13 программ должны обеспечить рывок в развитии России
17 мая Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об антисанкциях. Документ содержит запрет на ввоз американской сельскохозяйственной, алкогольной и табачной продукции, а также подразумевает приостановку сотрудничества России и США по атому, авиастроению и ракетным двигателям. За принятие законопроекта проголосовали все фракции.
Это значит, Москва готовится нанести контрудар Вашингтону. И вовремя. 16 мая президент США Дональд Трамп дал распоряжение госсекретарю Майку Помпео подготовить план введения новых санкций на случай нарушения РФ договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
«Я делегирую госсекретарю в координации с министром финансов, министром обороны, министром торговли и директором национальной разведки функции полномочия, имеющиеся у президента, в соответствии с разделом 1244©, пункты 1−4 Закона о военном бюджете США на 2018 финансовый год», — говорится в распоряжении на сайте Белого дома.
В качестве ограничительных мер предлагаются блокировка любых транзакций, связанных с собственностью на территории США, запрет въезда в США и невозможность получить визу для въезда, аннулирование уже имеющихся виз. За несколько дней до этого комитет Палаты представителей Конгресса США по делам вооруженных сил одобрил меру, которая позволит Трампу выйти из договора о РСМД, если Москва его нарушит.
13 программ должны обеспечить рывок в развитии России
Напомним: США с 2014 года утверждают, что в 2008—2011 годах российские военные в нарушение договора испытывали на полигоне Капустин Яр крылатую ракету наземного базирования на дальность более 500 км (речь идет о 9М729). В феврале 2018 года Трамп поручил руководителям Госдепартамента, Пентагона и Национальной разведки подготовить отчет о возможных нарушениях Россией договора о РСМД и договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) путем развертывания баллистической ракеты РС-26 (о ней рассказывал в ходе послания Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин при упоминании гиперзвукового маневрирующего блока «Авангард»).
В свою очередь, в Москве утверждают, что США нарушают договор о РСМД тремя способами: размещая в Европе пусковые установки противоракет (Мк 41), которые могут быть использованы для размещения крылатых ракет (в 1987 году Москва и Вашингтон обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней и меньшей дальности, а также не иметь таких ракет в будущем); используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования; наращивая производство и применение ударных беспилотников.
И вот теперь, надо думать, нас ждет стандартный вариант: Вашингтон обвинит Москву во всех смертных грехах с привязкой к договору о РСМД, а потом введет новую порцию санкций. Это позволит еще сильнее придушить экономику РФ и освободить место на мировых рынках для растущей экономики США, а также усилить международную изоляцию Москвы и сократить ее возможности вести против Вашингтона геополитическую игру.
Для рядовых же россиян новые санкции США, скорее всего, означают дальнейшее обеднение из-за ослабления рубля. По подсчетам РАНХиГС, санкции, введенные против России в апреле, уже привели к снижению курса рубля к доллару почти на 11%. И это при том, что цены на нефть за это время выросли на 10%. Если стоимость барреля в ближайшее время просядет, считают в РАНХиГС, курс доллара может уйти выше 70 рублей, а инфляция вновь станет двузначной. Ужесточение санкционного режима делает сценарий с обесцениванием рубля и разгоном инфляции практически базовым.
— Трамп ужесточает санкции, исходя из стратегических соображений, и поводы здесь не имеет значения, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Конца этому ужесточению не будет, поскольку США санкции коммерчески выгодны. Из-за коммерческих интересов США Трамп развязал торговые войны с кем только возможно — Китаем, ЕС, даже с союзными Мексикой и Канадой. Санкции в такой ситуации — удобный способ не вдаваться в объяснения. Никто не возразит: раз страна является противником США, нужно вводить ограничительные меры — по чисто политическим причинам.
Все новые и новые санкции в отношении России позволяют США убедить мировой рынок, что РФ — партнер, с которым лучше не связываться. В такой ситуации только самые рискованные инвесторы будут иметь дело с Россией, мировые банки станут ужесточать условия финансирования, а наши торговые контрагенты — условия сотрудничества. В результате, ухудшение для экономики России будет по всем направлениям.
«СП»: — В новом пакете американских санкций речь идет о блокировке любых транзакций, связанных с собственностью на территории США. Это серьезная угроза для нас?
— Блокировка транзакций, скорее всего, распространится и за территорию США — на страны, которые состоят с Америкой в альянсе. Более того, блокировки ряда транзакций, скорее всего, уже происходят — просто мы об этом доподлинно не знаем.
13 мая стало известно, что российским компаниям под санкциями позволят не возвращать экспортную валютную выручку в Россию. Как заявил замминистра финансов Алексей Моисеев «Интерфаксу», «эти предложения согласованы и, надеюсь, в ближайшее время будут реализованы».
Такой шаг на первый взгляд кажется абсурдным. В условиях санкций, казалось бы, логичнее вернуть всю валютную выручку в Россию, а сами компании вывести из офшоров. Почему Минфин действует иначе?
Я считаю, российские власти считают, что многие средства за границей уже невозможно вернуть. Этими средствами нам разрешают пользоваться только на Западе — переводить их с одного западного счета на другой, из одного офшора в другой. Но только не возвращать их в Россию.
Получается, транзакции блокируются даже в ситуации, когда официальное решение об этом не принято. Поэтому у меня нет сомнений, что США такую блокировку введут.
Американцам это дополнительно поможет вытолкать Россию с рынков — и в энергетической отрасли, и в финансовой сфере. В идеале, американцы хотели бы убрать Россию отовсюду — будто ее и не было.
Параллельно Вашингтон решает задачу привязки европейской экономики к американской. Интерес понятен: чем сильнее сужается сотрудничество Европы и России в поставках энергоносителей, тем шире возможности у энергетических компаний США. Замечу, этот интерес был одной из коммерческих причин событий на Украине 2014 года — американцы хотели отрезать Россию от Украины, и стратегически подтолкнуть ситуацию к созданию единого американо-европейского энергетического рынка.
«СП»: — Как новый пакет санкций отразится на российской экономике?
— Рубль дополнительно просядет. Скрытая девальвация российской валюты уже произошла, просто мы этого не заметили из-за роста цен на нефть. Если Америка ужесточит санкции, и одновременно цена не нефть пойдет вниз, перспективы рубля становятся совсем незавидными.
Никаких дополнительных источников бюджета — для исполнения того же «майского указа» — я не вижу. В таких условиях для правительства РФ единственным источником денег окажется печатный станок.
«СП»: — Что мы можем противопоставить Америке?
— Вашингтон наращивает давление, поскольку видит, что экономическая политика РФ не меняется. У России нет суверенной финансовой системы — нет механизмов, позволяющих трансформировать в проекты накопления и сбережения, которые есть в стране. Нет и механизмов создания условий для инвестирования внутри РФ — все в нынешней российской экономике завязано на западные кредиты.
Кроме того, Москва наращивает резервы на Западе в ценных бумагах — в то время как обязательства российских компаний перед Западом неуклонно уменьшаются. В итоге получается, что мы вывозим за рубеж огромные деньги, и Запад потенциально может их блокировать.
Эффективно отвечать в такой ситуации нужно не контрсанкциями, а кардинальной перестройкой собственной экономики.
России необходимо наконец понять: никто в США не станет отменять санкции, поскольку это приносить американцам выгоду и коммерческую перспективу. Это означает, нам нужно научиться жить с минимальной вовлеченностью в западную экономику.
Кого из правительства ждет «ссылка» в регионы
Ситуация может поменяться в благоприятную для РФ сторону только в одном случае: если спустя продолжительное время Запад увидит, что российская экономика нормально функционирует сама по себе. Обеспечивает себя продовольствием, одеждой, медикаментами, и демонстрирует высокий уровень технологического развития. И давить на нее бесполезно.
Но пока Россия ничем не показывает, что она самодостаточна. Дело, к сожалению, ограничивается громкими политическими заявлениями на эту тему.
— Новые санкции США будут, прежде всего, давить на российскую элиту, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Я имею в виду ту часть элиты, которая имеет бизнес-интересы в Америке. Некоторые представители нашего истеблишмента не вывели активы из США, более того, продолжают там на что-то рассчитывать. Но санкции чем дальше, тем сильнее напоминают снежный ком, катящийся с горы — они обрастают все новыми вариантами. И рассчитывать на их смягчение не стоит.
Что до российского ответа, наши контрсанкции могут оказаться весьма неприятными для американской экономики. Прежде всего, это касается сотрудничества в космической отрасли и ракетном двигателестроении. Думаю, от действий Москвы пострадают и интересы американской бизнес-элиты, которая занимается поставками в РФ сельхозпродукции — без нее мы можем легко обойтись.
Многое, конечно, будет зависеть от того, насколько жестким останется российский законопроект об антисанкциях к третьему чтению. Важно, я считаю, сохранить в нем заряженность на борьбу: пришло время и нам ударить кулаком по столу.
Новости экономики: Китай направит в Петербург высокопоставленную делегацию для участия в ПМЭФ