Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
13 июля 2018 18:47

Порошенко научит Европу, как надо торговать русским газом

Киев предложил Брюсселю перенести точку закупки топлива на границу с РФ

7784
Материал комментируют:

Разгуливая под руку с участниками саммита НАТО в Брюсселе, Петр Порошенко так и не смог сравниться с ними по степени реального влияния на дела Европы. Его идеи о новой газовой логистике на континенте выглядели, скорее, беспомощными и плохо реализуемыми на практике.

По словам Порошенко, «наиболее эффективным было бы, если бы Украина, как часть Европы, покупала российский газ на российско-украинской границе», что обеспечило бы энергетическую безопасность и прекратило любые инсинуации. Он также сообщил, что в ходе саммита была выработана общая позиция по следующему этапу интеграции Украины в Европейский энергетический союз.

Разумеется, Порошенко в очередной раз подверг критике российский газопровод «Северный поток-2». «Это никакой не экономический проект, проект абсолютно политический. Цель проекта — нанести удар по Украине и по многим другим членам Европейского союза и членам НАТО», — уверен киевский гость.

Разумная диверсификация газовых поставок, которую запланировала и методично реализует Москва, нервирует Порошенко. «Зачем тратить десятки миллиардов долларов, чтобы сделать европейскую экономику менее эффективной, менее конкурентоспособной, а энергетическую политику Европейского союза более зависимой от России?» — вопрошал украинский президент.

Возбуждение Порошенко легко понять. Противником «Северного потока-2» является также Дональд Трамп, который присутствовал на саммите. Президент США даже назвал Германию «заложницей России» из-за упорного стремления Берлина самостоятельно заботиться о своей энергетической безопасности.

Отметим, что идею о смене точки закупки Киев высказывает не в первый раз. По словам директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, европейские покупатели всегда были против этого. При нынешней системе, ответственность за транзит по территории Украины несет «Газпром», а при переносе точки учета на восток ответственность ляжет на западные страны. Зачем им это надо?

Читайте также

— У Киева нет контрактов на поставку газа в Европу. Они есть у «Газпрома». Соответственно, «Газпром» и поставляет газ в Европу. Украина этого делать не может, — продолжает тему директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ну да, идея о переносе точки закупки газа на восточную границу Украины озвучивалась, и пускай он там весь продается, но понятно, что практического смысла она не имеет.

«СП»: — Почему?

— Дело даже не в том, входит Украина в ЕС или нет, а в том, что у России нет точек закупки газа, например, и на границе Белоруссии и Польши, которая входит в ЕС. Покупатели в Европе заключают контракты на поставку. Соответственно, туда газ и поставляется. Это нормальная практика. И Россия, и Норвегия, и Алжир, и другие поставщики заключают контракты с конкретными покупателями, после чего идут поставки. Есть те, кто предлагает товар, есть те, кто покупает. Эта схема касается не только газа, а любого товара. Предложение Порошенко малопонятно.

«СП»: — Видимо, Порошенко выступал не как представитель страны-транзитера, зажатой между Европой и Россией, а как представитель самой Европы, ее части…

— В последнее время много странных высказываний, не имеющих экономического смысла, а имеющих какие-то политические цели. Пусть тогда Европа покупает катарский газ где-нибудь в Латинской Америке…

«СП»: — А разве «Газпрому» не было бы выгодно продавать газ на российской западной границе? И спихнуть таким образом с себя ответственность за нестабильный транзит по Украине?

— Возникает вопрос: кому продавать? Например, концерн BMW хочет для своего производства закупить газ. Этот газ концерну нужен на входе в завод. И он заключает с поставщиком контракт именно об этом. Ему неинтересно закупать газ на западной границе России, а потом гнать его неизвестно как до своего завода через украинскую территорию, столкнуться с тем, что там есть проблема неравномерности потребления, загрузки труб. Понимать, что на самом деле газ надо было отбирать в ПХГ (подземное хранилище газа) и т. д. Концерн BMW с ума сойдет.

Еще пример… Представьте, что вы хотите купить клубнику. Приходите на рынок, выбираете и покупаете клубнику. А представьте, что вы там заплатите деньги, а вам скажут, что ваша клубника находится где-то в Краснодарском крае? Забирайте, как хотите. Это разве нормально? Каждый должен заниматься своим бизнесом. Покупатель хочет получить нужный ему товар у себя, а не где-то далеко и не разбираться с проблемами по доставке.

К тому же все мы прекрасно знаем, в каком состоянии находится украинская газотранспортная система (ГТС). И европейцы, и сами украинцы говорят, что в нее надо вложить много миллиардов долларов, чтобы она продолжала функционировать.

«СП»: — Когда-то это была часть большого советского газового хозяйства…

— Надо понимать, что «Газпром» не просто поставляет газ в Европу. Он имеет несколько маршрутов поставки. В случае ремонта одного маршрута, он перераспределяет потоки в пользу других. «Газпром» имеет целую сеть ПХГ в Европе. В зависимости от холодной или теплой погоды в эти ПХГ газ то закачивается, то откачивается. То есть, это мощная система, которая в совокупности позволяет не зависеть от технологических, погодных и прочих рисков и обеспечить нормальные поставки. Но это только в совокупности! Поставки по одной трубе нивелируют надежность.

«СП»: — Поэтому и пришлось взяться за «Северные потоки», за «Турецкий поток»?

— Скорее, это имеет отношение к обеспечению лучших экономических условий поставок. Это выгоднее, чем транзит через Украину. Так, первая ветка «Турецкого потока» направлена на турецкое потребление. Газ напрямую идет из России в Турцию, что проще, чем гнать его через Украину, а потом через Балканы. Ну, а «Северный поток» связан со смещением ресурсной базы на север. То есть, тут, прежде всего, экономика. А под эту экономику уже развивается инфраструктура. Кстати, в момент распада СССР самая мощная сеть ПХГ была как раз на Украине. Но с того времени она не только не увеличилась, но и уменьшилась, а в России напротив выросла в несколько раз.

Читайте также

«СП»: — То есть предложение Порошенко — это попытка подменить экономику политикой?

— Это попытка через подобные информационные вбросы привлечь внимание к украинской ГТС. Сейчас уже и европейцы, и американцы, и россияне потеряли к ней интерес. Можно сказать, ее списали. Лет пятнадцать назад была попытка создать консорциум с участием американцев, европейцев и России и таким образом снять риски. Но Киев тогда заблокировал участие российской стороны. После этого западники отказались, так как понимают, что любая ГТС не может работать, если гарантии сбыта есть, а гарантий поставок нет. Без России это никому не интересно.

«СП»: — Кажется совсем «убивать» украинскую ГТС Москва не собирается. Путин обещал сохранить хоть какой-то транзит…

— Это были переговоры с Европой. Шла речь о том, что 10−15 млрд. кубометров транзита через Украину (общий объем украинского транзита около 100 млрд. кубометров — авт.) целесообразно сохранить, поскольку ряд стран, подключенных со стороны Украины нуждаются в поставках. Та же Молдавия. Они на данный момент не имеют альтернативного маршрута. Естественно, Россия заявляла, что готова продолжать поставки туда, но на приемлемых условиях. Если Украина в двадцать раз поднимет тариф, поставок не будет — проще зайти со стороны Европы.

Напомню, договор с Украиной заканчивается в 2019 году. Тогда же будет введена ветка «Северного потока-2» и закончена первая часть «Турецкого потока».


Новости экономики: Порошенко обещает спасти Европу от «Северного потока-2»

Нефть и газ: Генсек НАТО сделал важное заявление по «Северному потоку-2»

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня