Правда, всю прибавку зарплат «съедят» выплаты по кредитам и налогам
Российская экономика вполне способна расти среднемировыми темпами — на 3−3,5% ВВП в год. Однако для достижения таких показателей потребуется около двух лет. Об этом в среду, 24 января, заявил глава Минэкономики Максим Орешкин.
«В течение пары лет мы достигнем этих цифр», — пообещал министр в ходе делового завтрака на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Верится в такую перспективу с некоторым трудом. Хотя бы потому, что по мнению авторов «Мониторинга экономической ситуации» РАНХиГС за январь 2018 года, к тому времени значительная часть российских регионов окажется в долговой яме.
Вот как выглядел «черный список» самых обремененных долгами субъектов РФ на начало ноября 2017 года: республики Мордовия, Хакасия, Карелия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Костромская и Смоленская области. Сейчас их еще больше — на декабрь приходятся основные расходы по оплате госконтрактов.
Заметим, регионы начали наращивать расходы из-за выполнения «майских указов» президента Владимира Путина в 2012 году. Вместе с повышением обязательств регионов на этот период пришлось замедление экономики и падение их доходов. Постепенно правительство стало снимать субъекты с долгового крючка, замещая коммерческие кредиты бюджетными, которые выдавались по ставке 0,1%. Но с 2017-го правила игры изменились, и объемы бюджетных кредитов резко сократились.
Правда, всю прибавку зарплат «съедят» выплаты по кредитам и налогам
Сейчас Минфин планирует свести бюджетные кредиты к минимуму в 2019—2020 годах. Чтобы получить пролонгацию возврата ранее полученных кредитов на 5−7 лет, регионы должны сводить бюджет без дефицита, наращивать доходы темпами выше инфляции и сокращать неэффективные расходы.
Многие регионы, уверены аналитики, выполнить эти условия не в состоянии. Между тем, долг субъектов на 1 декабря 2017 года составлял внушительные 2,141 трлн. рублей.
В ситуации, когда бюджетные кредиты будут менее доступны из-за невысоких темпов роста экономики, эксперты ожидают, что регионы будут вынуждены увеличить коммерческие кредиты, и дополнительно снижать темпы роста.
«Мы ожидаем сохранения невысоких темпов экономического роста в ближайшие три года — в среднем на уровне примерно 1,5−1,6% вследствие структурных ограничений, действия международных санкций и слабости рынков сырьевых товаров. В связи с этим в среднесрочной перспективе финансовые показатели российских регионов могут ухудшиться вследствие снижающегося роста налоговых и неналоговых доходов, а также ограниченной возможности федерального правительства наращивать межбюджетные перечисления», — пишут аналитики S&P в исследовании «Российские регионы: благоприятный период может закончится».
Что ждет экономику РФ, когда регионы превратятся из камня на шее в драйвер роста?
— России в ближайшее время не грозит даже близко подойти к темпам роста 3−3,5% ВВП, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Нет, на мой взгляд, ни единого триггера, который бы мог ускорить российскую экономику. Напротив, имеется масса обстоятельств, которые ограничивают ее рост.
Прежде всего, это исчерпание эффекта низкой базы. Об этом говорят нынешние — более чем скромные — темпы роста, при том, что цена на нефть выросла более чем в 2 раза. Добавите сюда огромное недофинансирование и недоинвестирование российской экономики. Причем, инвестиционная пауза до сих пор не закончилась, и до сих пор неясно, каким образом правительство будет решать этот вопрос. У государства на инвестиции нет средств, а частные деньги пока только уходят из России.
Есть, кроме того, фактор сужающегося потребительского спроса. Эта тенденция, по всей видимости, будет только нарастать. Судя по заявлениям экономического блока правительства, после выборов президенты власти предпримут бюджетный маневр, в ходе которого будут урезаны социальные льготы, плюс якобы произойдет обеление экономики с помощью новых налогов. Вряд ли такой маневр подстегнет потребительский спрос.
На этом фоне говорить о каких-то драйверах роста вообще не приходится.
«СП»: — Какие меры, по-вашему, могли бы стимулировать рост?
— Серьезное изменение налогового законодательства. Сегодня США — развитая страна — снижает налоги, а мы — развивающаяся экономика — идем по пути их увеличения. Это абсолютно ненормально, поскольку у нас и сейчас налоговое бремя избыточно, и только дестимулирует бизнес.
Нужна и реформа денежно-кредитной политики, чтобы снять регионы с дотационной иглы. Регионам, я считаю, должна быть предоставлена гораздо большая самостоятельность. Они не должны передавать практически все свои средства в центр, с тем, чтобы центр потом распределял эти деньги между субъектами — это абсолютно коррупционная схема. Систему, при которой регионам выгодно ходить в отстающих, нужно срочно менять — но никто делать это не собирается.
Сегодня балансы около 60 регионов РФ находятся в «минусе», плюс они обременены долгами, и вынуждены пускать значительную часть доходов на погашение кредитов. Самое плохое — ситуация, когда регионы сидят на дотациях центра, приняла хронический характер, и местные элиты к ней подстраиваются.
Подливают масло в огонь и банки, которые не выполняют функции инвестирования. Идет, кроме того, ползучее огосударствление банковской системы, и риск здесь состоит в том, что застрахованное лицо может вести себя еще более безответственно, чем лицо, не имеющее страховки. У нас сейчас все банки застрахованы, и все убытки, которые могут наделать банкиры, заранее оплачены. В итоге банковская система не работает на развитие.
Что кроется за цифрами в отчете ЦБ и что ждет нашу экономику
Если же говорить шире — вся наша финансовая система, я считаю, не способна аккумулировать средства внутри страны на инвестиционные цели, поскольку она архаична и неадекватна современным вызовам.
«СП»: — Как в реальности будет расти экономика РФ?
— Я пока не вижу никаких перспектив на хорошие темпы роста. Более того, в случае изменения мировой конъюнктуры — некоторого кризиса на мировых рынках, который большинство экономистов ждут как раз в 2018 году — российская экономика может вернуться к отрицательным темпам роста.
В этом случае, я считаю, снова начнутся проблемы с курсом рубля, а правительству придется затыкать дыры в бюджете эмиссионным финансированием, а вовсе не накоплением резервов. Это, на мой взгляд, куда более вероятный сценарий, чем оптимистичные темпы роста ВВП, которые предрекает Максим Орешкин.