Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Санкции
5 мая 2018 10:02

«Антонов» спикировал на Кремль

Украина в ICAO ищет управу на Россию

13104
Материал комментируют:

«Воздушная война» между Киевом и Москвой набирает обороты. Госавиаслужба Украины направила в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) жалобу на Росавиацию. «Незалежная» недовольна тем, что власти РФ выдавали разрешения на полеты Ан-24, Ан-26, Ан-74 и Ан-124−100 «Руслан» без привлечения концерна «Антонов». Об этом 4 мая сообщил «Коммерсант».

По информации издания, в жалобе украинская сторона указывает, что во времена СССР участие конструкторского бюро в процедурах продления летной годности было обязательным. Игнорируя эту практику, считает Киев, Росавиация создает «опасный прецедент, несущий угрозу жизни, здоровью, экологии и инфраструктуре» стран, где работают российские самолеты «Ан».

Надо сказать, что судов КБ «Антонов» в России около 400. По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИГА), это, в основном, Ан-24 и Ан-26 (236 штук). Согласно международным законам, эксплуатационный ресурс воздушных судов нужно продлевать у производителя — считается, что только он обладает для этого сертификатами и допусками. Но после вхождения Крыма в состав России авиационное сотрудничество Москвы и Киева резко осложнилось. В результате продление летной годности самолетов стало настоящим камнем преткновения.

Читайте также

В ноябре 2017 года стало известно, что российская грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» и ГП «Антонов» ведут закрытые переговоры по продлению летной годности Ан-124−100 «Руслан» — крупнейшего в мире грузового гражданского «борта» (у российского перевозчика 12 «Русланов»). По условиям «Антонова», процедура продления ресурса Ан-124−100 должна производиться после каждых 4 тыс. летных часов, хотя сам назначенный ресурс гораздо больше — 50 тыс. часов, 10 тыс. полетов и 45 календарных лет.

Российская сторона предлагала тогда размен: Росавиация получает право продлевать летную годность воздушных судов «Ан», а Украина — право следить за эксплуатацией судов КБ Ильюшина.

Но «Антонов» выступил категорически против. «Любая попытка передать функции организации, ответственной за типовую конструкцию, другому предприятию при наличии разработчика грубо противоречит стандартам ICAO, а также авиационным правилам и нормам ЕС, США, Украины и РФ», — заявляли в украинском концерне. И пригрозили снять с себя ответственность за безопасную эксплуатацию самолетов на международных линиях.

Прошлым летом стало ясно, что «Антонов» продлевать сертификат о летной годности российских «Ан» не собирается. В итоге, Росавиация выдала сертификат разработчика и сертификат на изменение типовой конструкции Ан-24/26 ГосНИИГА, назвав это решение «вынужденным». Те же полномочия по «Русланам» получила немецкая AMTES GmbH (входит в группу «Волга-Днепр»).

Казалось, в споре поставлена точка. Но теперь конфликт по инициативе Киева вышел на международный уровень. Но если ICAO поддержит украинскую сторону, Россия может ответить зеркально.

Как отмечают эксперты, ВС Украины по-прежнему используют самолеты «Су», «МиГ» и Ту-134, и без находящейся в РФ техдокументации украинская сторона не может продлевать их ресурс. Кроме того, к Киеву могут быть предъявлены встречные претензии: в отсутствие сопровождения со стороны разработчика МВЗ им. М. Л. Миля на Украине эксплуатируют вертолеты марки «Ми», в том числе для поддержки миссий ООН.

Что стоит за конфликтом в ICAO, удастся ли Киеву навредить Москве?

— В СССР комплектующие для самолетов КБ Олега Антонова, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Александра Яковлева производились на заводах по всей стране, во всех республиках, — отмечает заместитель министра Гражданской авиации СССР (1983−1991 годы), заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — Причем, именно воздушные суда «Ан» выпускались тысячами, потому что самолеты были удачнейшими.

Я это смело говорю, потому что в 1960-е одним из первых в стране осваивал Ан-24. После поршневого Ил-14 этот самолет поражал нас, пилотов, своей инновационностью.

Турбовинтовой, с двумя двигателями, берущий на борт 52 пассажира и летящий со скоростью 460 км/час. В любых условиях — при обледенении, ночью. Приборное оборудование — великолепное. Прибавьте к тому, что Ан-24 — единственный в мире самолет такого класса, который садится на грунт, лед и снег. Самолетов с такими характеристиками нет до сих пор!

Конечно, самолеты «Ан» пользовались большим спросом. Но история нашей страны шла своим маршрутом. И когда СССР распался, распалось и производство самолетов.

Самолетам плевать на революции. Чтобы они летали, нужно поддерживать их летную годность. Эта процедура строго регламентирована международными документами. Просто так, отклонившись от жестких регламентов, никто не вправе выпустить в небо самолет. Нужно вовремя менять детали, выработавшие свой ресурс — у воздушного судна их тысячи. Необходимо периодически проходить так называемые «малые», «средние» и «большие» ремонты, когда самолет практически полностью разбирается.

Россия, как цивилизованная страна, регулярно призывала Украину совместно работать над поддержанием летной годности воздушных судов типа «Ан». Потому что де-юре оказалось, что «Антонов» принадлежит «незалежной». Москве и Киеву многое удалось сделать. Благодаря этому в России до сих пор летают Ан-24 и Ан-26.

Но со временем сам «Антонов» начал сокращать выпуск комплектующих: в условиях деградирующей украинской экономики это стало невыгодным. Кроме того, чем дальше, тем чаще рутинная авиационная процедура становилась для Киева инструментом политики.

В итоге Россия — а ряд наших заводов продолжал выпускать комплектующие к самолетам «Ан» — приняла решение продлевать ресурс этих воздушных судов, основываясь на собственном опыте.

«СП»: — Почему эпицентром конфликта стал вопрос о продлении летной годности Ан-124−100?

— Это уникальный самолет. Нет больше в мире крылатых машин, которые способны взять на борт столь тяжелый (до 120 тонн) крупногабаритный груз, и доставить его, к примеру, из США в Австралию без промежуточной посадки.

Спрос в мире на такие грузоперевозки огромен. Альтернативный способ доставки подобных грузов один — морской. Но на него уходят месяцы, вместо 10−12 часов. Для бизнеса такая возможность — палочка-выручалочка.

И надо понимать: Россия имеет за плечами огромный опыт поддержания летной годности Ан-124. Мы делаем и капремонты этих воздушных судов, и производим к ним некоторые запчасти и механизмы.

Но Украина политизировала и это направление сотрудничества. Киев упорно отказывал нам в праве продлевать ресурс Ан-124, и на выпуск запчастей к нему.

И вот теперь Украина предъявила нам претензии уже в ICAO: якобы Россия без согласия национального КБ продлевает сроки эксплуатации самолетов.

Читайте также

«СП»: — Чем грозит эта жалоба России?

— Если брать по-крупному, ресурс самолетов Ан-24 и Ан-26 на исходе. Наш Минпром, по личному распоряжению президента Владимира Путина, работает над тем, чтобы восстановить производство Ил-114, и тем самым закрыть потребности в самолетах такого типа. В результате, я считаю, мы ничего не потеряем, если полеты Ан-24 и Ан-26 будут остановлены.

Честно говоря, при нынешнем внутреннем объеме грузоперевозок, мы не слишком потеряем, даже если остановят полеты Ан-124.

Да, кое-что мы потеряем. Но Украина — это надо четко понимать — при таком раскладе потеряет все. Все остатки своей авиационной промышленности, все большие и малые заводы, которые пока еще производят авиационные комплектующие, электронику и двигатели. Все эти предприятия Киев будет вынужден закрыть — так сказать, назло Москве.

Кроме того, если нам придется зеркально отвечать, Украина гарантированно лишится и российских вертолетов, которые в «незалежной» эксплуатируются в массовом порядке, и военных «Су» и «МиГов». В этой ситуации, повторюсь, всего лишится именно Украина, но никак не Россия.

Новости политики: Украина вводит новые санкции против российских граждан

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня