18+
воскресенье, 4 декабря
Экономика

Государственная программа «автохлам» пошла в народ

Но лишь меньше половины россиян, имеющих старые авто, готовы встать в очередь за «бесплатным сыром» — они не доверяют правительству

  
176

В среду, 10 февраля Минпромторг опубликовал на своем сайте перечень автодилеров и пунктов утилизации, которые будут работать по правительственной программе обмена старых автомобилей на новые. Напомним, что этот эксперимент по стимулированию продаж новых автомашин отечественной сборки начнется в России 8 марта и закончится 1 ноября текущего года. В рамках программы каждый россиянин, сдав в утиль машину старше 10 лет, сможет получить у автодилера скидку в 50 тыс. рублей на новое авто, произведенное в нашей стране. Правительство выделило на эту программу, призванную поддержать пострадавший в кризис отечественный автопром, более 11 млрд. бюджетных рублей.

Ранее Минпромторг утвердил список из 65 моделей авто, которые будут продаваться со скидкой в 50 тыс. рублей в рамках эксперимента. А также перечень автопредприятий, занимающихся производством автомобилей, продукция которых попадает в правительственную «дисконтную» программу. Интересно, что в этом списке российских производителей раз-два и обчелся, зато в него вошли практически все зарубежные компании, занимающиеся промышленной сборкой своих автомобилей у нас в стране. Кроме отечественных «Автоваза», «УАЗа» и «Ижавто», со скидкой можно будет купить автомобили производства компаний «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген», «Исузу», «Дженерал Моторз» и «Форд».

Но самое интересное, что, судя по опросу ВЦИОМ, лишь 41% россиян, попадающих под действие программы утилизации и планирующих покупку нового автомобиля, готовы участвовать в этой правительственной «халяве». Как показывают результаты опроса, это, в основном, владельцы подержанных автомобилей отечественного производства (52% от опрошенных), уральцы (68%) и жители крупных городов (50%).

Не желают сдавать свои автомобили на хлам главным образом владельцы подержанных иномарок (85%), обеспеченные россияне (82%) с высоким уровнем дохода, а также автовладельцы Москвы и Петербурга (80%). Главная причина — их не устраивают условия программы (37%), и они не доверяют правительственным программам вообще (30%). При этом наибольшее возмущение автовладельцев (69%) вызвало то, что для участия в программе утилизации им необходимо заплатить 3 тыс. рублей.

— По моему мнению, этот опрос ни о чем не говорит, просто некоторые люди по каким-то субъективным критериям не могут участвовать в этой программе, — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Действительно, для участия в программе человек должен оплатить услуги утилизации автомобиля в размере 3 тыс. рублей, потому что сама утилизация — это не прибыльный бизнес. Об этом было объявлено в последний месяц, когда вышло постановление Минпромторга.

Правда, получается, что государство платит людям за подержанную машину уже не 50, а 47 тыс. рублей, но, думаю, что большинство автовладельцев, которые захотят купить новый автомобиль, сдав старый, это не остановит. По нашим ощущениям, 200 тыс. автовладельцев, которые смогут войти в эту программу из расчета 10 млрд. выделенных на нее бюджетных рублей, легко наберется. Всего же под действие программы, по нашим расчетам, попадает 2−3 млн. автомобилей в России.

Сейчас, когда все документы и адреса дилеров опубликованы на сайте Минпромторга, люди уже могут начать подавать заявления на утилизацию. А после того, как вам дадут добро, можно садиться в свое старое авто, если оно на ходу, или нанимать эвакуатор и везти его в магазин. Все остальное делается прямо на месте.

Кстати, не все дилеры, которых выбрали производители для работы по этой программе, согласились в ней участвовать. Во-первых, возврат продавцу этих 50 тыс. рублей будет происходить не сразу, а через определенное время, и они не хотят рисковать своими деньгами. А во-вторых, дилеры боятся каких-то дополнительных проверок государственных органов, связанных с участием в правительственном эксперименте. В общем, из 3 тыс. российских автодилеров предварительное согласие дали лишь около 1200.

Выходит, нашему правительству не доверяют не только автовладельцы, но и продавцы машин. Конечно, очень печально, что люди подозревают государство в том, что оно их обманет. Но есть и обратная сторона дела — не станут ли сами граждане обманывать государство, покупая разбитые машины под обмен?

— Для этого в постановлении есть ограничительное условие — владелец автомобиля должен владеть им не менее года, — поясняет Сергей Целиков. — Таким образом правительство собирается отсечь все варианты перепродажи старых авто. Конечно, есть вариант, что мошенники станут подделывать доверенности на автомобили, но главная задача по поддержке автопрома все равно будет выполнена.

Есть и еще один момент: ходят слухи, что рост спроса спровоцирует продавцов задирать цену на автомобили, продающиеся по программе утилизации, и это может свести на нет все 47 тыс. «халявы». Однако Минпромторге считают, что все эти слухи «искусственно нагнетаются и проверенные продавцы — представители российских автозаводов не будут спекулировать на цене». Дилеры имеют четкие договора с производителями, в том числе по отпускным ценам, и это дает гарантию, что цены на новые автомобили будут адекватными. По словам представителя министерства «ведомство формирует перечень дилеров на основании данных, которые предоставляют автопроизводители, рекомендуя своих дилеров для участия в программе». Поэтому ответственность за ценовую политику — в интересах обоих партнеров.

Кстати, несколько автодилеров, с которыми связалсь «СП», сообщили, что пока никаких подробностей о работе программы и условиях приема старых автомобилей им неизвестно. Никаких документов на эту тему не поступало. Будем надеяться, что начало работы проекта не сорвется из-за нерасторопности его организаторов, и автоладельцы получат к Женскому дню настоящий мужской подарок — новый автомобиль.


Два вопроса Минпромторгу

«СП»: — Могут ли 50 тыс. рублей за «автохлам» приниматься банком или дилером в качестве первоначального взноса по автокредиту?

Минпромторг: — Что касается использования сертификата в качестве первого или авансового платежа за автомобиль, то нужно проконсультироваться в банке, где вы берете кредит, и у дилеров. По сути, дилер предоставляет автомобиль уже со скидкой, а как засчитывать эту скидку — в теле кредита или в качестве авансового платежа — будут решать банки и дилеры.

«СП»: — Если у человека в собственности два старых автомобиля, он может приобрести за счет них одну новую машину?

Минпромторг: — Математика в данном случае простая: одна старая машина (один сертификат) дает возможность приобрести одну новую машину отечественного производства со скидкой. В случае сдачи нескольких автомобилей гражданин должен приобрести такое же количество новых машин. Эксперимент, который мы проводим, должен решить несколько задач, главная из которых — поддержка российского автомобильного рынка. И мы его рассматриваем как антикризисную меру. Кроме того, одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей: около 50% парка старше 10 лет, а запуск «пилотного проекта» позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой — стимулировать обновление автопарка.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня