США в восточном стиле превращают Казахстан в свой среднеазиатский плацдарм
Похоже, Петр Порошенко нашел «стрелочника», на которого можно будет списать хотя бы часть провалов в украинской экономике. 18 января президент «незалежной» предложил уволить главу Национального банка Валерию Гонтареву и вместо нее назначить ее зама Якова Смолия.
Правда, увольнение Гонтаревой сложно назвать неожиданностью. Слухи о ее отставке начали ходить еще в начале прошлого года, а в качестве возможного преемника называли разные кандидатуры, в том числе и бывшего премьер-министра Арсения Яценюка.
В итоге, 11 мая Гонтарева подала в отставку, которую президент не принял, поэтому все это время она находилась в отпуске за свой счет, и делами Нацбанка не занималась. Как говорили инсайдеры, в Киеве решили оставить увольнение главы НБУ на крайний случай, когда ситуация совсем ухудшится и нужно будет показать народу, что кто-то несет за это ответственность (и не принципиально, что именно Смолий все это время выполнял функции и.о. главы Нацбанка).
Видимо, именно такой момент для Киева настал сейчас. С начала года курс гривны снова стал заметно проседать. 12 января национальная валюта «незалежной» установила исторический антирекорд, достигнув соотношения один к двум к российскому рублю. До кризиса 2013 года это соотношение равнялось одному к четырем. Курс евро преодолел отметку в 34 гривны, а доллара — в 28,44 грн. Это, правда, меньше антирекорда 2015 года, когда гривна достигала 30,01 за доллар. Кроме того, Верховная Рада одобрила бюджет страны на 2018 год, исходя из среднегодового курса 29,3 гривны за доллар, так что определенный запас прочности у гривны еще есть.
В самом Нацбанке такую негативную динамику объяснили «плавающим курсом» и сезонными факторами начала года.
США в восточном стиле превращают Казахстан в свой среднеазиатский плацдарм
«Сезонный спад деловой активности, преимущественно в аграрном секторе, приводит к сокращению поступлений валютной выручки от экспорта продовольственных товаров, в то время как на рынке есть повышенный спрос на валюту со стороны импортеров», — пояснил заместитель главы Национального банка Олег Чурий. Он добавил, что ситуация под контролем и вскоре курс должен стабилизироваться.
Однако пока гривна продолжает падение. 19 января курс евро вырос до 35,20 грн., доллара — до 28,77 грн., а рубля — до 0,507 грн.
На этом фоне и было внесено предложение об увольнении Гонтаревой и назначении Смолия. Украинские эксперты рассказывают, что на эту должность рассматривались две кандидатуры — зама Гонтаревой, а также прозападного банкира Владимира Лавренчука, который сейчас руководит Райффайзен Банком Аваль. Однако Лавренчука называют слишком независимой фигурой, Смолий же полностью подконтролен президенту.
Впрочем, у нынешнего шага Порошенко есть и другая, едва ли не более весомая причина — условия МВФ. Дело в том, что в Фонде уже давно требовали назначения нового руководителя НБУ и без этого не спешили возобновлять кредитование Украины. Напомним, что последний транш МВФ «незалежная» получила в апреле 2017 года. Остальные переводы так и не поступили на счета Киева, так как организация была не удовлетворена ходом реформ. Отсутствие валютной подпитки, кстати, тоже является не последним фактором в ослаблении гривны. Порошенко должен встретиться с главой МВФ Кристин Лагард на Всемирном экономическом форуме в Давосе, который пройдет с 23 по 26 января. С этим тоже связано выдвижение Смолия на пост главы НБУ — больше тянуть с кредитами у Украины нет никакой возможности.
— Глава НБУ — это один из трех людей в стране, который фиксирует меморандумы с МВФ наравне с президентом и премьером, — объясняет украинский политолог Алексей Якубин. — Так как Валерия Гонтарева уже восемь месяцев находится в отпуске, а Яков Смолий только исполняет обязанности главы НБУ, о каком-то взаимодействии с МВФ, даже при выполнении других условий, вроде повышения цен на газ или создании Антикоррупционного суда, говорить не приходилось.
«СП»: — Почему же так долго не назначали главу НБУ?
— По нескольким причинам. Блок Петра Порошенко и Народный фронт не могли договориться по этой кандидатуре. НФ требовал у президента за свое голосование несколько должностей, в частности, первого заместителя главы Нацбанка и заместителя по вопросам валютной политики. В БПП долго думали над этим и не могли прийти к компромиссу.
Это далеко не единственные должности, по которым Блок Петра Порошенко и Народный фронт не могут договориться. У нас есть три-четыре министра, которые возглавляют и.о., хотя формально это возможно только в течение трех месяцев. Есть и несколько глав комитетов в Верховной Раде, которые находятся в подвешенном состоянии. До сих пор не сформирована Счетная палата, не избран новый омбудсмен. Все это вследствие того, что БПП и Народный фронт не доверяют друг другу. Они хотят решить вопросы этих назначений пакетным голосованием, которое постоянно срывается. Это взаимное недоверие ведет к тому, что все инициативы блокируются.
Вторая причина в том, что Порошенко было выгодно, что Нацбанком управляет его человек в должности и. о. Над ним постоянно висит Дамоклов меч увольнения, что делает его еще более подверженным влиянию президента.
«СП»: — Почему же сейчас президент решил, наконец, назначить главу НБУ?
— Во-первых, ситуация начала выглядеть не просто скандально, но и комично. Глава Нацбанка находится в отпуске восемь месяцев и ее не отпускают в добрый путь. Параллельно с этим обострилась ситуация вокруг НБУ в контексте судебных исков, которые Украина ведет против Игоря Коломойского и «ПриватБанка» по возвращению тех кредитов, которые «ПриватБанк» выделял отдельным аффилированным компаниям.
Теперь НБУ обязана показать отчетность, доказывающую, что деньги, которые выделялись на рефинансирование другим банкам, в том числе «Привату», не были разворованы. Без полноценного главы разрешить ситуацию сложно.
Еще одна причина внесения экстренной кандидатуры Смолия в том, что на следующей неделе Порошенко собирается поехать в Давос, где у него запланирована встреча с Кристин Лагард. До этого у них состоялся телефонный разговор, где она поставила вопрос ребром, предлагая, чтобы следующий глава НБУ был независимым человеком, например, тем же Лавренчуком, который равноудален от президента и кабмина.
На фоне последних скандалов с антикоррупционными органами НАБУ и САП (Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированная антикоррупционная прокуратура) президент не согласился с такой позицией. Поэтому предложение назначить Смолия — это попытка поставить МВФ перед фактом, что кандидатура уже внесена, и только за него могут проголосовать парламентарии.
Хотя большой вопрос, удастся ли Порошенко договориться с Народным фронтом по его избранию. Часть фракций уже заявили, что не будут голосовать за Смолия. Обратите внимание, что эту кандидатуру он внес в парламент перед каникулами. В пятницу седьмая сессия Верховной Рады официально закрылась. Следующая сессия начнется только в феврале, значит, до этого никакого голосования не будет. Это свидетельствует о том, что президент сейчас не готов обсуждать другие кандидатуры и должности. И это, в первую очередь, намек тому же МВФ.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Кривогуз считает, что несмотря на «своеволие» Порошенко, МВФ вряд ли свернет программы финансирования Украины.
— Конечно, дело не только в кандидатуре главы Нацбанка, просто это фигура, которая необходима для предложения переговоров. Осуществление кредитных программ зависит от оценки Западом успешности украинских реформ — в экономике, ЖКХ, энергетике, конституционном устройстве, в государственном управлении, правоохранительной и судебной сферах. Кроме того, выделяемые средства в значительной степени увязаны с закупкой западного оборудования и оплатой деятельности приглашенных специалистов.
Запад не допустит нынешнего президента Украины на второй срок
«СП»: — Что ждет экономику Украины, если МВФ решит прервать кредитование?
— Во-первых, нужно учитывать, что позиция США политизирована — Вашингтон не допустит провала эксперимента по построению «демократии» на Украине, в том числе и дефолта. По крайней мере, до тех пор, пока у власти в стране находятся антироссийские силы. США используют свое влияние в МВФ, где у них есть блокирующий пакет, и для защиты американских инвестиционных фондов — держателей суверенных бумаг Украины.
Во-вторых, на примере взаимоотношений Украины с МВФ становится очевидным, что, даже несмотря на его финансовую поддержку, страна не смогла встать на путь стабильного поступательного экономического роста. Тенденции мировой экономики, развитие внутренней политической ситуации, а также решения правительства и НБУ оказывают на состояние экономики Украины гораздо большее влияние, чем кредитные программы МВФ. Прямая связь между траншами МВФ и экономическим ростом совершенно не просматривается.
Украинская экономика остается коррумпированной, зависимой от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, металлопродукции и сельскохозяйственных товаров. Кроме того, многие решения властей в сфере экономики, вроде разрыва связей с Россией, политически мотивированы, что также не лучшим образом сказывается на ее состоянии.