
Минэкономразвития передало в правительство список федеральных целевых программ (ФЦП), которые необходимо финансировать в рамках бюджета 2011−2013 годов, который сейчас разрабатывается в правительстве. Нескромные запросы чиновников на общую сумму в 1,78 трлн. рублей собеседник «Ведомостей» в Минфине назвал «полным отрывом от реальности».
Речь в списке Минэкономразвития идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся. В 2011 году на их финансирование необходимо направить 440 млрд рублей, в 2012 году — 520 млрд рублей, а в 2013 году — еще 820 млрд рублей.
Но стоит ли начинать новые программы, когда не финансируются старые? Ведь, по словам самих же чиновников, пока еще нет ни одной ФЦП, которая была бы выполнена на 100% в отведенные ей сроки. О том, зачем чиновники Минэкономразвития коллекционируют целевые программы, «СП» рассказал ведущий эксперт Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский.
«СП»: — Сколько бюджетных денег пойдет на ФЦП в этом году?
— Сейчас ФЦП составляют около 10% расходов федерального бюджета, в 2010 году это будет чуть меньше 700 млрд рублей. Сумма значительная, и Минэкономразвития является ведомством, ответственным за расходование этих средств. Что не очень нравится Минфину, который недавно публиковал на своем сайте программу повышения эффективности бюджетных расходов. Эта программа предусматривает, что начиная со следующего года, все бюджетные расходы будут представлены в виде долгосрочных целевых программ, которые не стыкуются с ФЦП и будут, фактически, контролироваться Минфином.
«СП»: — То есть, контроль за бюджетными расходами перейдет к Минфину?
— Минфин и сейчас управляет бюджетными расходами, но пока из них выпадает такой важный кусок, как финансирование ФЦП, которое является сферой влияния Минэкономразвития. Если смотреть на это, как на процесс межведомственного разделения влияния, то получается, что путем этих реформ Минфин получит в свои руки все рычаги управления бюджетными деньгами. А у Минэкономразвития останется только функция макроэкономического прогнозирования, и он практически не будет участвовать в процессе распределения бюджетных средств. И, естественно, Минэкономразвития такая перспектива не нравится.
«СП»: — А сама сумма расходов на ФЦП — почти в 2 трлн рублей, вас не смущает?
— Нужно иметь в виду, что это только заявки на два триллиона, а в реальности, с учетом бюджетного дефицита, таких средств просто нет. Поэтому речь здесь может идти, скорее всего, просто об инструменте влияния размером в два триллиона рублей. К тому же еще непонятно, чем кончится эта история, как отреагирует правительство на предложения Минэкономразвития.
«СП»: — Нужны ли нам вообще все эти семьдесят ФЦП, насколько они эффективны?
— Действительно ФЦП постоянно подвергаются обоснованной критике. В том числе и по причине системы госзакупок, вокруг которой постоянно происходят какие-то темные истории. Например, если взять самую крупную целевую подпрограмму по строительству автомобильных дорог, то она уже стала из-за этого «притчей во языцех». Но с другой стороны, оценить ее эффективность чрезвычайно трудно. В свое время я пытался это сделать, но столкнулся с тем, что отчеты, которые публикуются об исполнении этой программы, составлены так, что не дают никакого представления о ее эффективности. Однако делать это все равно надо, потому что если государство не будет заниматься дорогами, никто к нам их строить не придет. Просто нужно наводить порядок в этой сфере.
«СП»: — Такое огромное количество ФЦП обосновано, или это делается по принципу: проси больше, получишь меньше?
— Отчасти и по этому принципу. Сейчас верстается бюджет на 2011−2013 годы, и его ресурсы, которые можно потратить, более или менее известны, как и социальные обязательства правительства, которые нужно будет выполнять. Просить намного больше здесь просто не имеет смысла — возможности для принятия новых программ слишком маленькие. Поэтому, конечно, новые программы в размере 2 трлн рублей — из области фантастики. Скорее всего, все они приняты не будут, из этого количества правительство будет отбирать только самые необходимые.
В перечне Минэкономразвития указано, что восемь новых программ появилось по поручениям президента Дмитрия Медведева, еще шесть добавил премьер-министр Владимир Путин, а остальные семь программ образовались «по иным поручениям». В частности, по поручению президента, Минобороны должно разработать ФЦП по обеспечению безопасности полетов воздушных судов госавиации, а Минспорта — разработать ФЦП «Молодежь России», что особенно актуально на фоне провальной Олимпиады в Ванкувере. Минприроды же Медведев предписал разработать ФЦП, направленную на обеспечение охраны природной зоны озера Байкал. Осталось только добавить сюда ФЦП по спасению северного гуся-пискульки, которую много лет в одиночку финансирует олигарх, владелец «Норникеля» Владимир Потанин, и будет полный комплект.
Сейчас у Минэкономразвития 51 действующая ФЦП. Правда, из-за кризиса в 2009 году их бюджетное финансирование было сокращено на 30%, а в бюджете нынешнего года на ФЦП выделено чуть больше 740 млрд. рублей.