В тихом омуте потребкредитов таится угроза национальной безопасности
Президент России Владимир Путин 1 февраля заявил, что в нынешней ситуации есть возможность для снижения цен на бензин.
«Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура неразвитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС (Федеральная антимонопольная служба), я поговорю на этот счет с главой ведомства», — заявил глава государства.
Путин отметил, что нынешний уровень цен на бензин связан с ценами на нефть. А также уровнем акцизов. «Цена на первичный продукт держится достаточно высокой сейчас — под 70 долларов за баррель. Но главным образом не в этом дело, а в акцизах. Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог», — добавил Путин.
Старший аналитик по нефтегазовому сектору «Райффайзенбанка» Андрей Полищук в свою очередь отметил, что цены на бензин в России, по крайней мере, в среднем, достаточно низкие.
«В принципе, они могли бы быть даже выше. Потому что рентабельность российских заводов и самих АЗС очень низкая. Что касается отдельных регионов, мне такие случаи неизвестны, поскольку я не собираю такую статистику, но не исключаю, что где-то могут быть перекосы по тем или иным причинам», — резюмировал аналитик.
В любом случае возникает вопрос: а можно ли снизить цены на бензин в России?
— Есть два механизма для уменьшения цен на бензин в России, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Первый — уменьшить налог на эту продукцию, и второе — активизировать деятельности ФАС по контролю за ценообразованием, о чём и говорил Путин.
По отдельности или вместе эти меры вполне могут уменьшить цены на бензин. Поскольку страна, которая добывает нефть в огромных объемах, вполне способна производить для себя недорогой бензин. Правда, переработка нефти у нас с советского времени отстаёт. Последний, кто в России внёс серьёзный вклад в переработку нефти — учёный Дмитрий Менделеев. И, конечно, этот фактор сказывается на цене бензина. Но даже с учётом этого фактора цены на топливо у нас могли бы быть ниже.
В тихом омуте потребкредитов таится угроза национальной безопасности
«СП»: — А почему они становятся только выше?
— Если говорить о той проблеме, которую затронул Владимир Путин, то надо следить за ситуацией в регионах. Проблема даже не столько в нефтеперерабатывающих заводах, на мой взгляд, сколько в торговых сетях. Этим, по идее, должна заниматься ФАС.
Кроме того, можно снижать акцизы на бензин. Но вряд ли на это пойдут в правительстве при текущей ситуации, когда у нас отрицательное сальдо госбюджета.
«СП»: — То есть заявление Путина в лучшем случае будет иметь «предвыборный эффект»? Постепенно цены снова поползут вверх?
— Что касается грядущих выборов, то мне кажется для власти важнее настроения народа не перед выборами президента, а после них. Поскольку именно тогда могут начаться протестные акции оппозиции, которая будет утверждать, что Путин победил нечестно. И если в этот самый момент к ним ещё присоединятся недовольные повышением цен автомобилисты, то власти будет сложнее.
Поэтому, поскольку механизм снижения цен довольно сложный (если, конечно, владельцев торговых сетей и производителей бензина не соберут в одном месте и не порекомендуют настоятельно снизить цены на 10%), то вероятнее всего, что цены как раз снизятся уже после выборов 18 марта.
Потом цены могут снова подняться, поскольку ФАС — это довольно неповоротливый «медведь», которому сложно уследить за всеми «зайцами». То есть — продавцами и производителями. Кстати, потому-то, возможно, Путин и решил дать указание ФАС, что там большой список, чего надо сделать. В этом смысле, Путин просто даёт понять, что хотел бы, чтобы проблема высоких цен на бензин была в этом списке в первых строчках.
— Я думаю, что возможность снизить цены на бензин реально есть, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — В ценообразовании всё большую роль играют акцизы. Именно налоги с продаж бензина проще всего собирать, поэтому правительство и выбирает такой способ пополнения бюджета.
У нас, кстати, многие не понимают этого. Думают, что это нефтяные компании и владельцы автозаправочных сетей не могут умерить свои аппетиты. На самом же деле, это Минфин постоянно предлагает всё больше поднимать налоги на бензин. А потом уже компании поднимают цену, чтобы компенсировать свои потери от выросших налогов.
Поэтому необходимо хотя бы просто остановить рост акцизов на бензин. Это уже даст возможность держать цены на приемлемом уровне.
«СП»: — Часть экспертов считает, что у нас вообще-то не такой уж дорогой бензин…
— У нас бензин дороже, чем в США. Хотя уровень жизни там выше, заработки среднего класса значительно больше, чем у нас, Кроме того, как правило, в странах, где ведётся добыча углеводородов, цены на бензин ниже. А в Венесуэле бензин вообще разливают чуть ли не бесплатно.
Есть ещё третий фактор — налоговая политика государства. В некоторых странах очень высокие акцизы на бензин — порядка 80−90% его стоимости. А в других странах — налоги низкие. Мы сейчас уже попадаем в группу стран с высокими налогами на бензин. Это при том, что у нас есть свои энергоносители и невысокий уровень жизнь. То есть, исходя из мировой логики ценообразования, цены на бензин у нас должны быть невысокими.
У нас же пока наоборот, цены на бензин стараются поднимать при каждом удобном случае. Когда мировые цены на нефть растут, российские компании, торгующие бензином, тут же объявляют, что стоимость сырья выросла, а значит, и конечная продукция должна подорожать.
«Тюремные джамааты» предлагают отгородить от остальных заключенных
А когда мировые цены на нефть падают, то внутренние цены на «чёрное золото» тоже растут. Но теперь нам уже говорят, что таким образом нефтяные компании должны хотя бы частично компенсировать свои потери на внешнем рынке - за счёт, разумеется, российских потребителей. Эту безобразную практику необходимо прекратить.
Если бы у нас было больше конкуренции в этом секторе, то цены бы то падали, то росли, как это происходит в других нефтедобывающих странах. А у нас получается, что они только растут. Если увеличить конкуренцию внутри России и не поднимать налоги на бензин, цены будут меняться в зависимости от конъюнктуры. В том числе и снижаться. Этим должно заниматься Минэкономразвития, но оно этим не занимается.
«СП»: — После заявления Путина цены могут снизиться хотя бы в некоторых регионах?
— Пока трудно понять. Возможно, что в некоторых регионах ФАС добьётся снижения цены на 2−3%. Отчитаются, что выполнили наказ президента, и все будут довольны. Все, кроме российских автомобилистов.