18+
суббота, 3 декабря
Экономика

РЖД оставит для пассажиров электричек одну дверь

На участке Москва-Тверь 25 февраля начинается эксперимент по отлову безбилетников

  
240

РЖД придумали новый способ борьбы с безбилетниками в пригородных электричках. Очередной удар по «зайцам» решено нанести на оживленном участке московского отделения Октябрьской железной дороги Москва — Тверь, где в 25 февраля стартует «пилотный» проект по отлову безбилетников. Ежедневные пассажироперевозки здесь достигают 100 тысяч человек.

Начать жесткую борьбу с безбилетниками РЖД побудила шокирующая статистика: из 1 млрд. пассажиров, перевезенных пригородными поездами в 2009 году, 30% не заплатили за свой проезд. Также убытки компании приносят пассажиры, из экономии приобретающие билеты не на весь маршрут своего следования, а на часть пути.

«На этом участке мы внедряем новую технологию контроля. Для входа пассажиров на конечных станциях будет открыта только одна дверь в каждом вагоне, а посадка в электропоезда на конечных станциях (Москва и Тверь) будет осуществляться по предъявлении билета разъездному билетному кассиру», — рассказала «СП» сотрудница пресс-службы компании РЖД Ольга Внуковская. Заблаговременное предъявление билета контролеру, по замыслу авторов проекта (ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», входящая в структуру РЖД), позволит отсечь на начальной стадии пассажиров, покупающих билеты не до конечной остановки своего маршрута.

— Для пилотного проекта выбраны 4 поезда, курсирующие по маршруту Москва — Тверь с минимальным количеством остановок, — продолжила Внуковская. — Поэтому контролеры сразу вычислят потенциальных «зайцев» по конечному пункту в их билете. Как правило, это следующая остановка в первой зоне следования электрички". Но даже если пассажир, который, например, едет из Москвы в Клин, а берет билет до станции Крюково, беспрепятственно пройдет контроль в столице, он все равно будет пойман и ему предложат доплатить за проезд, так как в пути следования разъездные билетные кассиры также будут осуществлять проверку билетов. Компанию им составят сотрудники охраны РЖД, которые в случае неадекватного поведения пассажиров, смогут защитить от них контролеров.

Сотрудников охраны РЖД также будут сопровождать сотрудники линейных отделов милиции.

При этом, как заверила Внуковская, электрички, участвующие в эксперименте, будут подаваться к перрону заблаговременно — за 10−15 минут до отправления, и все пассажиры смогут спокойно, без давки и толкотни зайти в вагон.

Для апробации новой системы выбраны электрички № 6001 и № 6071 отправлением из Твери в 6:00 и в 6:33 (с остановками в Крюково в 7:33 и 8:15 и прибытием в столицу в 8:07 и 9:05 соответственно), и вечерние московские: № 6072 и № 6722 отправлением из Москвы в 16:35 и в 17:16 соответственно.

«В Московско-Тверской пригородной пассажирской компании» добавили, что эксперимент будет проходить в течение месяца, после чего все данные, полученные в ходе его реализации, будут обработаны и принято решение о его дальнейшей судьбе.

Оптимизма чиновников не разделяют пассажиры, регулярно пользующиеся электричками. «В утреннюю электричку на Москву в Твери нереально сесть и так. Народу очень много, а если еще будут контролеры в дверях стоять, то половина людей просто не успеет зайти», — рассказала «СП» тверичанка Анастасия Силкина. Ее поддерживают и блогеры, активно обсуждающие нововведения чиновников от РЖД. Пользователи уверены, что подобная система контроля не только не снизит число «зайцев», но приведет к их росту. И связано это отнюдь не с аморальностью граждан, а с постоянным ростом цен на билеты.

«Меня все это уже достало. Я всегда была хорошей девочкой, честно платила за проезд, не нарушала правил… Но теперь, когда за год проездной подорожал с 1500 рэ, аж до 5000 почти… В общем, я не готова работать только на проезд», — пишет в «Живом журнале» gwenvivar. «В декабре 2008-го проездной на месяц стоил 1700 или около того. У нас и вопросов не было — покупать ли билет. А теперь из принципа не буду. На двоих это почти 10 тысяч в месяц выходит. Жирновато!», — вторит ей другой пользователь rizolder. — Поговорил тут недавно с друзьями, самим смешно стало — когда учились, проездные покупали в основном. Закончили, работаем — ездим зайцами и бегаем от контров частенько".

Директор Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев также считает, что новая инициатива РЖД не приведет к сокращению безбилетников, а лишь добавит трудностей пассажирам. «Я думаю, что на подходах к электричкам будет давка, не все будут успевать сесть в поезд, и, в итоге будут опаздывать на работу. Мне кажется, что эта инициатива захлебнется, не выживет, она нереалистична, а „зайцы“ просто найдут другие способы проехать бесплатно», — уверен правозащитник.

Научный руководитель ГУ — ВШЭ Евгений Ясин считает, что большинство пригородных электричек не рентабельно, и, возможно, повышением цен на билеты РЖД хочет компенсировать недофинансирование льготных перевозок из региональных бюджетов. «С точки зрения экономики, нерентабельные маршруты нужно сокращать, и скорее всего их будут сокращать. Снятие с маршрутов не окупаемых поездов и одновременное повышение проезда в оставшихся вынудит пассажиров искать другие пути передвижения — такси, частный транспорт или автобус. А новые инициативы РЖД по отлову „зайцев“ — антигуманны и унижают людей», — говорит он.

На войне, как на войне

Пригородные железнодорожные перевозки еще с советских времен были убыточными «по плану», и в рыночной экономике они прибыльней не стали. Поэтому принятой в 2001 году «Программой структурной реформы железнодорожного транспорта» региональным властям было рекомендовано обеспечить полную компенсацию убытков железнодорожников. Подобная норма содержится и в федеральном законе 2006 года «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ», который относит пригородные поездки к расходным полномочиям региональных властей. Поэтому во всех регионах России тариф для электричек установлены ниже себестоимости, а власти выплачивают железнодорожникам компенсации в размере от 5% до 80% убытков.

Например, в 2008 году РЖД потеряли на электричках 35 млрд. рублей, а в 2009 году — 28 млрд. При этом в прошлом году региональные власти компенсировали железнодорожникам всего 2,8 млрд. рублей, а остальное им пришлось покрывать за счет прибыли от грузовых перевозок, осуществляя так называемое «перекрестное субсидирование», сообщает специализированный инфраструктурный портал InfraNews.

Но сейчас ситуация изменилась: та самая «Программа структурной реформы железнодорожного транспорта» обязывает перевозчиков с 2010 года отказаться от перекрестного субсидирования. Начиная с нынешнего года пригородные перевозки должны осуществляться на основе госзаказа, который оплачивают региональные власти. Каждый регион должен подсчитать, сколько ему нужно электричек и какой тариф он готов оплачивать перевозчику. Однако РЖД даже смягчили эту директиву: в нынешнем году они будут добиваться от региональных властей компенсации хотя бы 50% убытков, а о 100% оплаты пока речи не идет.

Именно поэтому с начала года вокруг пригородных электричек в регионах началась настоящая война. В итоге, как заявил начальник отдела организации пассажирских перевозок РЖД Геннадий Гришин, количество электричек по России с начала текущего года сократилось на 600 — сегодня их менее 7 тысяч.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня