Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
1 февраля 2010 16:11

Холодные электрички 2010 года стремительно дорожают

Глава РЖД на своем «Гольфстриме» от рассерженных пассажиров завтра улетает на Олимпиаду

98

Скандал с подорожанием проезда в пригородных электричках Москвы набирает обороты. Похоже, что то гражданское общество, об отсутствии которого долго говорили в нашей стране, потихоньку начинает зарождаться.

Итак, на прошлой неделе вступили в силу новые правила установления тарифов в пригородных поездах. Теперь за одну зону в Подмосковье пассажиру нужно заплатить 16,5 руб. плюс 26 рублей за пересечение границы с Москвой. Для сравнения: в 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья.

Защитники прав потребителей подали в суд на РЖД. По их словам, стоимость билетов для пассажиров с начала года поднималась уже трижды. Но это еще не все. Пассажиры, заплатившие втридорога за проезд, жалуются, что в морозы в электричках либо совсем не топят, либо обогревают не все вагоны. В этом случае машинисты предупреждают пассажиров, какие именно вагоны не отапливаются «по техническим причинам». Например, в электричках Октябрьской железной дороги машинисты практикуют «выборочное отопление». Постоянные пассажиры знают, в какое время ходят «теплые», а в какое — «холодные» электрички. Трехкратное повышение цен за такое обслуживание выглядит натуральным издевательством над людьми.

По данным ОЗПП, резкое увеличение цен за проезд затронуло интересы более трех миллионов пассажиров, регулярно пользующихся услугами подмосковных пригородных электропоездов. Общество подало исковое заявление в Савеловский районный суд Москвы с требованием признать действия ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» противоправными. Третьи лицом по делу привлечено правительство Москвы, с попустительства которого происходят подобные нарушения прав пассажиров.

В свою очередь, пассажиры электричек устроили акцию протеста в Живом Журнале. Пользователи ЖЖ стали размещать на своих страницах баннер с вопросом: «Почему стоимость проезда в электричках подорожала более, чем в два раза?»

- Про улучшение сервиса (хотя бы просто с человеческим лицом) говорить даже не приходится: огромные очереди в час пик (кстати, РЖД недавно заставил вставать в очередь даже ветеранов войны, котроые раньше по соцкарте ездили), неотапливаемые вагоны, в результате чего пассажиры сами заклеивают щели в рамах скотчем, фольгой или затыкают бумажками, сами вытирают грязь с сидений чтобы сесть, и много другое…

— Было бы понятно, если бы установив такую цену, железнодорожники ликвидировали бы длинные очереди у касс в «часы пик» и пустили новые, чистые, отапливаемые поезда с сидячими местами, — пишет инициатор акции Евгений Лавров из Красногорска. — Сейчас, когда приходится ездить на электричках в давке, грязи и холоде, максимальная цена дороги до Москвы не должна превышать 25 рублей.

— С учетом подорожания с 1 января проезда на метро с 22 до 26 рублей и в автобусе — с 20 до 24 рублей, общая стоимость моего проезда до работы и обратно составляет теперь 185 рублей! А в месяц я теперь переплачиваю более чем 1500 рублей. А зарплату мне не повышают уже 3 года и вряд ли повысят в ближайшем будущем! Про повышение тарифов ЖКХ я вообще молчу. Вот такие у нас «социальные гарантии государства»!

За два дня баннер в своих дневниках разместили более 500 пользователей ЖЖ. Запись с призывом к электронному протесту собрала более 800 комментариев. Общая аудитория, по подсчетам Лаврова, составила десятки тысяч человек. Эти цифры все время увеличиваются, так как пользователи продолжают обсуждать тему с читателями своих дневников. Читатели отправляют письма в ФАС и даже оставили сообщение в блоге президента Дмитрия Медведева.

В результате ФАС заинтересовалась этим вопросом, уже целую неделю служба «изучает» проблему подорожания проезда в подмосковных электричках. Однако пока не осмеливается говорить о возбуждении дела в отношении РЖД.

— Дело в том, что ФАС заинтересовалась именно самим повышением цен, у нас же основанием для иска является то, что РЖД поторопилось с их повышением, — пояснила пресс-секретарь ОЗПП Юлия Шарапова. — Постановление было принято о повышении цен с 1 февраля, а по факту они повысились гораздо раньше. Только к этому в действиях РЖД мы реально можем придраться, признать эти действия незаконными и заставить вернуть пассажирам деньги, переплаченные за билеты и проездные. Здесь факт налицо, и мы надеемся, что суд мы выиграем. Саму процедуру возврата еще нужно будет обдумывать. Ведь никто не сохраняет билеты. Проще вернуть деньги тем, кто покупал проездные по пластиковой карточке. Ну а само повышение цен — насколько оно оправдано, мы будем оспаривать уже с помощью ФАС, только они здесь имеют полномочия.

РЖД не дает никаких комментариев по этому поводу. Обещанная пресс-конференция, посвященная обоснованию росту тарифов, откладывалась несколько раз. Возможно, молчание РЖД объясняется трудными переговорами с властями Москвы и ФАС. Известно, что в пятницу власти Москвы, Подмосковья и МЖД собирались на совещание по этому вопросу. Но чем закончились переговоры, неизвестно.


Деньги съел «Сапсан»

РЖД закупило у Siemens супердорогие поезда «Сапсан», стоимостью 276 млн. евро. На всю программу обеспечения движения этого немецкого «паровоза» РЖД потратило 27,4 млрд. рублей — половину той суммы, которая пошла на обновление подвижного состава в 2009 году. На деньги, которые были потрачены на «Сапсан», можно было закупить 160 локомотивов и 300 с лишним пассажирских вагонов для обновления раздолбанного подвижного состава РЖД. А заодно и «модернизировать» систему отопления в электричках.

Президент РЖД Владимир Якунин имеет в своем распоряжении реактивный «Гольфстрим» — самый большой персональный самолет американской корпорации Gulfstream Aerospace. «Гольфстрим» отличается очень высокой дальностью полета и столь же высокой ценой — более 35 млн. долларов. Среди российских олигархов, такую игрушку может себе позволить только владелец «Русала» Олег Дерипаска, занимающий первую строчку в списке отечественных долларовых миллиардеров журнала Forbes. Но Якунин ведь не миллиардер, не владелец РЖД, а просто топ-менеджер, нанятый государством, поэтому самолеты он покупает на деньги компании, то есть, фактически — на бюджетные деньги.

Кстати, как сообщил наш источник, не дожидаясь результата разборок с ОЗПП и ФАС — пока суд да дело — глава РЖД на своем «Гольфстриме» завтра улетает в Ванкувер на Олимпиаду, до которого эта заморская «птичка» запросто долетит без посадок.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня