Крупнейшие мировые энергокомпании уверены, что они смогут повторить американскую революцию в добыче сланцевого газа в Европе, что подорвет господство России в качестве ведущего европейского газового поставщика, пишет The Financial Times.
Напомним, резкий прорыв в сфере добычи газа начался в США три года назад, когда компании начали извлекать сырье из месторождений сланца. Появившиеся в результате запасы сырья оказались настолько велики, что теперь эксперты уверены в обеспеченности США газом на многие десятилетия. Эти дополнительные поставки и обретенная Америкой самостоятельность в обеспечении этим топливом вызвали перенасыщение мирового газового рынка и снижение цен, отмечается в статье британской газеты, опубликованной агентством «Интерфакс».
Но самое интересное, что ведущие энергокомпании упустили это прибыльное дело. Они считали, что разработка технологий для добычи сланцевых газов потребует слишком много времени и денег. И теперь для таких компаний, как ExxonMobil, Royal Dutch Shell и BP, выявление резервов сланцевого газа в Европе является способом догнать то, что они пропустили в США.
Нас же беспокоит другое: если американские и британские гиганты обеспечат Европу сланцевым газом, как этот сделали в США, кто будет покупать сырье «Газпрома» и на что будет жить Россия? О возможности газовой революции в Европе «СП» рассказал главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор технических наук Юрий Синяк.
— Насчет революции в Америке я бы высказывался осторожнее. Действительно, там сейчас стали добывать много сланцевого газа, но технология его добычи очень непроста и нарастание объемов будет происходить лишь до 2017, максимум, до 2020 года, а потом основные месторождения будут освоены, и дальнейшего роста добычи сланцевого газа не ожидается. Дешевизна американского сырья объясняется тем, что месторождения сланцев расположены вблизи от промышленных центров, так что они могут сильно экономить на транспортировке.
«СП»: — А в Европе ничего подобного нет?
— С Европой сложнее, здесь пока не выявлено таких крупных месторождений сланцев, как в США. Сейчас ведутся разведывательные работы, но насколько все это будет эффективно, сказать трудно.
«СП»: — Говорят, в Америке сейчас 2 тыс. рабочих скважин, а в Европе всего 50?
— Скважины активно бурят и в Европе, но пока неизвестно, насколько они будут эффективны. К тому же, действующая скважина может истощиться через очень короткое время. Дело в том, что сначала скважина дает много газа, а потом теряет 70−90% объема добычи в течение 1−2 лет. К тому же, технология добычи очень сложна.
«СП»: — В чем она заключается?
— В США достаточно хорошо работает технология добычи сланцевого газа, которая называется «гидравлический разрыв», а в Европе она пока еще не освоена. К тому же, есть опасения, что ее применение может приводить к нежелательной подвижке земной коры и к землетрясениям. Эта технология заключается в следующем. Бурятся две вертикальные скважины на глубину до 2 километров. В одну под высоким давлением закачивается вода в смеси с химикатами, сланцевый пласт разрывается на отдельные трещины, и вода выдавливает газ через другую скважину. Потом бурятся новые скважины в направлении залегания пластов, которые проводятся горизонтально на глубине. Это гораздо дешевле, чем бурить новую скважину, но кора оказывается «подпилена» этими скважинами.
«СП»: — Дорогая, видимо, технология?
— Это очень тонкая и сложная технология, которую американцы пока никому не продают. Чтобы она эффективно работала, сначала вся система скважин моделируется на компьютере, а потом используется уникальная техника. Американские компании разрабатывали все это в течение десятилетия, вложив миллиарды долларов, и только в последние годы сделали резкий рывок в области практической добычи, который оказался абсолютно неожиданным для всего мира.
«СП»: — Это и есть американская революция?
— Да, но вернемся к Европе и «Газпрому». Если в Европе, благодаря американским компаниям будет добыто 60−80 млрд кубов сланцевого газа, то это, конечно, отразится на поставках сырья «Газпрома». К тому же, европейский газовый рынок, благодаря переизбытку сжиженного газа, уже стал рынком, на котором диктует условия потребитель, а значит, цены на нем будут только снижаться. И поставки сырья по контрактам «Газпрома», привязанным к дорогой цене нефти, могут оказаться под угрозой. Конечно, все это мало обнадеживающе для «Газпрома» и России.
«СП»: — Может случиться так, что газопроводы «Северный» и «Южный поток», которые мы строим, окажутся не нужны?
— Конечно. Тем более, если будут запущены все эти потоки, плюс, украинский газопровод, плюс, поставки сжиженного газа, то и без сланцевого газа в Европе окажется переизбыток сырья. Ситуация кислая, это может сильно ударить и по «Газпрому», и по государству, ведь доходы российского бюджета зависят от газового экспорта. Но «Газпром» уже не сможет отказаться от Ямала, где он завязан прочно, поэтому ему придется гнать этот дорогой северный газ и пытаться продать его если не в Европе, то хотя бы в России.
«СП»: — А у нас нет месторождений сланца, которые мог бы разрабатывать «Газпром» или кто-то еще?
— Дело в том, что никаких исследований в этой области в России не проводилось, а месторождения сланца изучались лишь на предмет отделения жидких фракций, например, смолы, а вовсе не метана. Так что перспективы российской газовой отрасли туманные…
Пласты глинистых сланцев широко распространены географически. Международное энергетическое агентство оценивает мировые запасы этого «нетрадиционного газа» в 240 трлн кубометров, значительная доля которых находится в Европе.
В США разведанные запасы сланцевого газа составляют 24 трлн кубометров (технически извлекаемы — 3,6 трлн куб. м). В 2009 году в США было добыто около 745 млрд кубометров газа, из них на долю сланцевого пришлось 100 млрд. Половину из них приходится на меторождение Barnett Shale в Техасе.
Из европейских стран больше всего запасов сланцевого газа имеет Польша. После того, как четыре крупнейших американских нефтяных компании приобрели права на газовую разведку на территории страны, польское правительство решило добиться самостоятельного обеспечения себя газом. Но, несмотря на эти перспективы, в декабре 2009 года Польша все же приняла решение о продлении соглашения с «Газпромом» на поставки природного газа сроком еще на 37 лет.