Правительство Медведева уже не знает, как умерить жадность монополистов
В России — третьей в мире стране по объему нефтедобычи — снова дорожает бензин. Причем, цены на АЗС растут вопреки мерам, принятым правительством. Об этом 29 октября заявил премьер Дмитрий Медведев. Для урегулирования ситуации он не исключил введения заградительной пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов.
«Я хотел бы, чтобы Министерство энергетики провело консультации с нашими нефтяными компаниями. Мы же договорились, что будет принят план работы и определенное соглашение о поддержании сложившегося уровня цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Либо в ближайшее время мне придется подписать решение, чтобы ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты, чтобы ситуация на рынке была более стабильной», — предупредил Медведев.
На проведение всех консультаций премьер дал два дня, поручив доложить ему лично.
В тот же день вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с нефтекомпаниями, где подтвердил: ситуация с ценами на топливо «находится на грани» того, что правительство может применить «экстренные меры».
Действительно, с конца лета вслед за оптовыми ценами бензин и дизтопливо продолжают дорожать и в рознице. По данным Росстата, в сентябре в рознице бензин подорожал в 36 регионах. Сильнее всего в Крыму — на 1,4%, в Севастополе и Забайкальском крае — на 1,1%. Только с 16 по 22 октября бензин на российских заправках подорожал в среднем до 43,4 руб. за литр.
Правительство Медведева уже не знает, как умерить жадность монополистов
Напомним: летом Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, согласно которым кабмин сможет вводить с 2019 года экспортные пошлины на нефтепродукты в размере 60% от вывозных пошлин на сырую нефть, если цена нефти вырастет на 15%. Это сделано, чтобы у нефтекомпаний не возникло соблазна в случае роста котировок пускать максимум «черного золота» на экспорт, оголяя внутренний рынок.
Пока ничего подобного не происходит. Нефть не только не дорожает — она дешевеет. Цена за баррель Brent в начале октября достигала почти $87, теперь же она опустилась до $77,7. Курс рубля к доллару также стабилен. Почему же растут цены на бензин? И почему Медведев действует так, словно гром вот-вот грянет — вся нефть хлынет на экспорт, а цены на АЗС рванут к небесам?
По мнению аналитиков, возможное объяснение выглядит так. Во-первых, 4 ноября вступают в силу новые санкции США против нефтяного сектора Ирана. Это может привести к скачку цен на «черное золото». Во-вторых, в ноябре Госдеп США грозился ввести второй «очень жесткий» пакет санкций против РФ из-за дела Скрипалей. Ключевая мера пакета — прямой запрет американским контрагентам на расчеты с госбанками РФ, в том числе Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, Россельхозбанком, Промсвязьбанком. Это может привести к резкому ослаблению рубля.
В результате двух этих факторов может сложиться ситуация, при которой экспортировать нефть будет выгодно даже при сверхвысоких экспортных пошлинах.
По данным СМИ, сейчас Белый дом просчитывает варианты действий на такой случай. В частности, рассматривает возможность введения экспортных лицензий, которые будут выдаваться только НПЗ, и условием предоставления которых будет поставка достаточных объемов нефтепродуктов на внутренний рынок. В рамках этой идеи экспортом нефтепродуктов смогут заниматься только НПЗ.
В любом случае, речь идет о форс-мажоре на рынке нефтепродуктов. Как показывает практика, в подобных ситуациях цены на бензин и дизтопливо успевают ощутимо подрасти. А потом, несмотря на стабилизирующие меры, почти никогда не снижаются.
Насколько в итоге подорожает бензин в России?
— Медведев отпустил два дня на совещания с руководителями нефтяных компаний, чтобы выработать решение проблемы роста цен на топливо, но «перетягивание каната» с нефтяниками за этот срок вряд ли закончится, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Замечу, о повышении пошлин на сырую нефть говорили еще месяц назад — повышении именно с ноября, в плановом режиме. Нынешний ажиотаж связан с тем, что повысить пошлины могут еще и дополнительно.
На мой взгляд, жесткое указание Медведева в принципе перекрыло самый эффективный способ не повышать цены на топливо — им был отказ кабмина от повышения акциза на бензин. Напомню, с 2019 года акциз вырастет на 3700 рублей за тонну.
В теории, от повышения акциза еще можно отказаться — проект бюджета-2019 находится на рассмотрении Госдумы, и в него можно вносить правки. Впрочем, уже сегодня ясно, что кабмин на такой шаг не пойдет.
Правительство просто не может найти иной вариант наполнения региональных дорожных фондов. Как раз повышение акциза на бензин должно было содействовать их стабильному наполнению.
Теперь, надо думать, нефтяники и нефтепереработчики будут долго торговаться с правительством. Они припомнят, что НПЗ обещали отрицательный акциз и демпфирующие компенсации — для сокращения возросших затрат на переработку из-за подорожавшей нефти. Но кабмин дальше обещаний пока не пошел.
Со своей стороны, Минфин считает: раз невозможно не повышать акцизы, а Минэнерго не внесло список НПЗ, нуждающихся в субсидиях, — давайте будем лицензировать экспорт. То есть, НПЗ будут получать лицензию на экспорт при условии, что такой-то объем топлива (какой именно — вопрос переговоров) будет поставляться на внутренний рынок через биржу.
По расчетам Минфина, биржа в таких условиях будет выступать маркет-мейкером («создателем рынка»), и на ее цены будут ориентироваться все игроки. Предполагается, что цена на топливо при таком подходе будет достаточно комфортной для потребителя.
Именно так выглядят сегодня переговорные позиции сторон.
«СП»: — Что при этом будет с ценами на топливо?
— Здесь надо исходить из того, что решения будут приниматься долго. Даже если кабмин объявил, что примет меры немедленно, история с введением отрицательного акциза для НПЗ наверняка перейдет на 2019 год.
Раз так, наиболее реалистичным выглядит прогноз Российского топливного союза: бензин и дизтопливо в рознице подорожают на 2−3 рубля за литр еще до конца текущего года.
Что будет дальше — вопрос пока открытый. Если все сложится удачно, цены на топливо вырастут в пределах инфляции — на 4−5% в течение всего 2019 года.
Если нет — мы можем столкнуться с несколькими «бензиновыми шоками», каждый из которых будет давать прирост цен на топливо на 7−10%. Причем, первый из этих шоков может случиться в самом начале 2019 года.
США придется ввести санкции против ЕС, чтобы остановить поставки топлива из РФ
«СП»: — Как на этой ситуации отразятся новые санкции США против России и Ирана?
— Большинство аналитиков полагают, что цены на нефть будут находиться в интервале $70−80 за баррель. Выпадающие иранские объемы собираются активно компенсировать и Ливия, и Саудовская Аравия — как минимум, 1 млн. баррелей добычи в сутки они могут добавить.
А во второй половине 2019 года в США будут введены в строй несколько серьезных трубопроводов — это показывает, насколько усиливается в Штатах предложение сланцевой нефти. В результате, Америка резко снизит импорт нефти, в первую очередь саудовской.
В итоге, уже в третьем квартале 2019 года цены на «черное золото» могут опуститься до отметки $50 за баррель — и даже ниже. Это будет настоящим шоком для российской экономики. Но одновременно цены на бензин и дизель на российском рынке постепенно пойдут вниз.
Новости экономики: В России цены на бензин с начала 2019 года могут вырасти еще на пять рублей
Нефть и газ: «Нефтяной» пожар заливают бензином