
27 января Госдума создала парламентскую группу по разработке поправок в законодательство для восстановления сбережений россиян. Основная ее задача: решить вопрос компенсации советских вкладов граждан, потерянных в годы гайдаровских реформ. В группу войдут 13 депутатов от всех фракций, а возглавит ее председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник.
Резник уже успел похвалиться, что в портфеле комитета находится целый пакет законопроектов, которые призваны решить проблему советских дореформенных вкладов. Правда все они «с бородой» — внесены еще в 1996—2002 годах, некоторые из них уже были отклонены президентом или Советом Федерации. Но глава финансового комитета не унывает: «необходимо расчистить площадку с тем, чтобы работать над новым законом».
Что же за законы хранятся под сукном у председателя, насколько они полезны? Об этом «СП» рассказал член комитета по финансовому рынку Павел Медведев.
— Это законопроекты были написаны очень давно, еще в позапрошлом составе Госдумы. Они исходят из некоторой, на мой взгляд, не очень удачной идеи создания фактически новой валюты — целевых казначейских обязательств. К которым в свою очередь нужно привязать вклады в Сбербанке, сделанные до 20 июня 1991 года, и пересчитывать их в этих казначейских бумагах каждый год.
«СП»: — И выдать эти бумаги советским вкладчикам. А что нельзя все сделать как-то попроще?
— Мне тоже кажется все это странным, ведь существуют современные рубли, в которые можно пересчитывать вклады. Зачем нужна какая-то промежуточная валюта?! Наверное, авторы просто старались придумать что-то оригинальное, что на их взгляд является ценностью. Но настоящей ценностью служат реальные деньги, которые могли бы получить вкладчики. Поэтому, на мой взгляд, весь этот набор законов безнадежен, и исправить их невозможно.
«СП»: — А что же тогда делать?
— Все что можно здесь сделать, регулярно делает Государственная дума, принимая очередной бюджет и закладывая в него суммы расходов на выплаты по советским долгам. Эти выплаты проводятся начиная с 1996 года. Они, конечно, недостаточные, но с каждым годом растут. И если сравнивать с Украиной, которая сразу рассчиталась со своими гражданами, и которую часто приводят в пример, то оказывается, что она заплатила в качестве полной компенсации суммы, в разы меньшие, чем мы выплачиваем за год. Например, в прошедшем году советским вкладчикам было выплачено 70 млрд. рублей, на 2010 и 2011 годы намечены выплаты в размере 85 млрд. рублей, а в 2012 — уже 100 млрд. рублей.
«СП»: — И сколько еще осталось выплатить, чтобы полностью рассчитаться?
— Ничего не осталось. Дело в том, что компенсации выплачивают постоянно в несколько раз большие, чем вклады, но суммы на счетах не уменьшаются. Например, в 2010 году выплаты будут происходить таким образом: если у человека до 20 июня 1991 года было на книжке 1,5 тыс. рублей, а он родился раньше 1945 года, ему выплатят три суммы вклада — 4,5 тыс. рублей. Но на счете останется та же сумма — 1,5 тыс. рублей. Потому что выплачивают не деньги со счета, а компенсацию. А вот если человек родился в период с 1946 по 1991 год, ему заплатят две суммы вклада.
«СП»: — Выходит, будут платить понемногу, но вечно?
— Получается так. И это, на мой взгляд, не очень хороший способ расчета. Сейчас напряжение в обществе в связи с советскими вкладами снижается, но по причине того, что старшее поколение постепенно уходит из жизни. А держателей вкладов еще остается много миллионов человек, и эти небольшие компенсации снижают социальное напряжение. Это очень болезненный вопрос для правительства, которое ввязалось в такую систему выплат, которые вечно будут предварительными, — они так и называются. Система такова, что у правительства нет возможности поставить точку.
«СП»: — А почему бы не завершить выплаты разом? Пусть Центробанк — основной владелец Сбербанка, напечатает сколько надо денег и рассчитается сразу по всем долгам.
— Здесь возникает простой вопрос: сколько нужно заплатить, чтобы полностью рассчитаться с вкладчиками? Авторы законопроектов, о которых мы говорили, предполагают, что есть какой-то справедливый коэффициент, на который можно умножить вклады. Но на самом деле такого коэффициента не существует. Можно, конечно, умножить рубль на 15, чтобы получить суммы 1991 года в пересчете на наше время. Но нужно учесть, что покупательная способность рубля тогда была другая, причем, совершенно разная по разным товарам. Например, человек накопил деньги на автомобиль, который тогда стоил 6−7 тыс. рублей, а сейчас он стоит 6−7 тыс. долларов. Значит, надо умножить его вклады не на 15, а на 30. А если он собирал деньги на двухкомнатную квартиру, которая стоила 20 тыс. рублей, а сейчас ее можно купить только за 16 млн. рублей? Насколько нужно умножать, почти на 1000? И как вы будете компенсировать людям их вклады, чтобы было справедливо, по какому из этих коэффициентов? Вот и получается, что альтернативы нет. Поэтому, скорее всего, все останется по-прежнему.
Хочется добавить, что на самом деле, правительству так спокойнее — выплачивать каждый год пенсионерам по семь копеек компенсации, и думать ничего не надо. И все разговоры о «восстановлении» вкладов, как водится, останутся на уровне разговоров — на публику. А там, «либо ишак сдохнет, либо шах помрет».