Власти Британии собираются конфисковать «русские активы»
Америка начнет вводить санкции против лиц «кремлевского списка» в ближайшие месяцы. Об этом во вторник, 6 февраля, заявил министр финансов США Стивен Мнучин.
«Мы работаем над этим прямо сейчас, и в ближайшие пару месяцев это будет происходить на постоянной основе», — заверил Мнучин, выступая в комитете по финансовым услугам палаты представителей конгресса США.
Вместе с тем глава американского Минфина подтвердил, что санкции не затронут госдолг России. «Мы нацеливаем конкретные санкции на недобросовестных людей и компании», — подчеркнул он.
Таким образом Мнучин подтвердил официальный статус опубликованного 2 февраля отчета Минфина США, в котором анализируются возможные последствия введения санкций в отношении покупателей новых российских еврооблигаций и ОФЗ, то есть госдолга РФ.
Отчет является вторым документом «кремлевского доклада», посвященного реализации американского закона CAATSA 2017 года, и имеющего отношение к расширению санкций США. Нигде в документе прямо не говорится, что санкции против российского госдолга вводить не нужно. Перечислены лишь аргументы «против», которых намного больше, чем «за».
Власти Британии собираются конфисковать «русские активы»
Аргументы выглядят так: экономика России и ее финансовая часть существенно глобализованы, российский рынок госдолга (около 15% ВВП, и это низкий уровень) — один из самых крупных среди развивающихся, причем и на внутреннем рынке (ОФЗ, около $122 млрд. на третий квартал 2017 года), и на рынке евробондов ($38 млрд.) иностранные владельцы контролируют примерно по трети активов. Поэтому применение санкций против нового госдолга РФ не может задеть только российских игроков, а в случае с евробондами пострадают традиционные инвесторы в российский госдолг из ЕС.
В целом команда Мнучина считает, что на нынешнем этапе санкции против госдолга РФ — слишком сильное и неизбирательное оружие, которое лишит США возможности торговаться с Россией ради целей, обозначенных в законе CAATSA.
Заметим, расширение санкций США на госдолг РФ могло бы остановить снижение кредитных ставок, увеличить доходность по госдолгу (и траты РФ на его обслуживание), а также дополнительно девальвировать рубль.
И вот Стивен Мнучин де-факто подтвердил, что пока такой сценарий России не грозит, и отдуваться придется «плохим парням» из окружения президента РФ Владимира Путина. Напомним, в «кремлевском докладе», который Минфин США представил в конце января, оказалось 210 фамилий. В их числе сотрудники администрации Кремля, члены кабинета министров во главе с премьером Дмитрием Медведевым, руководители «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Игорь Сечин, а также 96 российских бизнесменов, чье состояние, по оценке журнала Forbes, составляет от $1 млрд.
Насколько болезненными будут новые санкции Вашингтона, какие последствия эти «точечные удары» будут иметь для экономики РФ?
— В «кремлевском докладе» 210 фамилий только в открытой части списка, а есть еще засекреченная часть, — напоминает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Открытая часть — это 96 олигархов, плюс представители политической элиты: лица из администрации президента РФ, кабмина, Госдумы и Совфеда, представители министерств и ведомств, а также политические фигуры, которые якобы могут что-то решать в Кремле. Именно по ним Минфин США намерен нанести новый удар.
Замечу, Мнучин в своем выступлении в комитете Палаты представителей отметил, что работа предстоит сложная, и она может занять «от одного месяца до нескольких». Я предполагаю, что конкретные меры в отношении фигурантов «кремлевского доклада» будут введены до 1 августа. К этому сроку, напомню, администрация президента США Дональда Трампа обязана, согласно закону CAATSA, представить новый доклад по расширению санкций.
«СП»: — О каких конкретно новых санкциях может идти речь?
— Можно предположить, что у персоналий политической части «кремлевского доклада» имеются активы за рубежом. И эти активы могут быть не оформлены непосредственно на фигурантов списка, а переданы ими в доверительное управление международным трастовым компаниям.
Сейчас, надо думать, Минфин США будет выяснять, кто и чем из фигурантов «кремлевского доклада» на самом деле владеет. Если эта работа будет успешной, активы и зарубежные счета лиц, приближенных к российскому руководству, США могут заморозить.
Аналогичная работа будет проводиться в отношении лиц из засекреченной части списка. По утечкам от американских экспертов, в нее включены родственники, ближайшие друзья и коллеги лиц, которые вошли в открытую часть списка. Американцы знают, что российские чиновники и депутаты научились ловко переоформлять собственность на детей, ближайших родственников или просто друзей — и принимают соответствующие меры. По мнению экспертов США, в закрытой части «кремлевского доклада» оказалось более 1000 фамилий.
В секретной части списка могут находиться и бизнесмены, чье состояние меньше $1 млрд., но которые, по мнению Вашингтона, связаны с Кремлем и работают на рынке США.
В отношении всех российских бизнесменов, угодивших в список Минфина США, санкции могут быть самые серьезные. Здесь речь идет уже не о скупке недвижимости на Манхэттене, чем грешат российские чиновники, а о вкладывании денег в бизнес-цепочки. И надо понимать: американский рынок, с точки зрения получения прибыли, выглядит сейчас самым привлекательным. Дивиденды в долларах, плюс политика Трампа по снижению налогов приводят к тому, что вкладывать в бизнес в Америке намного выгоднее, чем в России.
Пол Робертс о том, что в этой ситуации может предпринять Кремль
Так вот, бизнесменам из «кремлевского списка» могут как запретить торговые операции в США, так и заморозить активы или наложить арест на собственность. Плюс, нужно помнить, что многие европейские компании аффилированы с американским рынком, и примут санкции Минфина США как руководство к действию. А дальше удар может сместиться и на российский бизнес на азиатских рынках. В итоге может сложиться ситуация, при которой бизнесменам из «кремлевского доклада» нигде в развитых странах не будут рады.
«СП»: — Как это отразится на экономике России?
— Наша экономика сегодня находится в состоянии устойчивой рецессии. Из-за подросших цен на нефть мы живем без каких-либо кризисных потрясений. Так вот, по оценкам зарубежных экономистов, новые санкции против РФ могут стоить нам до 1% ВВП. Росстат оценил рост российской экономики в 2017 году в 1,5%. Это значит, санкции, в том числе в рамках «кремлевского доклада», способны «съесть» почти весь этот позитивный прирост.
На практике это означает, что экономика РФ не сможет развиваться нормальными темпами еще долгое время.