Мэр Москвы Юрий Лужков утвердил предельный объем выпуска в 2010 году государственных ценных бумаг — облигаций городского займа столицы в размере 234 млрд 935 млн рублей по номинальной стоимости, об этом говорится на сайте правительства Москвы. По информации сайта, долг столицы достиг верхнего допустимого предела, установленного московским правительством. С учетом прошлогодних займов, он может превысить 460 млрд рублей.
При этом утвержденный столичный бюджет в 2010 году имеет достаточно большой дефицит — более 120 млрд рублей. Как сообщила первый заместитель руководителя столичного департамента финансов Ольга Хрычева на заседании правительства города, бюджет Москвы на 2010 год утвержден по доходам в объеме чуть более 1 трлн рублей, а по расходам — 1 трлн 120 млрд рублей.
При этом Москва гораздо труднее переживает кризис, чем вся Россия в целом. Так, ВРП города в 2009 году упал на 15%, тогда как ВВР России — на 7,8%. Объемы производства в московской промышленности снизились на 17,2%, а в целом по России — на 11%. Инвестиции в основной капитал в столице упали на 23,1%, а по России — на 20%.
О том, насколько эффективно расходуются средства столичного бюджета, рассуждает Борис Немцов, лидер движения «Солидарность».
"СП": — Желание московских властей подзанять денег для покрытия бюджетных расходов вполне объяснимо, но насколько рационально это решение при таком дефиците?
— Докризисный бюджет Москвы был на уровне 35−40 млрд долларов, сейчас они занимают по 8 млрд долларов в год, и это, в принципе, не критично. Но это совсем не значит, что бюджетная политика московских властей правильная. В бюджете присутствуют огромные расходы на поддержку каких-то абсолютно убыточных компаний — порядка 200 млрд рублей, на самовосхваление самого себя Лужков тратит по разным проектам больше 8 млрд рублей. Все знают, как нерационально тратятся деньги на дорожное строительство — в Москве дороги самые дорогие в мире, и так далее. Если сократить все эти расходы, то занимать пришлось бы гораздо меньше.
«СП»: — Почему так сильно упали экономические показатели столицы, ведь деньги всей страны крутятся в Москве?
— Во-первых, здесь сыграл свою роль общий кризис в стране, а во-вторых — крайне неблагоприятные условия для работы бизнеса в столице. Предприниматели бегут из Москвы, бегут строители, девелоперы и риелторы. Потому что рабочая сила в столице дорогая, и развивать производство здесь невыгодно. А если нанимать дешевую рабочую силу — гастарбайтеров, то они могут производить только низко квалифицированные работы. Тут и налоги большие, и тарифы высокие, сюда же можно добавить огромные поборы и взятки — кому это надо? Понятно, что людей держат высокие цены на недвижимость, но пообщавшись с местными властями они понимают, что лучше работать спокойно где-нибудь в другом месте.
«СП»: — А нет вероятности, что такие размеры займов могут привести правительство Москвы к дефолту?
— Денежные потоки, идущие через Москву, очень велики. Поэтому, с точки зрения обслуживания долга, пока угрозы дефолта нет. Но если так пойдет и дальше, если Лужков будет продолжать жить взаймы, то кому-то после него, кто займет место мэра, придется за это расплачиваться. И все это — следствие неэффективности политики Лужкова, которой очень плохо управляет Москвой. Я думаю, это один из худших мэров в мире.
«СП»: — Говорят, почти половину расходов столичное правительство пускает на социальные нужды. Разве это плохо?
— Под социальными расходами московские чиновники считают затраты на здравоохранение, образование и так далее. На самом деле, это касается обязательных функций государства, которые они должны выполнять. Но если вы посмотрите на состояние тех же учреждений образования и здравоохранения в столице, то увидите, что оно далеко от нормы. И все эти большие цифры расходов на практике дают мало эффекта.