Экономика / Туризм

Российские псевдокурорты с отелями для нищебродов «звезды» не спасут

А вот на ценах обязательная сертификация гостиниц, пляжей и санаториев скажется обязательно

  
13513
Российские псевдокурорты с отелями для нищебродов "звезды" не спасут
Фото: Артур Лебедев/ТАСС
Материал комментируют:

11 тысяч гостиниц в России уже прошли добровольную сертификацию, получив энное количество звезд. А через полтора года получение сертификата для отельеров станет процедурой обязательной. Туристы должны сказать спасибо: обмана в гостиничной отрасли станет меньше. Но, возможно, вырастут и цены.

«Звезды» до Кавказа не доехали

Совет Федерации рассмотрит проект федерального закона об обязательной классификации туристических объектов. Госдума, напомним, приняла его в пятницу в третьем, окончательном, чтении.

Теперь «звезды» должны официально иметь все без исключения гостиницы и иные средства размещения (хостелы, апартаменты, пансионаты), пляжи и горнолыжные трассы. Не распрострянается это требование лишь на молодежные турлагеря и турбазы, автомобильные кемпинги, детские лагеря отдыха и ведомственные общежития.

Обязательной сертификация станет с 1 июля 2019 года (первоначально назывался иной срок — с 1 января 2018 года, чтобы успеть к началу Чемпионата мира по футболу). Ну а пока что классификация объектов туристской индустрии (в том числе гостиниц) добровольная.

Информация об официально присвоенных «звездах» размещается на портале «Классификация-туризм.рф». Сегодня там есть сведения об 11 тысяч объектах (еще полтора года назад их было только 6 тысяч), из которых подавляющее большинство располагаются именно в регионах проведения матчей Чемпионата мира по футболу (он, напомним, пройдет с 14 июня по 15 июля).

Читайте также

В частности, в масштабах России прошли аккредитацию 65 горнолыжных трасс (в том числе 51 трасса сочинского курорта «Роза Хутор», 13 трасс курорта «Обер Хутор» и горнолыжный комплекс «Снеж.ком» в Московской области). Они получают одну из четырех возможных категорий (в зависимости от сложности): зеленая, синяя, красная или черная.

Пока что не доехали эксперты по аккредитации до горнолыжных курортов на Алтае, на Архыз и Эльбрусе. Почему — загадка. Ведь получение официальных категорий стало бы серьезным стимулом, чтобы сделать туристический сервис лучше. Да, возможно, и привлекло бы дополнительных отдыхающих.

Получили «звезды» и 73 пляжа, из которых 64 — в Краснодарском крае, а десять — в Республике Крым (в том числе, кстати и отеля «Мрия Резорт & Спа», который, несмотря на антироссийские санкции, был признан лучшим в мире, получив премию World Travel Awards).

Кубань снова опередила всех

Глава Кубани Вениамин Кондратьев давно поставил задачу перед всей туристической индустрией региона: пройти сертификацию (даже пока она еще добровольная): еще с прошлого года, в соответствие с постановлением губернатора, оказывать гостиничные услуги вправе только те объекты, которые получили «звезды».

И на сегодняшний день «звезды» есть уже у 5568 гостиниц и пансионатов Краснодарского края. Для сравнения: в Москве сертификацию прошли 1297 средств размещения, а в Санкт-Петербурге — 1084.

Другие регионы, которые имеют сильные курортные традиции, процесс сертификации и вовсе идет туго: в Республике Крым «звезды» присвоены лишь 107 отелям, в Ставропольском крае — 35, в Башкирии — 12, в Карелии — четырем, а в Республике Алтай — лишь одному (это оздоровительный комплекс «Алтай резорт» в Майминском районе). Как говорится, есть, куда расти.

Естественно, «звезды» отелям дают не за просто так. Постоянно ужесточаются требования даже к тем гостиницам, которые претендуют на самую низшую ступень — одну «звезду»: они теперь в обязательном порядке должны иметь Wi-Fi в публичном пространстве и номерах (пусть даже платный), а также транслировать телеканалы об истории и культуре России, а также специальный сервис для инвалидов (например, туалеты с поручнями, широкие двери лифта, пандусы).

Курорты в извращенной форме

Выданный гостинице или пляжу сертификат действует три года — а потом «звездность» нужно подтверждать заново. Удовольствие это, правда, не из дешевых. «Стоимость проведения классификации крупного отеля составляет сейчас 60−100 тысяч рублей. Это незначительная сумма для объекта, которая почти никак не отражается на цене на номера», — говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО) Вадим Прасов. Пожалуй, это справедливо для крупных отелей, но никак не для мини-гостиниц, где всего 5−10 номеров.

Впрочем, в Ростуризме убеждают: мол, конкурентные преимущества, которые дает получение «звезд», несравнимы с размерами вложений. Да и представители отраслевых союзов тоже в целом позитивно оценивают нововведение.

«Новый закон о классификации важен для региональных гостиниц, потому что именно в регионах очень много несоответствий. Это важно для уменьшения недобросовестной конкуренции», — заявил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Александр Курносов. Как рассказал Курносов журналистам, обязательная классификация отелей сделает рынок более прозрачным, что позитивно скажется и на привлечении иностранных туристов.

О том, что собой представляет сегодня гостиничная отрасль России, и какие вызовы перед ней стоят, в беседе со «Свободной прессой» поделился директор холдинга Undersun (управление гостиницами, туроператор, турагентство) Евгений Бромберг.

«СП»: — Евгений Моисеевич, по данным Ростуризма, за последние десять лет, число мест и площадь номерного фонда выросла с 2008 года более чем в полтора раза. Как это сказалось на качестве?

— Гостиничный бум в России происходил в России в конце 90-х и в «нулевых». Он прошел без шумихи и влияния государства, пожалуй, даже при его попустительстве. Плодились и размножались малые отели. Это происходило повсюду, особенно на Юге. Появился новый сегмент рынка, который стал постепенно вытеснять и сейчас по сути, вытеснил либо заместил бабушек и не только бабушек, сдающих частное жилье.

Все бы хорошо, да вот только сегмент этот изначально в массе своей был теневым, не сильно гнался за качеством, не отличался профессионализмом в современном понимании. По сути мы получили профанацию гостиничного рынка. «Псевдоотелями» застроили прекрасное Черноморское побережье (если говорить о Краснодарском крае и Крыме) и получили «псевдокурорты» для не слишком притязательной публики.

О том, что гостиница делается для и под клиента думал лишь один из 10 новоявленных отельеров. Все это широкое предложение сформировало и спрос, и культуру потребления. Пожалуй, это естественная ситуация — через нее так или иначе проходили все, но наша специфика породила особо уродливую форму.

«СП»: — Неужели это касалось только отелей?

— Не только. Мы получили переполненные пляжи, вакханалию некачественного общепита, ларьков с сувенирами с одной базы и прочие «радости».

Понятие единого стиля застройки, разумного баланса застроенных и свободных территорий долгое время никого не волновали. Через суд вводились любые строения сомнительной архитектурной приемлемости. Таким образом мы получили такие курортные поселки, как Лоо, центр Адлера, Лазаревское, Новомихайловка, Джубга, Дивноморское, Витязево, Сукко и многие другие.

Читайте также

То же — в Крыму. Инфраструктура при этом не развивалась, усугублялись проблемы с коммунальными услугами, ливневка стала заменителем хозфекальной канализации и тонны «результатов курортного сезона» устремились в и без того не самое чистое море.

Кто сегодня знает реальную эпидемическую обстановку? Директор одной турфирмы сказал мне в приватной беседе, что каждая вторая семья с детьми «ловит» инфекцию на курорте. «СП»: — На ваш взгляд, даже сегодня, в преддверии Чемпионата мира по футболу, ничего не делается?

— О том, что курортными территориями надо управлять, наши власти вспомнили только недавно. Обновление и очищение рынка будет идти, но, по моему мнению, медленно и мучительно. Тем более, что власть так до конца и не понимает, что эту корову еще рано доить, ее надо сначала откормить.

Смена поколений приведет (а точнее, уже приводит) к появлению совсем другого типа гостей, которые не ностальгируют, а живут в интернете, склонны выбирать ЗОЖ, в общем, знают, чего хотят. А в отношении отдыха и курортов это, похоже, не совсем то, что предлагает наш курортный масс-маркет.

Есть, конечно, и удачные решения. К примеру, курорт Геленджик, ставший таким благодаря позиции бывшего мера. Появляются качественные объекты разных форматов и в разных сегментах. И они в первую очередь получают качественно иного гостя, который уже не согласен на что угодно «лишь бы подешевле».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня