США грозят Турции санкциями за попытку Анкары приобрести лучшие российские ЗРС
Больше всего шума в связи с посланием Федеральному собранию России вызвали приоткрытые Владимиром Путиным достижения в сфере ВПК. Однако одной, даже сильнейшей армии недостаточно для того, чтобы стране оставаться великой державой. И президент вскользь упомянул об этом. По его словам, ближайшие годы станут решающими для будущего страны. «Речь идет о развитии технологий. Отставание в этой сфере недопустимо», — заметил глава государства.
По его словам, технологическое отставание несет риски утраты суверенитета. «От нас ждут сильного ответа. И мы готовы дать такой ответ» — сказал Путин.
О каком же сильном ответе может идти речь? До сих пор прожекты вроде «инновационных центров» и российских «силиконовых долин» оканчивались, по сути, ничем. Даже в такой традиционно передовой с советских времён отрасли, как космическая промышленность, по мнению многих экспертов, нарастает отставание.
Важнейшая для России авиационная промышленность тоже не может похвастаться передовыми достижениями. Поскольку в «Сухом Суперджете» — единственном гражданском самолёте, который выпускается российским авиапромом в сравнительно больших количествах, практически отсутствует отечественная авионика.
США грозят Турции санкциями за попытку Анкары приобрести лучшие российские ЗРС
Теперь на всё это накладываются западные санкции. Так откуда же взяться технологическому рывку, о котором говорил президент?
— Современный мир стал настолько сложным, что поддержание передового технологического уровня страны или союза стран требует определённых объёмов экономического рынка и значительного населения, — говорит директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. — Самый простой показатель масштаба экономики, несмотря на то, что его много критиковали экономисты — это объём ВВП. Лучших параметров пока не придумали. Все другие, вроде «уровня душевного покоя», — немного от лукавого.
И тут современные подсчёты показывают, что для того, чтобы удерживать технологическое мировое первенство, необходимо иметь рынок, в который вовлечено не менее полумиллиарда человек. Такие рынки есть у США, Евросоюза и Китая. Именно эти государственные образования, как мы видим, и являются лидирующими в технологическом плане. Все остальные страны, так или иначе, зависимы от этих трёх глобальных проектов. Та же Япония, которая в 20-м веке ещё смогла выбиться в лидеры со своими ста миллионами населения, в конце 80-х годов прошлого века начала сдавать. И все попытки японцев создать компьютеры пятого поколения закончились тем, что в итоге созданы они были в США.
Конечно, Владимир Путин хорошо информирован, что в некоторых отраслях Россия продолжает удерживать технологическое лидерство. Это — военные технологии и атомная промышленность. Отчасти мы сохраняем передовые позиции в космической отрасли. Но и там накапливается отставание. Есть и ещё с десяток менее значимых сфер, где наше технологическое отставание не столь велико.
В остальном, нам не хватает объёмов рынка, человеческих ресурсов. Даже если к 145 миллионам граждан России прибавить население Белоруссии и Казахстана, мы едва наскребём 200 миллионов человек. Этого недостаточно. Поэтому заявление Путина об опасности технологического отставания — отчасти глас вопиющего в пустыне. У России нет сейчас необходимого объёма рынка и количества граждан для того, чтобы обеспечивать технологическое соперничество с КНР, ЕС и США.
«СП»: — То есть, мы обречены на отставание?
— Рецепт преодоления — известен. В своё время им воспользовались европейские страны, которые начали с «Союза угля и стали». Впоследствии, как мы знаем, именно из этого объединения Франции и Германии вырос Евросоюз.
Поодиночке ни одна из европейских стран во второй половине 20-го века уже не могла создать суверенную и при этом передовую экономику. Можно вспомнить бесплодные попытки Маргарет Тэтчер и генерала де Голля. То есть, странам, претендующим на технологическое лидерство, необходимо создавать свои союзы, свои цепи экономической кооперации.
У России здесь вариантов для союза немного — Китай или, возможно, Индия. Правда, Индия, пока проблемный партнёр, поскольку довольно небольшая часть её огромного населения может быть отнесена к экономически активной. Остальные индусы живут за чертой бедности и заняты низкопроизводительным трудом.
Китай для нас, конечно, более предпочтительный союзник. Но надо понимать, что с ним мы можем создать не российско-китайский союз, а китайско-российский. Россия в этом союзе будет второй.
«СП»: — А без союза с Китаем…
— Мы будем продолжать технологически отставать в большинстве сфер. Правда, на мой взгляд, в этом нет ничего непоправимого. Пока у страны есть возможность себя оборонять. Наша задача-минимум на ближайшее десятилетие — сохранить те островки передового развития, которые у нас есть сейчас.
«СП»: — Тем не менее, Владимир Путин как раз видит угрозу суверенитету в технологическом отставании.
— Упомянутые мной европейские страны, например, Франция, утратили свой суверенитет по дороге, ведущей к Евросоюзу. Если рассматривать суверенитет, как сверхценность -конечно, президент прав. Но, я не исключаю, что обстоятельства будут складываться так, что мы просто вынуждены будем постепенно поступаться своим суверенитетом в ходе 21-го века. И надо сделать это так, чтобы политическое отступление максимально отвечало нашим экономическим интересам. Главное, как я уже говорил, сохранить ключевые позиции — оборонку, энергетику. Необходимо приложить все усилия для развития авиационной отрасли, поскольку при наших пространствах это ключевая сфера.
«СП»: — В чём нам придётся поступиться суверенитетом в случае упомянутого союза с Китаем?
— Китай может попросить эксклюзивных условий в рамках пресловутых соглашений по разделу продукции. Речь о добыче полезных ископаемых.
Так же он добивается от нас выгодных для себя концессий для того, чтобы проложить через Россию часть Нового шёлкового пути. В современном мире утрата суверенитета носит преимущественно экономический характер. В какой-то мере, это произошло уже в нашей авиационной отрасли. Да, мы возобновили производство своих гражданских самолётов, но большая часть авионики в них уже производится на Западе.
Депутаты требуют признать реальность и разорвать «Большой договор» с Киевом
Что касается Китая, то поступившись в одном, мы, конечно, должны требовать компенсации в чём-то другом. В том же доступе к китайским высоким технологиям, которые неизбежно будут появляться.
Я лично считаю, что Китай-то как раз готов к китайско-российскому союзу. Это их стратегическая цель — сформировать круг друзей. Однако Россия со своими попытками до недавнего времени угодить и Западу, и Востоку производит на Пекин впечатление ненадёжного союзника. В то время, как в ближайшие десятилетия главное мировое противостояние будет происходить между США и КНР.
«СП»: — Если уж нам так необходим экономический союз, охватывающий страны с общим населением не менее полумиллиарда человек, то почему бы нам не усилить попытки интеграции постсоветского пространства? Если ещё «пристегнуть» к нему Иран, Сирию, как раз получится близко к требуемой численности населения.
— К сожалению, пока наша элита не показывает решительности в отстаивании национальных интересов. Когда в 2014 году можно было вернуть как минимум половину Украины в сферу российского влияния, этого не было сделано.
У нас большая часть элиты всё ещё мыслит категориями, что Россия — это страна, которая нужна только для того, чтобы добывать углеводороды и другие полезные ископаемые. Что-то вроде Канады. Проблема только в том, что у России население почти 150 миллионов человек, а не 36 миллионов, как в Канаде.
История последней четверти века показала, что нам «жить с трубы» невозможно. А российская элита по большей части по-прежнему хочет жить с трубы.
Конечно, создание экономического союза с большей частью постсоветских республик — это то, что само собой напрашивалось, когда речь шла о перспективах сохранения России, как великой, технологически передовой державы. Эта линия была полностью торпедирована после событий 2014 года, когда российская элита испугалась взять на себя ответственность за Новороссию.