расходуются по целевому использованию. «К сожалению, мы должны констатировать: у нас неэффективно используются государственные деньги, выделяемые в этом направлении. Мы это фиксируем уже не первый год», — заявил Г. Ивлиев.
В текущей проблемной ситуации особенно нелепо выглядят стремления Роспатента стать госрегулятором в области ICO*: Федеральной службе под руководством Григория Ивлиева не хватает, по самым скромным подсчетам, порядка 340 тысяч специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Все потребности в кадрах закрываются исключительно «пожарной подготовкой». Возникает вопрос: чьими силами планируется осуществляться высокотехнологичная деятельность в сфере регулирования ICO, если даже процесс оцифровки данных, являющийся подготовительным для перехода к цифровой экономике, находится на самом начальном уровне? Роспатент обещает в ближайшее время довести количество электронных заявок до 70% и оцифровать до 80% архивов. Но точные сроки не называются.
В завершение выступления, глава ведомства Григорий Ивлиев признал, что основную надежду Роспатент возлагает на господдержку: «Бюджет 2018 года предусматривает для нашего ведомства на 38% больше, чем бюджет предыдущего 2017 года. Именно это позволяет нам с уверенностью сказать, что мы привлечем лучшие отечественные компании для разработки наших идей. Будет ли в 2018 году реформирована текущая деятельность Роспатента с учетом развития информационных технологий — покажет время».
* ICO, или Initial Coin Offering (первичное размещение токенов) — это выпуск каким-либо проектом купонов, или токенов (т.е. единиц учета, используемых для представления цифрового баланса в некоем активе), предназначенных для оплаты услуг площадки, в будущем — в виде криптовалюты.