Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
27 октября 2018 09:40

«Нефтяной» пожар заливают бензином

Правительство Медведева уже не знает, как умерить жадность монополистов

26312
Материал комментируют:

Правительство судорожно решает, каким образом затормозить рост цен на бензин и солярку — до конца года они могут подняться еще на несколько рублей на фоне грядущего увеличения НДС и акцизов. Одно из предложений — ограничить поставки нефтепродуктов на экспортные рынки. Правда, экономисты считают: будет только хуже.

У нефтяников сдают нервы

Вице-премьер правительства России Дмитрий Козак провел совещание с представителями нефтяных компаний, на котором обсуждали ситуацию на топливном рынке. А она катастрофическая: как свидетельствует Росстат, только за прошлую неделю топливо подорожало на 0,1% (больше всего — солярка, на 14 копеек).

Может быть, именно поэтому совещание проводилось за закрытыми дверями: после ее окончания Дмитрий Козак оптимистично заявил журналистам, что рост мировых цен на нефть оказывает давление на стоимость топлива на внутреннем рынке, однако правительству удается успешно сдерживать ее.

«Мы обсудили с нефтяниками возможные варианты действий с тем, чтобы прекратить ручное управление рынка, у государства есть достаточно инструментов регулирования. Уверены, что это позволит нам удержать ситуацию на внутреннем рынке топлива», — заявил журналистам вице-премьер.

Читайте также

Впрочем, сами нефтяники его оптимизма не разделяют. Участники совещания на условиях конфиденциальности поделились с деловыми изданиями, что внутренних резервов для сдерживания цен на АЗС больше не осталось. И свои убытки в розничном звене рынка нефтяные компании вынуждены компенсировать за счет увеличения оптовых цен.

Правда, это еще более усилило разрыв между АЗС, входящими в вертикальные холдинги («Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть») и независимыми заправочными станциями, у которых отсутствует возможность перенести центр прибыли в оптовое звено. Кроме того, высокие оптовые цены фактически разоряют мелких поставщиков.

Белый дом борется в поте лица

После того, как правительство России было вынуждено отказаться от повышения акциза на бензин и солярку, рост цен удалось ненадолго затормозить. Фактически, чиновники были вынуждены управлять ценами «в ручном режиме», договариваясь с нефтяными компаниями о замораживании цен.

Но чем ближе конец года, тем громче экономисты говорят о грядущей «ценовой катастрофе» на топливном рынке — с 1 января повышаются НДС и акцизы. Правда, прогнозы по поводу повышения различаются: например, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что они вырастут в среднем на 7 рублей, руководитель Российского топливного союза (объединяет независимые АЗС) Евгений Аркуша оценивает повышение в 4,4 рубля, а председатель Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что уже в этом году ценник прибавит 2−3 рубля.

Вот правительство и вынуждено изыскивать новые механизмы спасения рынка. Чего именно хочет кабмин, Дмитрий Козак журналистам не объяснил, а вот конфиденты из числа участников совещания поделились: в России могут быть введены лицензии на экспорт топлива для НПЗ. Они будут выдаваться при одном условии — если завод перерабатывает и отправляет определенный объем топлива на внутренний рынок (а вот экспортировать можно будет неограниченный объем).

Еще один вариант (на сей раз предложенный не чиновниками, а самими нефтяниками) — чтобы на пиках потребления государство проводило топливные интервенции: то есть через биржевые торги реализовало топливо из Росрезерва. Кстати, такое предложение озвучивал еще в августе начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин: соответствующие полномочия, по его мнению, должны быть переданы Минэнерго России.

Ограничивать экспортные поставки — бессмысленно

О том, насколько эффективны будут предложенные меры по регулированию топливного рынка, «Свободная пресса» поговорила с заместителем директора аналитического департамента финансовой корпорации «Альпари» Анной Кокоревой.

«СП»: — Анна Вячеславовна, некоторые аналитики топливного рынка с сомнением относятся к перспективам введения механизма возвратных акцизов, который начнет работать с первого января. Вы разделяете этот пессимизм?

— Действительно, ряд чиновников встревожено предстоящим повышением акцизов на топливо и налоговым маневром, встревожены и потребители. Однако премьер-министр страны Дмитрий Медведев уже подписал соответствующий протокол, устанавливающий меры регулирования цен на внутреннем рынке, в частности, речь идет о демпфирующих акцизах.

Субсидии, выплаченные нефтяным компаниям, бюджет компенсирует за счет увеличения ставки НДПИ. Фактически, часть расходов на поддержание НПЗ государство перекладывает на сами компании. В связи с этим, заявления экономистов, о которых вы говорите, являются спорными.

Читайте также

«СП»: — Насколько резким окажется рост цен в январе?

— Цены на топливо вырастут на размер инфляции и за счет НДС, последствия роста акцизов должны нивелировать те самые меры, прописанные в протоколе. Если предусмотренный правительством механизм не будет работать, то рост цен будет более существенным.

«СП»: — Звучат также предложения ограничить (скажем, через систему лицензирования) поставки топлива за рубеж. Якобы, это позволит насытить внутренний рынок, а значит, и снизить цены.

— Снижение доли экспортных поставок или полное их отсутствие приведет к ухудшению финансовых результатов крупнейших налогоплательщиков, а значит, к снижению доходов бюджета. Не стоит забывать, что топливо продается в валюте и текущий курс делает экспорт очень выгодным.

А вот предложение увеличить объемы продаж топлива на бирже хорошее — рост предложения снижает цены. Однако за счет чего стимулировать рост предложения на бирже? В целом, чтобы поставки на внутренний рынок росли, должна быть привлекательная цена для производителя, он не может работать себе в убыток.

Поэтому, если правительство обяжет НПЗ поставлять на внутренний рынок не меньше определенного объема, а цены при этом будут низкие, то ряд заводов начнет работать себе в убыток, в лучшем случае в ноль.


Нефть и газ: В «Роснефти» прокомментировали прогноз Счётной палаты о резком росте цен на бензин

Финансовые новости: 90 рублей за доллар: Ждать осталось недолго

Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня