Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
11 февраля 2010 10:52

Новый прожект РЖД: На поезде в Питер за два часа

Глава компании Якунин снова решил тряхнуть налогоплательщиков — на пару триллионов рублей

149

Компания «Российские железные дороги» изучает возможность эксплуатации высокоскоростных поездов французской компании Alstom на маршруте Москва — Санкт-Петербург, говорится в пресс-релизе, размещенном на официальном сайте РЖД. Такие претенциозные намерения железных дорог озвучил в среду 10 февраля в Таллине старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович. Он уточнил: речь идет о возможности эксплуатации поездов Alstom на планируемой отдельной высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом, предпроектные работы по созданию которой уже ведутся. Как пояснил Гапанович, поезда «Сапсан», которые в настоящее время курсируют по маршруту между двух столиц, также будут использоваться на новой дороге.

Что здесь можно сказать? Если руководство РЖД после всех скандалов последних недель, связанных с техническими неполадками в связи с несоответствием зарубежных колесных пар отечественным рельсам, продолжает, как ни в чем не бывало, говорить о новых закупках импортной техники, значит, оно имеет на это санкцию «сверху».

Мало того, по информации РЖД, до лета компания собирается купить еще пару «Сапсанов». Напомним, что на данный момент железные дороги закупили уже восемь высокоскоростных поездов компании Siemens, из которых пока запущены эксплуатацию только шесть. И зачем им еще два — непонятно. А совместное российско-финское предприятие с «госучастием» РЖД закупило четыре поезда TGV производства французской Alstom для маршрута Петербург — Хельсинки. Кроме того в конце прошлого года РЖД подписала контракт с Siemens на поставку 54 пригородных поездов Desiro для зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

— Сколько все это стоит — узнать абсолютно невозможно. Потому что РЖД — стратегическая компания и никаких финансовых отчетов о своей деятельности по закону публиковать не обязана. И сравнивать бесполезно, так как сумма контрактов у солидных западных фирм обсуждается для каждого покупателя в отдельности, в зависимости от условий, — поясняет руководитель Центра финансовых проблем Максим Тимофеев. —  Так что нам только остается ждать тех цифр, которые соизволит опубликовать сама РЖД. Или надеяться на то, что все разговоры руководства компании о возможности скорого IPO — не пустая болтовня. Тогда, по биржевым требованиям, компания будет вынуждена регулярно предоставлять в открытой печати полугодовые и годовые балансовые отчеты, отчеты о прибылях и убытках и движении денежных средств.

Но у меня лично такая перспектива вызывает большие сомнения, ведь в этих отчетах можно будет такого прочитать, что всем журналистам хватит работы на год, а руководство РЖД нужно будет срочно отправлять в отставку. Компания выбирает для скоростных трасс самые дорогие поезда из всех существующих в мире. Думаете это случайно или РЖД руководствуется исключительно интересами пассажиров? А, может, дело в другом? Давно говорят, что откаты от суммы контракта — обычная практика российских компаний при работе с иностранцами. А с высокой суммы контракта откат гораздо больше, тут хватит и руководству, и чиновникам. Вопрос только в том, кто дает «добро» на невообразимые проекты.

Сейчас РЖД «рассматривают возможность» закупки 20 высокоскоростных поездов AGV французской компании Alstom, рассказал «Интерфаксу» Валентин Гапанович. По его словам, именно такое большое количество поездов «необходимо для движения с высокой частотой курсирования на этом маршруте». Скорость движения поездов составов составит до 400 км/час, расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга будет преодолеваться примерно за 2 часа. Кстати, в 2007 году поезд AGV установил рекорд скорости в мире — 574,8 км/час.

А чтобы колеса французских поездов не разбивались о российские рельсы, компания собирается построить «самостоятельные высокоскоростные пути параллельно ныне действующим». Стоимость проекта представитель РЖД не уточнил, но заметил, что она может составлять около сотни миллиардов рублей.

В среду, после появления этой информации в печати, в РЖД ее то опровергали, то объясняли, что Гапанович поторопился, но к вечеру поместили пресс-релиз на официальном сайте, поэтому можно констатировать, что процесс пошел. Правда, пока непонятно, какие именно французские поезда будет покупать РЖД — ныне действующие TGV или сверхновые AGV, которые и во Франции еще не ходят.

Из досье «СП»

AGV — это скоростные поезда четвертого поколения компании Alstom. В отличие от TGV, движимых электровозами, расположенными по концам поезда, у AGV двигатели находятся под полом пассажирских вагонов. Этот принцип используется в обычных электричках и в скоростных поездах, таких, как немецкий Velaro, японский Shinkansen и итальянский Pendolino, но в AGV впервые удалось совместить этот подход с расположением моторных тележек не под самими вагонами, а под сочленениями между ними, сообщает специализированный инфраструктурный портал InfraNews.


По мнению специалистов, разница заключается и в цене — новые AGV дороже. Оценивать их будущую стоимость сложно, но цена вопроса — явно не сотни миллиардов рублей, а гораздо больше. А во что обойдется весь этот «супрематический» проект, вместе с строительством специальной дороги — даже невозможно представить.

Например, британцы тоже собираются построить подобную высокоскоростную трассу из Лондона на Север и Северо-запад, примерно такой же длинны, как Москва — Питер. Предварительная оценка проекта — до 30 млрд. фунтов стерлингов или 1,2 трлн. рублей. Но при «переносе» на российскую землю проект вероятнее всего подорожает, считают специалисты.

— На какие деньги РЖД собирается покупать эти дорогущие иностранные игрушки, мне лично совершенно непонятно, — удивляется Максим Тимофеев. — Ведь прибыль компании за прошлый год составила всего 11 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом она уменьшилась почти в семь раз — с 76 млрд. рублей. Судя по информации самой РЖД, в прошлом году объем грузоперевозок снизился на 15% по сравнению с 2008 годом. И государству пришлось выделять РЖД из бюджета 50 млрд. рублей, потому что руководство угрожало беспредельно поднять тарифы на грузоперевозки.

Однако компания компенсировала потери прибыли и за счет своих сотрудников: сократила их число на 39 тыс. человек, а оставшимся урезало зарплаты на общую сумму 32 млрд. рублей. Тогда о каких сотнях миллиардов долларов на новый проект идет речь, о бюджетных? О деньгах налогоплательщиков — наших с вами? А почему мы должны оплачивать амбиции Якунина, которому хочется ездить в Питер за два часа? Может, ему лучше туда на своем реактивном «Голфстриме» летать — быстрее будет и дешевле обойдется для страны…

Интересен и другой момент: а сколько будет стоить билет в этих суперпоездах? И не дешевле ли будет добраться до Питера самолетом?

Продолжение темы

Спустя месяц после публикации этой статьи редакция «СП» получила письмо начальника департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» С.В.Михайлова, который не согласен с некоторыми оценками журналиста. Его претензии мы публикуем с незначительными сокращениями.

В частности, «возник вопрос относительно следующей цитаты автора: «…Если руководство РЖД после всех скандалов последних недель, связанных с техническими неполадками в связи с несоответствием зарубежных колесных пар отечественным рельсам…». Автор, по всей видимости, имеет в виду рядовой процесс технологии эксплуатации и обслуживания высокоскоростных поездов? В связи с этим сообщаем, что высокоскоростные поезда «Сапсан» прошли все необходимые технические испытания и соответствуют всем требованиям и нормам безопасности для их эксплуатации на инфраструктуре железных дорог Российской Федерации. Кроме того, для эксплуатации высокоскоростных поездов на линии Москва — Санкт-Петербург с 2007 по 2009 год проводилась масштабная реконструкция, в ходе которой, в частности, на части линии были уложены рельсы зарубежного производства. И отечественные, и зарубежные рельсы, использованные на линии Москва — Санкт-Петербург, обеспечивают безопасную эксплуатацию поездов.

Автор скептически высказывается относительно закупки ОАО «РЖД» еще двух составов высокоскоростных поездов «Сапсан». По атому поводу сообщаем, что данные поезда пользуются большой популярностью у пассажиров, о чем свидетельствует статистика: загрузка вечерних поездов составляет 90%, а дневных (с учетом посадки и высадки пассажиров на промежуточных станциях) — более 100%. Именно поэтому компания разработала график для организации курсирования еще нескольких пар поездов. «Сапсан» на линии Москва — Санкт-Петербург.

В качестве мнения независимого эксперта в статье цитируется мнение руководителя Центра финансовых проблем Максима Тимофеева, который утверждает, что «РЖД … никаких финансовых отчетов о своей деятельности по закону публиковать не обязана».

Между тем советам директоров ОАО «РЖД» утверждено Положение об информационной политике, согласно которому компания публикует всю финансовую отчетность (квартальную, полугодовую и годовую) в установленные законом сроки. Информация находится в открытом доступе на сайте компании…

Утверждение автора статьи о покупке ОАО «РЖД» четырех поездов TGV производства компании Alstom … не соответствует действительности. Информируем, что на направлении Санкт-Петербург — Хельсинки будут курсировать скоростные поезда производства компании Alstom на платформе Pendolino, о чем компания сообщила еще в 2007 году".

«СП»: В том, что мнения журналиста и чиновника зачастую не совпадают, нет ничего странного — это нормально. А вот кто прав покажет время. Главное, чтобы за доказательство чьей-то правоты пассажирам не пришлось заплатить слишком дорогую цену…

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня